25.06.2011 3454

Модель процесса гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации (статья)

 

Моделирование представляет собой распространенный метод, применяемый во многих науках. Метод моделирования применяется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования. На эмпирическом уровне он используется для выполнения измерительной, описательной и других функций, на теоретическом - для выполнения интерпретаторской, объяснительной, предсказательной функций, а также функций в мыслительном эксперименте.

Многообразие гносеологических функций придает методу моделирования большую значимость и служит одной из важнейших причин все увеличивающегося его распространения.

Моделирование явилось развитием экспериментального метода. Под моделированием в философии понимается «метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими». Модель представляет собой «аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, который служит для хранения и расширения знания об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления им».

Моделирование служит задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Модель указывает новые направления исследовательского поиска, а стремление ее формализовать неизбежно приводит к переосмыслению даже устоявшихся понятий и представлений.

Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденции, пишет В.И. Загвязинский, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания, делает их мысленную перекомпановку, то есть моделирует потребное состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы, вскрывающие механизмы связи между компонентами изучаемого, на основе которых строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Каждая проектируемая модель педагогического процесса сочетает в себе предыдущий опыт, детали уже существующих образцов и доказательные комплексы нововведений.

В нашей работе предпринимается попытка создания модели процесса гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации, определения тех условий, при которых модель исследуемого процесса будет наиболее эффективной.

При моделировании изучаемого процесса мы опирались на изучение и совершенствование внешних (стереотипы поведения и отношений) и внутренних (различного рода умения и навыки, знания, физические и личностные качества) факторов подростков группы риска.

Модель исследуемого процесса является динамичной и отражает процессуальные характеристики, например, такие как объективность (потенциалы объекта, принципы и условия успешной реализации цели), временные характеристики (этапы изменения изучаемого явления), количественные характеристики (увеличение или уменьшение определенных фактов), качественные характеристики (изменение взаимоотношений составных элементов изучаемого явления), направленность исследуемого процесса (его социальное предназначение) и другие, которые между собой взаимосвязаны и на различных этапах процесса имеют более или менее существенную роль.

Модели в педагогических исследованиях выполняют следующие гносеологические функции иллюстративную, трансляционную, объяснительную, предсказательную. С их помощью можно проиллюстрировать те или иные педагогические системы, определять, какими они должны быть с точки зрения искомого результата, сопоставление того, что формирует система, с тем, что должно быть сформировано, дает возможность так или иначе классифицировать педагогическую систему и осуществлять сознательный поиск путей ее совершенствования.

Анализ психолого-педагогической, политологической, философской литературы позволил нам в ходе организации пилотажного исследования увидеть тенденцию повышения интереса ученых самых различных наук к феноменам гражданственности и правосознания подрастающего поколения.

В работах многих отечественных и зарубежных авторов рассматриваются следующие проблемы в контексте нашего исследования:

– сохранение и передача новым поколениям народной культуры (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Д.Б.Кобалевский, Б.Н.Неменский, Н.С.Ширева);

– моделирование пространства деятельности, общения и отношений в рамках воспитательной системы образовательного учреждения (В.А.Караковский, А.В.Мудрик, А.Г.Пашков, В.В.Полукарпов);

– мотивационно-эмоциональная детерминанта обучения (Е.П.Ильин, Н.П.Фетискин);

– развитие и индивидуальность в деятельности (О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, Е.А.Климов, Б.М.Теплов);

– механизмы развития личности в деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.П.Тугаринов);

– социализация учащихся, социальное закаливание и социальные пробы детей (Б.З.Вульфов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, М.И.Рожков);

– педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка учащихся (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, Е.Е.Чепурных, И.И.Щипицина);

– моделирование потенциалов социально-психологических и социльно-педагогических явлений (В.Д.Иванов, А.Г.Кирпичник, А.Н.Лутошкин, Р.С.Немов, Л.И.Уманский);

– гражданское образование и воспитание (Т.П.Вернигорова, Н.М.Воскресенская, А.В.Иващенко, В.П.Пахомов, А.С.Прутченков, В.Тубельский);

– понимание воспитательной сущности и педагогических потенциалов детских объединений (В.Н.Вентцель, И.П.Иванов, А.С.Макаренко, К.Д.Радина, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий);

– нравственное воспитание (Л.П.Буева, П.Ф.Каптерев, Б.Т.Лихачев, А.Фокин);

– признание ребенка субъектом права (А.Б.Орлов, Е.М.Рыбинский, З.К.Шнекендорф);

– социализация ребенка в детских общественных объединениях (А.В.Волохов, М.И.Рожков, Е.Е.Чепурных).

В системе образования в период с 1995 года по настоящее время в значительной степени сложился убедительный опыт гражданского образования. В данной связи мы выделили четыре основные группы особенностей детских общественных организаций в процессе гражданского самоопределения личности подростков. Первая группа особенностей связана связанных с контингентом участников детской организации: их психологическими, психолого-педагогическими характеристиками, интеллектуальными способностями, познавательной активностью, уровнем нравственности.

Вторая группа особенностей связанна с особенностями коллектива, его составом, (возрастным, половым, социальным), уровнем развития норм и основ взаимодействия старших и младших, форм проявления общественной активности детей.

Третья группа особенностей связана с уровнем профессиональной компетентности педагогов содействующих организации общественной деятельности, их опытом, возрастом, уровнем квалификации, а так же стилем взаимодействия.

Четвертая группа особенностей связана с социокультурной средой жизнедеятельности детской общественной организации и объединения (особенностей системы образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, на базе которых функционирует детская организация).

Главная цель гражданского самоопределения - воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве, обладающего определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и т.п.), умениями (практически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т.д.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественной жизни.

Становится очевидным, что многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях является необходимым условием для его социального становления, саморазвития.

Отличие педагогического аспекта исследования гражданского самоопределения в том, что он изучает закономерности и методику педагогического влияния на личность с целью повышения эффективности формирования у нее гражданских качеств, перехода процесса развития личности в ее саморазвитие.

Стимулирование гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации связано с рядом педагогических условий, позволяющим, более успешному протеканию этого процесса. Прежде всего, мы считаем необходимым определить принципы данного процесса. Под принципами в науке понимается руководящая идея, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей. На наш взгляд, принципы гражданского самоопределения подростков есть определенная система исходных требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность в достижении целей, определяет общее направление, содержание, совокупность и логику применяемых средств реализации выдвинутых нами условий.

Нами использовались следующие принципы гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации:

Среди основополагающих принципов гражданского самоопределения личности в детской организации, таких как принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, включенности в социально-значимые отношения, взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, Волоховым А.В. и Рожковым М.И. выделяется принцип самореализации ребенка в детской организации, который предполагает:

– осознание цели и значения деятельности детской организации для личного развития;

– учет осознанности каждым ребенком своего «Я»;

– формирование активного отношения ребенка к миру и себе, его самосознания;

– наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается;

– видение конечного результата и промежуточных рубежей;

– последовательность, поэтапность решаемых задач;

– добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

– наличие у него цели - доступной, понятной, осознанной;

– доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели;

– информированность детей о возможностях деятельности различных детских объединений;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующий успешной самореализации ребенка.

Принцип активности. Активность участников организуемого процесса носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. Она предполагает включение субъекта в специально организуемую социальную деятельность. Это может быть участие в различных вида играх, составление и реализация проекта, проигрывание той или иной ситуации, выполнение специальных тренинговых упражнений, наблюдение по специальной схеме и т.д. Активность возрастает в случае достижения субъектом состояния включенности (В.В.Рогачев). Это личностное состояние характеризуется нтериоризацией цели деятельности, непосредственным участием в ней, выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей, удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности. В результате включения в деятельность реализуется активная позиция личности.

Принцип рефлексии собственной деятельности и поведения. Понятие и термин рефлексия, известный еще философам античности, используется в психологии как самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями. Данная категория не определяется еще в науке однозначно. Под рефлексией мы понимаем технику осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий.

Рефлексия расширяет поле осознаваемых элементов, способствует реализации индивидуальных особенностей мышления, деятельности и поведения каждой личности, позволяет осмыслить помехи и затруднения в каждой конкретной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания, деятельности и поведения.

Отметим так же, что рефлексивное опосредование групповой динамики способствует осмыслению подростком собственного уровня коммуникации и отношения к содержанию деятельности детской организации, складывающимся отношениям в коллективе и своему месту в них.

Принцип педагогического управления. Организуя процесс гражданского самоопределения, педагогу необходимо обеспечить управление этим процессом, как особой функции, направленной на сохранение определенной структуры процесса, поддержание режима деятельности, реализацию программ, цели деятельности. Организатор процесса должен выполнять две группы функций - общие, присущие управленческой деятельности вообще, и специфические, присущие только организатору процесса гражданского самоопределения.

Общие управленческие функции можно выделить следующие: целеполагание, прогнозирование, планирование, выработка и принятие управленческого решения, организация действий, регулирование и координация действий.

К специфическим функциям следует отнести функцию педагогического стимулирования, как организации мотивообразующих условий деятельности субъекта, направленных на включение его в социально-значимые отношения детской организации.

Исходя из вышеизложенного, мы можем определить условия, необходимые для организации процесса гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации.

История детских организаций показывает, что их деятельность была созидательной лишь тогда, когда обеспечивались условия для творческого саморазвития личности детей в процессе включения в реальные социально значимые отношения с окружающим миром. В этом процессе происходит познание ребенком самого себя, самореализация и саморазвитие.

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Параметры организации процесса гражданского самоопределения подростков в детской организации

I этап - адаптационный

II этап - вариативно -деятельностный

III - этап рефлексивного опосредования совместной деятельности

Принципы организации процесса гражданского самоопределения подростков

Включенность подростка в качестве субъекта в позиции широкого и позитивного общения, контактов и взаимодействия в детской среде, формирование лидеров.

Освоение социального опыта через самореализацию в социально значимых делах, поиск своего места в обществе

Подросток осознанно принимает на себя определенные обязательства, умеет подчиняться им на основе принципа «право - выбор - ответственность»

Основное содержание и формы гражданского самоопределения подростков.

Лидерские, творческие, социально-значимые программы, сборы, слеты, ассамблеи.

Способность к самостоятельному гражданскому выбору и готовность брать ответственность на себя, пользуясь своими правами и обязанностями. Реализуются естественные потребности учащихся в деятельности, познании, общении, самоопределении

Личностное, предпрофессиональное и профессиональное развитие.

Социально педагогический инструментарий самоопределения подростков.

Обучение способам (методам) решения собственных жизненных задач и задач жизнедеятельности своей группы, коллектива, семьи, окружающего мира.

Наличие выбора социально-значимых развивающих программ и проектов.

Включение учащегося через членство и деятельность в детской организации в систему социальных связей и отношений в обществе. Опыт и знания могут быть более разнообразными и эффективными для становления

гражданско-правовых качеств.

Организационно - педагогические условия гражданского самоопределения подростков

Актуализация ценностно-смысловых основ правовой культуры подростка в групповом общении при реализации проектной деятельности.

Личностно-ориентированное сопровождение развития субъектности подростка, наличие ситуации успеха, доверия и выбора для самоопределения в общественной деятельности.

У подростка формируются способности к рефлексии, самооценке; создаются условия для поддержки инициативы в семье и обществе, педагогическое сопровождение программ деятельности детских объединений гражданской направленности.

Основной результат

Личность, обладающая сформированными гражданско-правовыми ценностями на основе системы знаний.

Личность, готовая к деятельности в динамично изменяющемся обществе. Наличие осознанного отбора референтных групп на основе сформированных ценностей, сложившиеся навыки организаторской деятельности

Подростку предоставляются широкие возможности для инициативы, ответственности и самоопределения, а также совместной деятельности детей со взрослыми, самовоспитания и реализации навыков коллективного взаимодействия, развития умений, обеспечивающих успех в значимых для него видах деятельности. Подросток получает реальный опыт лидерства

Показатели оценки организации процесса гражданского самоопределения подростков в детской организации

Готовность к профессиональной деятельности на основе знаний своих гражданских прав и обязанностей.

Возможность достаточно быстрой ротации социальных ролей в реализации гражданской позиции. Умение решать личные и общественные проблемы на основе ценностей гражданственности и права

Позитивные изменения в социальной позиции учащихся.

 

Успешное гражданское самоопределение в деятельности детской общественной организации, на наш взгляд, предполагает актуализацию ценностно-смысловых основ правовой культуры в организованном групповом общении. Данное условие реализуется через:

– обеспечение подростков информацией о структуре, особенностях и свойствах его личности, нормах и правилах взаимодействия, идеалах, ценностях, убеждениях, эталонах гражданственности и о способах осуществления гражданского самоопределения, о возможностях и путях самосовершенствования в условиях детской общественной организации.

– самостоятельный выбор детьми различных видов деятельности для приобретения знаний и навыков социальных, экономических, политических, культурных, правовых отношений и социального общения, проявления инициативы, активности, творчества в деятельности, понимания ребенком зависимости своих успехов от развития социальных отношений, складывающихся в его коллективе и вокруг него.

– предоставление подростку возможности реализовать свои личные социально-значимые интересы и потребности на основе осознанного выбора, а также понимания смысла правовых предписаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

– содействие развития правового самосознания, глубокого внутреннего уважения к праву, установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению нарушений правовых норм; готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями и поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Личностно-ориентированное сопровождение развития субъектности участников детской общественной организации предполагает:

– расширение воспитательных ресурсов детской общественной организации и предоставлении возможности подросткам видеть и осваивать опыт и ценности профессий и взаимодействия государства с общественными структурами и индивидом;

– обеспечение реализации индивидуальных траекторий личного развития подростков, получения представлений об образе «Я», последовательное расширение сфер, путей и состояний субъектного продвижения социально-значимой деятельности и отношениях;

– структурирование отношений в системах: подросток - подросток, подросток - взрослый, подросток - подростковое сообщество и трансляцию норм и ценностей гражданского самоопределения; выбор перспективных путей решения проблем в ситуациях организованных и спонтанных;

– определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе подростком смысла своего собственного существования; прогнозирование некоторого будущего состояния; обретение подростком своего ценностно-смыслового единства и его реализация

Осуществление специальной подготовки организаторов общественной деятельности предполагает:

– референтность носителей образцов гражданского самоопределения -участников детской общественной организации; целостное представление объекта совместной деятельности, умение прослеживать события в обратном порядке;

– наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы, учитывающие широкий диапазон интересов и потребностей подростков, их возрастные особенности при прогнозировании зон личностного развития каждого подростка, планирование коллективных действий;

– организация сотрудничества и сотворчества детей и взрослых «внутри» детской общественной организации, построенного на взаимном интенсивном обмене в соответствии с мотивами каждого члена организации;

– целенаправленное научно-методическое и правовое совершенствование руководителей и лидеров детской общественной организации, влияющее на гражданское самоопределение подростка.

Учитывая специфику работы в детских организациях и учет сложной структуры феномена гражднского самоопределения, мы выделяем три группы показателей его сформированности. Первая группа выступает в качестве необходимого основания для формирования гуманистически-ориентированной системы ценностных ориентации - это знания о просоциальных ценностях, нормах, правилах социально одобряемого гражданского взаимодействия. Данная система знаний интериоризируется личностью через презентацию поведенческих образцов референтными взрослыми и информирование о потенциалах реализации данных образцов личностью подростка в социально-значимой деятельности, а также через раскрытие сущности объектов гражданского общества. Интериоризация получаемой информации стимулируется посредством организации целенаправленного осмысления подростками социально значимой совместной деятельности.

Процесс гражданского самоопределения представляет собой синтез взаимосвязанных структурных компонентов. Хотя гражданское самоопределение у старшеклассников находится в стадии становления, но на любом этапе развития личность может быть охарактеризована вполне определенно, что будет отражать своеобразие данного этапа ее становления. Опираясь на исходные теоретические положения и результаты констатирующего эксперимента, мы структурировали минимум общечеловеческих и гражданских качеств личности, характеризующих основные отношения человека:

– к обществу (общественно-политическая активность, патриотизм, интернационализм, гражданская ответственность);

– к людям (коллективизм, гуманизм, честность, правдивость, толерантность);

– к труду (бережливость, трудолюбие, любознательность, целеустремленность);

– к себе (требовательность, самосовершенствование, самоопределение, рефлексивная позиция).

Организация гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации должна проходить по 4 аспектам:

– мировоззренческий (знания, идеалы, убеждения, ценностные ориентации);

– поведенческий (нормы, направленность, установки, поступки);

– оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания, стиля мышления, познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств);

– культурный (культура чувств, общения, поведения, формы, содержание, характер самодеятельного творчества

Эти компоненты мы рассматриваем в единстве с мотивационно-ценностным компонентом. Под последним мы понимаем отношение подростка к автономизации собственной личности. Это отношение мы рассматриваем как единство объективного и субъективного, где объективное положение личности является основой ее устойчивое, избирательное отношение индивида к субъектам и ситуациям взаимодействия, выражающееся в принятии им одних и отвержении других в зависимости от опосредствующих факторов - оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей. Гражданское самоопределение связанно с удовлетворением потребностей личности. Этот компонент выполняет интегрирующую функцию, определяя взаимосвязь остальных структурных компонентов.

Таким образом, мы смогли определить критерии гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации. Первый критерий - когнитивный. Результаты, полученные на основании использования данного критерия расценивались нами как необходимая информационная основа гражданского самоопределения. Когнитивный критериальный признак проявляется через ряд показателей:

1. достаточная полнота знаний о системе ценностей, нормах, правилах взаимодействия в детской общественной организации;

2. представление подростка о своей гражданской позиции и правовом статусе;

3. наличие системности, целостности суждений о сущности ценностей, гражданско-правовых понятий и явлений;

4. способность разрешить жизненные ситуации с позиции гражданских приоритетов;

5. знание особенностей своего поведения, наличия идеала и убеждений;

Второй критерий является волевой - умение последовательно отстаивать свою позицию, способность бесконфликтного общения, саморегулирование своего поведения. Вслед за Е.А. Латуховой которая предложила учитывать критерием педагогической оценки для процесса самоопределения личности адекватность самоопределения. А так же для определения особенностей процесса самоопределения личности достаточно проверить такие характеристики личности, как адекватность ее самооценки на входе и выходе, адекватность оценивающей, когнитивной и поведенческой составляющих в процессе. При учете, что реализуемость коррекционной работы зависит как от степени адекватности самоопределения, так и от особенностей ценностно-ролевых характеристик личности. В таком ключе волевой критерий показывает выраженность необходимого комплекса качеств и включает следующие показатели:

1. целеустремленность;

2. наличие сформированной системы мотивации;

3. настойчивость (сохранение длительных усилий при достижении поставленных целей);

4. активность и инициативность (самостоятельный выбор действий и поступков, а также готовность и умение творческого разрешения различных ситуаций);

5. умение последовательно отстаивать свою позицию, способность к рефлексии и бесконфликтному общению,

6. саморегулирование своего поведения

Третий критерий является производным от наличных ценностных ориентации проявляющихся в деятельности и отношениях -коммуникативный критерий. В поведении подростка материализуется наличный уровень гражданственности и его содержательные характеристики. Способность подростка строить взаимодействие с другими людьми на основании гуманистически-ориентированной системы ценностей развивается через включение его в коммуникацию, организацию взаимовосприятия, взаимооценки и рефлексии.

Оценка поведения и поступков подростка ведется по следующим показателям:

1. самостоятельность выбора способов поведения в зависимости от ситуаций;

2. инициативность во взаимодействии;

3. мотивация разрешения сложных ситуаций.

Полученные в ходе нашего исследования данные позволили выделить дифференцированные качественные характеристики по уровням гражданского самоопределения подростков: высокий средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется осознанным пониманием своего социального статуса, как изменившегося, во-первых, во временных рамках и, во-вторых, знание связанных с этим изменением новых качеств личности, определяющих данный социальный статус (уже не только учебная деятельность, но и общий уровень развития, поведение, действия, поступки и т.д.). Длительные волевые усилия становятся привычными, последовательными, постоянными. Самоконтроль и саморегуляция поведения приводит к бесконфликтному взаимоотношению со взрослыми и сверстниками в рамках деятельности детской организации. На избирательность, инициативность и активность в общении оказывают влияние собственные интересы и стремления.

Этот уровень характеризуется системным, целостным усвоением системы гуманистических ценностей, правовой культуры способностью оперировать этически-нравственными понятиями и использовать их для решения сложных и проблемных социальных ситуаций деятельности детской организации; положительным активным интересом к вопросам морали и нравственности в отношениях между людьми, высокой степенью устойчивости переживания положительных или отрицательных эмоций по отношению к гуманному или антигуманному поведению; демонстрацией высокого уровня правовой культуры поведения, регулированием повседневного поведения гуманистически-ориентированной.системой, ценностей, даже в тех случаях, когда подросток не ожидает разглашения своих действий.

Средний уровень характеризуется осознанным пониманием изменившегося социального статуса, но недостаточным осознанием новых требований, предъявляемых подростку и определяющих этот статус. Проявление длительных волевых усилий носит не постоянный характер, возникают периодически. Недостаточная саморегуляция поведения периодически приводит к возникновению конфликтов во взаимодействии, что в свою очередь требует регуляции поведения со стороны взрослых. В общении избирательность и самостоятельность чередуются с пассивностью. Гражданская позиция, как результирующая процесса самоопределения проявляется не систематически и ее проявление связано с ситуативными внешними условиями. Ведущим мотивом нравственного поведения выступает прежде всего стремление соответствовать интериоризованному образцу, транслируемому педагогом и поддержать собственный уровень самоуважения.

Для низкого уровня характерно противоречие между объективно изменившимся социальным статусом и субъективным низким его осознанием. Причины этого противоречия для подростка не ясны, а, следовательно, возникает кажущееся отсутствие возможностей улучшить свое положение. Волевые усилия носят спорадический характер. Самоконтроль поведения ограничивается соблюдением внешних принципов и норм, которые не являются внутренними потребностями.

Особенность низкого уровня гражданского самоопределения у подростков состоит в двойственной, ситуативной позиции, проявляемой личностью по отношению к транслируемой системе ценностей. Это проявляется в знаниях: они носят бессистемный, односторонний характер. Подростки хотят получить только конкретные знания о правилах, нормах взаимодействия в определенных ситуациях. Среди мотивов следования позитивному поведенческому образцу - конформные мотивы и мотивы избежания неудач. Поведение ориентируется на мнение референтной группы, то есть можно предположить, что подросток данного уровня гражданского самоопределения может попасть под влияние группы с негативной направленностью поведения. Таким образом, низкий уровень гражданского самоопределения характеризуется наличием отрывочных, бессистемных знаний, противоречивым эмоциональным отношением к конкретным ситуациям выбора и отношений индивида к субъектам и ситуациям взаимодействия.

Разработанная нами модель процесса гражданского самоопределения подростков в детской общественной организации предполагает различное содержание деятельности на трех особым образом взаимосвязанных этапах.

На первом этапе подросткам презентуются определенные нормы и ценности взаимодействия в детских общественных организациях. Подростки, попадая в ситуацию новизны и эмоционального заражения, воспринимают нормы и ценности организации, обладающие гуманистической направленность, как необходимые для определения подростком принятия или отвержении значимости ситуаций взаимодействия и общения, вовлеченных в сферу жизнедеятельности детской общественной организации. Это позволяет включить подростков в интенсивное, разнообразное по содержанию и формам, социально - направленное коллективное взаимодействие, в котором демонстрируются образцы для подражания. В результате у подростков возникает потребность определения социального значения предъявляемых образцов, оценок, идеалов, эталонов, обретения личностного смысла в деятельности детской общественной организации.

На втором этапе происходит информирование о потенциалах личности и возможных траекториях продвижения в качестве субъекта социально значимой деятельности и способах ее осуществления. На данном этапе в результате включения подростков в различные сферы деятельности через комплекс вариантов программ обеспечивается достижение общественно значимого предметного результата. Здесь становится важным сформированность чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Субъект должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности подросток определяет, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. Тем самым решается основное противоречие данного этапа между «хочу» - «могу» - «есть» - «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан, иначе не могу», которые будут выстраиваться на основании и в зависимости от качества предметного результата.

При таком рассмотрении второй этап может быть представлен в виде нескольких стадий:

– первая - адаптационно-репродуктивная: приспособление к возникающим ситуациям, самоопределение в них на основе рефлексии имеющегося опыта, ценностей, убеждений и установок; воспроизведение комплекса освоенных эталонов и знаний о гражданском самоопределении, взаимодействии с людьми, способов поведения.

– вторая - моделирующая: выбор подростком собственных целей, путей и способов их достижения, ситуаций в которых они могут быть реализованы, выработка стратегии поведения на основе рефлексии собственной деятельности;

– третья - практически-действенная: закрепление устойчивых предпочтительных связей и отношений индивида к субъектам и ситуациям взаимодействия в социально-значимой деятельности и способах ее осуществления.

На третьем этапе происходит педагогическое сопровождение гражданского самоопределения в деятельности подростков в детской общественной организации. Детская общественная организация на данном этапе, становится, с одной стороны, самодеятельным и самоуправляемым сообществом детей и взрослых, организующей гражданское самоопределение, а с другой - частью общества, где проявляются данные устойчивые и избирательные отношения индивида с субъектами и ситуациями взаимодействия и имеют личностный смысл и расцениваются ими как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека.

Внедрение в педагогическую практику данной модели позволит обеспечить постоянную оценку процесса гражданского самоопределения детской организации; в соответствии с результатами этой оценки предоставлять подросткам необходимые возможности для гражданского самоопределения, а руководителям детских объединений - необходимые ресурсы для оптимизации данной модели в дальнейшем.

Указанная модель требует, как и любая инновация, организации подготовки специалистов, которые могли бы обеспечить ее функционирование и трансляцию. Следовательно, реализация сформулированных нами организационно-педагогических условий гражданского самоопределения обусловлена сложившимся характером отношений внутри и вне детской организации.

 

АВТОР: Вохмина Н.В.