27.06.2011 32316

Социально-педагогическая характеристика досуговой деятельности учащихся (статья)

 

Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, ее связи с практикой. Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление, досуговая деятельность в этом плане не является исключением.

Организация досуговой деятельности и проблема свободного времени, их сущность, объем, и структура были и остаются актуальными в философии, социологии, педагогике, психологии и являются объектом исследования многих авторов. Единое определение понятия «досуг» в современной науке отсутствует.

Английский термин «leisure» берет свое начало из латинского языка, и дословно обозначает быть свободным. Из латинского языка во французский язык пришло слово «loisir», что обозначает «быть разрешенным».

Этимологический анализ слова «досуг» убеждает, что существует много различных его интерпретаций. Так, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова под досугом понимается «свободное от работы время», «свободное отдела, праздное время».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля досуг рассматривается как «незанятое время; простор для дела; забава, занятия для отдыха». В «Этимологическом словаре» прямо указывается на это: «Досуг - свободное время, как следствие окончания работы в результате достижения чего-либо».

Общий методологический анализ свободного времени как условия развития человека пытались осуществить древнегреческие философы, западные ученые, жившие в новое и новейшее время мирового развития.

Обоснование свободного времени как пространства самоценного поведения личности присутствует уже в работах древнегреческого философа Аристотеля, «досуг», по мысли ученого это «серьезная деятельность без давления», «целесообразная организация свободного времени с целью развития и устроенного отдыха».

Именно этот подход определил тенденцию в дальнейшем употреблять как синонимы «досуг» и «отдых», а затем добавить к ним и «игру». В связи с тем, что во всех языках отдых рассматривался как физиолого-психологическое состояние человека, связанное с расслаблением и восстановлением сил, а игра определялась как особая форма деятельности в условных ситуациях, как та часть досуга, которая отражает мир чувств человека, приобщает к культурным ценностям, досуг не всегда правомерно отождествляли с расслаблением, восстановлением сил, бездельем, забавой, развлечением, отдыхом и нередко противопоставляли свободному времени.

Интересен опыт изучения исследователей западной социологии в области досуга. Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения об увеличении свободного времени для всестороннего развития личности. А.Шопенгауэр называл досуг венцом человеческого существования, т.к. «только он делает человека полным обладателем своего «Я». Э. Фромм рассматривает проблему досуга и его ценности относительно взаимоотношений общества и личности. Он подчеркивает, свобода в сфере досуга есть ни что иное, как иллюзия, а сам досуг - продолжение работы, ибо его использование направлено на решение вопросов восстановления и воспроизводства человека как работника.

Учитывая позицию авторов, общим для всех является акцент на значимости свободы индивидуального выбора досуга каждым человеком. Сопоставляя ценность рабочего и свободного времени, западные ученые делают вывод о том, что современное развитое общество становится все больше обществом свободного времени. Для такого утверждения, считают они, есть все основания, связанные с научно-техническим прогрессом двадцатого века: объективно увеличивается объем свободного времени, в обществе формируется новый стиль жизни, основанный на уравнивании шансов для всех социальных слоев и групп в сфере досуга. Можно утверждать, что в современных условиях глубокое осмысление проблем досуга возможно лишь в контексте мирового педагогического опыта.

Западная наука стремится утвердить досуг как «истинное время жизни», едва ли не единственный смысл человеческого существования. Вторая половина XX века ознаменована появлением целого ряда социологических теорий и научных школ досуга. Наиболее значимые открытия в сфере досуга сделаны в рамках западной социологии (Т. Веблер, Г.Виленский, Э. Гидденс, Ж. Дюмазье, М.Мид, С.Паркер). Кроме этого проблемы досуга вызывали интерес у представителей психологической науки (Э. Дюргейм, 3. Фрейд и др.)

Один из аналитиков досуговых теорий, американский социолог С. Паркер, делит все существующие определения досуга на 3 группы:

– досуг - это все время человека за вычетом сна, работы, физиологических потребностей.

– досуг - это деятельность, совершаемая на основе свободного выбора;

– досуг - это время, свободное от работы и других обязанностей, которое может быть использовано как для релаксации, и развлечений, так и для достижений и развития личности.

С третьей группой связана самая популярная за последние годы теория «цивилизации досуга» В контексте данной теории досуг является носителем этико-эстетической революции. Постиндустриальное общество, высвободив значительное количество времени для человека (в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса), оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, но и для удовлетворения его потребностей в постижении культуры и социальных устремлений.

Ярким представителем данной теории является французский социолог Ж. Дюмазье. Он ввел понятие «социокультурной деятельности» как сознательной, преднамеренной организованной деятельности личности в свободное время. Досуг, по мнению социолога, это деятельность, помимо той, которая связана с работой семьей и обществом, к которой человек обращен по своему желанию, для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и участия в общественной жизни, проявить свои творческие способности.

Таким образом, мы видим, что в современной зарубежной литературе нет единого подхода к рассмотрению и объяснению понятий «досуг» и «свободное время».

Далее мы обращаемся к отечественному опыту, накопленному исследователями в области досуга и свободного времени. В современной отечественной научной литературе значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование целесообразных форм его организации внесли: Ю.И. Альперович, М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, Г.А. Евтеева, Л.Н. Коган, И.А. Новикова, Г.П. Орлов, И.Е. Романова, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А.Титов, Б.А. Трегубов, С.А. Шмаков и другие исследователи. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью, по своему усмотрению, удовлетворяя различные потребности. В исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности, стимулом для его самосовершенствования, ареной его самовыражения и самореализации.

В настоящее время «досуговая деятельность» является самостоятельной научной дефиницией, определяющей основное содержание форм, методов и средств ее организации.

Необходимо определить основное понимание ученых, изучавших категории «досуг», «досуговая деятельность».

По мнению Г.П. Орлова, «досуг - это совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном, восстанавливающего характера, а также специфический социальный способ дальнейшего развития человеческих сил».

На наш взгляд, достаточно интересно термин «досуг» охарактеризован в исследованиях Э.В.Соколова, который рассматривается им как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». Чтобы наиболее полно обосновать свой подход, автор предлагает типичный набор видов досуга. Их оказалось шесть:

– отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать в себя различные уровни и степени активности;

– развлечение, исполняющее роль психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей человека, которые в силу ряда причин не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе;

– праздник, связывающий всегда прошлое и настоящее путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности, служащей основанием для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально-насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств;

– созерцание как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над «злобой дня», углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их;

– творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое;

– просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры.

Все эти виды тесно взаимосвязаны. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие, интегрирующие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогические потенциалы досуга. «Без достаточного отдыха, - пишет Э.В. Соколов, - человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским. Без просвещения и творчества невозможны приобщение к культуре, полноценная общественная деятельность».

Свою точку зрения на «досуг» раскрывают Г.А. Евтеева и Б.А. Трегубов. Они исходят из того, что «досуг» - это часть свободного времени, носящая преимущественно рекреационный характер. Это отдых, развлечение, элементарные формы просвещения. Г.А. Евтеева отмечает, что понятие «отдых» в контексте досуга не является одноранговым и не может употребляться в качестве его синонима. «Отдых», - пишет она, - не вид деятельности, а физиолого-психологическая характеристика состояния человека. Он может осуществляться и в сложных занятиях (в определенных временных и энергетических границах), и в активных формах путем переключений с одних занятий на другие».

Такие черты досуга, как деятельность и саморазвитие личности, выделяются в работе В.А. Ядова. Автор считает, что «в научном смысле досуг - это та часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии».

Б.А. Титов подчеркивает, что «досуг является позитивным явлением. Он является, скорее всего, поведением, при котором важнее не то, что делается, а то, как делается. Отсюда сущностью досуга является свобода -свобода времени и отношения». Исследователь характеризует своеобразные понятия - «реальный досуг», под которым понимается общественно полезный вид деятельности, находящийся в тесной связи, как с самой личностью, так и с обществом; и «мнимый досуг», т.е. такое лично значимое поведение человека, которое ведет к насилию либо над собой, либо над другими людьми, либо над обществом, и в целом, имеющий результатом своего существования разрушение себя или разрушение общества. Таким образом, подчеркивает Б.А. Титов, досуг можно рассматривать и как творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированной внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне.

Итак, анализ основных теоретических источников отечественной литературы позволяет сделать вывод о том, что досуг - это сфера личной свободы индивида, сфера раскрытия его творческих сил, реализации возможностей, общественная сфера, способствующая адаптации человека в реальном мире, подчиняющая личные интересы общественным. Следовательно, досуг можно рассматривать и как важнейшее средство социализации личности.

Анализируя проведенные работы, отмечаем, что досуг связан с понятием «свободное время».

При различных толкованиях ученых термина «свободное время» общим является признание того, что свободное время - это та часть нерабочего и внеучебного времени, которая остается у человека за вычетом разного рода затрат, таких как домашний труд, самообслуживание. При этом исходным моментом различных подходов является понимание сущности свободного времени, используемого личностью для духовного и физического развития, которое включает в себя общественную деятельность, повышение образовательного уровня, культурное общение, отдых, художественное творчество. Таким образом, свободное время - это пространство самоценного поведения личности. Г.А. Пруденский предлагает рассматривать его как «часть внерабочего времени, которое затрачивается на учебу, повышение квалификации, общественную работу, отдых и так далее, то время, которое люди используют за пределами рабочего дня для своего всестороннего развития». Б.А. Грушин «свободное время» считает «временем свободным от исполнения разного рода неотложных обязанностей».

Однако не все свободное время можно считать сферой позитивного развития, «в свободное время возможна всякая деятельность: творческая и потребительская, созидательная и разрушительная. Имея возможность выбора, человек может предпочесть ничего неделание, лежание, сидение, а может приняться за тяжелую работу, желая помочь близким людям или заработать дополнительные деньги», отмечает Э.В. Соколов.

Доминирование той или иной активности, характер поведения определяются различными социально-педагогическими факторами, индивидуально-психологическими особенностями, уровнем образования, социальным опытом человека.

Осознание важности свободного времени в жизни людей, увеличение его объема в общей структуре времени человека обуславливают необходимость исследования свободного времени как сферы развития позитивных сил личности.

Мы отмечаем, что свободное время содержит в себе не просто большие возможности, как для отдыха, так и для получения знаний и применения их на практике, а является непременным условием успешности развития личности и ее социального становления.

Мы солидарны с мнением ряда отечественных исследователей (Г.А. Евтеевой, Г.П. Орлов, Б.А. Титов), отмечающих неоднородность понятий «досуг» и «свободное время». При общем предмете деятельности, они различаются содержанием. Так, Г.А. Евтеева объясняет, что свободное время является пространством для развития личности, то досуг и есть та самая деятельность, которая осуществляется в свободное время, и обеспечивает те воздействия на личность, которые способствуют ее развитию.

Досуг интересен нам как особая сфера деятельности, и мы проводим анализ именно досуговой деятельности как специфической формы активности и взаимодействия людей, обусловленных рядом факторов и условий.

Мы будем считать, что досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его.

Категория «деятельности», деятельностный подход к развитию личности разработан в трудах Е.А. Ануфриева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева.

В исследованиях этих и других ученых раскрыта сущность, структура, категории деятельности, определены состояния и различных форм и видов деятельности, которая трактуется как единственный социально значимый способ существования человека.

В отечественной философии и психологии существует два основных подхода к определению категории «деятельность».

Первый подход представляют А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие ученые, полагающие, что ядром психологической теории деятельности является принцип предметности. А.Н. Леонтьев определяет деятельность как процесс, побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность. Иной подход мы находим в трудах Б.Г. Ананьева, СЛ. Рубинштейна и других психологов. В данном подходе рассматривается деятельность в контексте человеческих отношений.

Как отмечал Б.Г. Ананьев, деятельность человека строится в контексте субъект-субъектных отношений, т.е. различных социальных связей и взаимоотношений, которые характеризуют человека как личность. Очевидный интерес представляет предложенная Н.С. Каганом классификация видов деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Все эти виды деятельности преобладают в художественном творчестве и в большей или меньшей степени представлены в досуговой деятельности.

Научно обосновывают досуговую деятельность как одну из ведущих видов деятельности наряду с игровой, учебной, трудовой, В.А. Воловик и А.Ф. Воловик. Исследователи определяют досуговую деятельность исходя из следующих принципиальных позиций:

– во-первых, ее действительный мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;

– во-вторых, такая деятельность может быть разнообразна по своему предмету;

– в-третьих, в отличие от прочих видов деятельности, цели и содержание которых заложены в них самих, цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком свободно в зависимости от культурного уровня, потребностей и интересов;

– в-четвертых, досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально-отрицательный, асоциальный.

Критерием качественного анализа досуговой деятельности выступают отношения субъекта этой деятельности к ее процессу.

На этом основании авторы выделяют три уровня досуговой деятельности: потребление, творчество, экстериоризация (социальная активность). Данные уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный процесс путем планомерной и систематической организации досуговой деятельности путем перевода ее на более высокий уровень. Анализируя занятия досуговой деятельности, изучая материал отечественных и зарубежных исследований, Ф. Воловик, В.А. Воловик определяют, что доминирующим занятием является потребление культурных благ, которое может иметь как индивидуальный, так и коллективный характер. Авторы отмечают, что около 80% людей посещают кинотеатры, театры, лектории, выставки. Таким образом, потребление исследователи определяют как первый уровень досуговой деятельности.

В связи с тем, что человек не может развиваться только в рамках потребления, авторы исследования по педагогике досуга А.Ф. Воловик, А. Воловик второй уровень досуговой деятельности определяют как творчество. Творчество охватывает те виды занятий на досуге «когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания». Экстериоризация досуговой деятельности осуществляется в виде распространения знаний, идей, художественных ценностей.

В практике деятельности досуговых объединений экстериоризация осуществляется как демонстрация результатов групповой досуговой деятельности - показ спектакля, выступление хора и т.п., то есть распространение знаний, взглядов, учений, как организация детского и взрослого досуга.

Главный смысл педагогического управления досуговой деятельностью - создание благоприятных условий для того, чтобы она была социально полезна и личностно значима.

Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что становление педагогики досуга как научной дисциплины социально обусловлено.

Педагогика досуга исходит из ряда положений, которые определяют все ее стороны: содержание, методы, функции и формы организации. Характерными являются исходные принципы, предложенные исследователями В.А. Воловик и А.Ф. Воловик: принцип интереса, принцип единства рекреации и познания, принцип совместной деятельности.

Опираясь на современные исследования В.Г. Бочаровой, Г.А. Евтеевой, А.В. Мудрика, В.В. Полукарова, Э.В. Соколова и других ученых можно утверждать, что досуговая деятельность детей, подростков и юношества выполняет следующие функции: релаксационную, коммуникативную, когнитивную, креативную, духовную.

Релаксационная функция проявляется в восстановлении ребенком энергетических затрат, в психосоматическом расслаблении, отдыхе, эмоциональной разрядке.

Коммуникативная функция определяет действия, которые связаны с общением, субъект-субъектным взаимодействием.

Когнитивная функция ориентирована на открытие нового, неизвестного ранее ребенку.

Креативная функция активизирует творческий потенциал личности.

Духовная - обеспечивает самоопределение подрастающего поколения в культуре, его приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям.

Для того чтобы данные функции были представлены в детско-юношеском досуге в полном объеме, необходимо, чтобы досуговая деятельность была педагогически организована.

Особое внимание уделим теории и методике организации досуговой деятельности учащихся.

На различных возрастных этапах жизни человека досуговая деятельность занимает разное место в деле социального становления и развития. Особую значимость ей приписывают в подростковый период жизни, когда идет активное осмысление своего предназначения в этом мире, строятся жизненные планы, складываются жизненные стратегии, формируются представления о других и себе. Вот почему в последние годы исследователей стал интересовать детский досуг и организация досуговой деятельности в подростковом и старшем подростковом возрасте.

Усиление внимания в отечественной науке и практике к проблеме организации детско-юношеского досуга является закономерным и опосредованным социально-экономической и культурной ситуацией в современной России этапом. Однако изучение и анализ современной педагогической теории и практики организации досуга детей, подростков и юношества представляются неполными без осмысления теоретического наследия выдающихся представителей отечественной педагогики.

Имеющиеся исследования проблемы, носящие историко-педагогический характер, представляют собой анализ содержания и организации жизнедеятельности детей и юношества во внеурочное время. Особый интерес представляют исследовательские работы Э.Г. Костяшкина, А.П. Романова, А.С. Шепиловой и других ученых.

Теоретическое обоснование педагогической целесообразности и раскрытие воспитательного потенциала сферы досуга в системе общественного воспитания осуществлялись такими представителями отечественной педагогики, как П.Л. Блонский, А.П. Пинкевич, СТ. Шацкий и другими. Начиная с 30-х годов XX столетия, в сферу детско-юношеского досуга все больше проникает политико-просветительная, агитационно-массовая, общественная работа, происходит отрыв содержания организованного досуга от конкретных интересов подростков и юношества. Постепенно это привело к формализму взаимодействия и авторитарности руководства.

Только в 60-70-е годы в педагогической науке начинает уделяться все большее внимание проблемам организации истинного досуга школьников. Появляются работы, посвященные организации досуга детей, подростков и юношества по месту жительства (Н.М. Ахметова, Н.А. Запорожец, С.А. Шмаков).

Разрабатывается новое направление педагогики - организация досуга в школах-комплексах (В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, М.П.Щетинин, Е.А. Ямбург).

В 70-80-е годы значительное количество работ посвящается проблемам каникулярного отдыха школьников (А.Г. Кирпичник, С.А. Шмаков).

В этот же период появляются работы, посвященные проблемам социального окружения, самоопределения, социальной активности подростков и юношества в сфере досуга (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, С.А. Шмаков).

Обращаясь к подростковым ценностям в сфере досуга, следует исходить из тех психофизиологических изменений, которые свойственны данному возрасту, так как именно они являются определяющими мотивов досуговой деятельности.

Подростковый и старший подростковый возраст - важные периоды в формировании личности; растет общественная активность, появляется стремление занять новое положение во взаимоотношениях с людьми.

Старший подросток претендует на компетентность в различных вопросах, добивается всеми силами самостоятельности и требует от окружающих уважения его личности, прав и интересов.

Определение своего места во взрослом мире пронизывает все поведение молодых людей 14-17 лет. Актуальным становится сравнение себя со сверстниками, что нередко ведет к снижению самооценки, болезненному вниманию к своей внешности. Вот почему именно в этот период важно через свободный выбор досугового занятия регулировать эмоциональные напряжения, подталкивать через доступные действия к приобретению опыта самостоятельного разрешения явных и мнимых противоречий, воспитанию самоуважения, включению в рефлексию.

Важной особенностью этого периода ряд авторов считают, способность видеть себя глазами окружающих различать противоречия между мыслями, словами и поступками, идеализировать отдельные моменты окружающей действительности, находить образцы для подражания. Однако поскольку любой человек не всегда отвечает нашим идеальным требованиям, довольно часто у старших подростков появляются разочарования.

Поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении, и составляет, таким образом, содержание досуговой деятельности.

Следовательно, главной педагогической задачей является создание нравственно здоровой среды, способной предоставить условия для благоприятного формирования старшим подростком своих жизненных ориентиров, социального опыта.

Поставленная педагогами-организаторами досуговой деятельности задача формирования у старших подростков социального опыта, обеспечения личностного роста может быть решена только в совместной и взаимной деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей, педагогов и воспитанников на основе общей заинтересованности в предмете, процессе и результате деятельности способствует формированию системы ценностей и отношений личности в конкретных социальных условиях. Чтобы грамотно осуществлять выбор содержания совместной деятельности, целенаправленно моделировать и профессионально управлять воспитательным процессом в сфере свободного времени, необходимо знать интересы, потребности, склонности, индивидуальный опыт и социальные установки воспитанников, их творческие способности и личностные качества. Это возможно через включение их в разнообразные виды деятельности: познавательную, предметно-практическую, коммуникативную, игровую, спортивную.

В последние годы в науке все чаще употребляется понятие «детский досуг», «молодежный досуг» (А.В. Мудрик, В.В. Полукаров, Б.А. Титов и др.). Б.А.Титов считает, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое взаимодействие подростков, юношества с окружающей средой в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде.

Содержание досуга подростков исходит из задачи усвоения ими опыта старших, систематического накопления положительных черт личности. Досуг является тем критерием, благодаря которому, можно судить о рациональном и эффективном бюджете времени отдельного подростка или группы учащихся. Содержание является своеобразным мерилом целесообразности расходов времени. Понимание этого даст возможность наметить пути и средства дальнейшего совершенствования внеурочной деятельности старших подростков в будущем, позволит решить проблемы досуговой деятельности в целом.

Естественно, что соотношение видов деятельности в жизни каждого подростка или юноши будет различным. Это зависит от ряда факторов, среди которых определяющими являются: общая направленность личности; мотивационная сфера старшеклассника; уровень духовного развития; среда, в которой происходит повседневная жизнь старшеклассника; накопленный личный опыт; характерологические и возрастные особенности; характер и степень педагогического руководства досуговой деятельностью подростка, осуществляемого тем или иным педагогическим коллективом или отдельным воспитателем.

Все эти внутренние и внешние факторы не воздействуют на личность сами по себе, они лишь образуют определенные условия, которые при разумном использовании помогут учащемуся не только восстановить силы, расслабиться в свободное время, но и наполнить содержательными, педагогически целесообразными видами деятельности досуг молодежи.

Характерологические особенности детско-юношеского досуга, по мнению многих ученых, выражаются в следующем:

– сущность детско-юношеского досуга проявляется в свободной деятельности, ценность которой заключается не в ее результате, а в самом процессе;

– досуговая деятельность в подростково-молодежной среде есть творческое самоосуществление, актуализация генетически запрограммированных задатков, а также сформированных в процессе социальной деятельности способностей.

– досуг есть творческая деятельность, реализуя которую человек «преобразует мир». Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в игре, в узнавании окружающего мира, присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети, подростки, юноши максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и налагают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь.

Досуг - это активное общение, удовлетворения потребностей детей и юношества в разнообразных контактах, благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Еще одной особенностью детско-юношеского досуга является открытость для положительного влияния и воздействия на детей, подростков и юношей самых различных социальных институтов воспитания, что позволяете максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Можно предположить, что организованное и социально-регулируемое воздействие на личность подростка в сфере досуга имеет достаточно возможностей и условий для ее успешной социализации.

В современной педагогической науке существует ряд классификаций досуговых занятий по видам деятельности, осуществляющимся в свободное время.

С.А. Шмаков классифицирует досуговые занятия по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности, выделяет следующие виды досуга:

– пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятелъностный);

– организованный (педагогически-целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);

– контролируемый и неконтролируемый;

– коллективный и индивидуальный;

– подражательный и творческий;

– опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели досуга).

По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд принципиальных групп:

– первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и другие).

– вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов, телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и тому подобное).

– третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

– четвертая группа реализует потребность подростков в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.д.).

– пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.)».

При этом, отмечает С.А.Шмаков: «следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяется иерархия интересов ребят на шкале ценностей молодежи, изменяется и целевая направленность интересов».

Мы определяем досуговую деятельность учащихся как время личной свободы ребенка, не связанное с учебной и трудовой деятельностью, которое создает условия для самостоятельного удовлетворения социально-психологических потребностей, разрядки, открывает возможности самореализации в различных видах деятельности.

Анализ теоретических источников позволяет сделать выводы об основных направлениях досуговой деятельности учащихся.

В.А. Воловик и А.Ф. Воловик утверждают, что первое место в досуговой деятельности старших подростков занимает общение со сверстниками.

«В процессе общения формируется определенный круг сверстников, приобретающий характер стабильной компании, досугового объединения со всеми присущими ему признаками: стабильностью состава периодичностью встреч, традициями, ценностными ориентациями». Желание старших подростков активно участвовать в досуговой деятельности в большей степени зависит от профессиональных и личностных качеств педагога, организующего данную деятельность. В рамках дальнейшего исследования интересующей нас проблемы необходимо обратиться к характеристике личности профессионального педагога - организатора досуговой деятельности учащихся.

Специфика деятельности организатора досуга заключается в соединении формальных и неформальных влияний на отдельного подростка, или группу подростков. Формальное влияние связано с управленческими и организационными возможностями специалиста, а неформальное влияние осуществляется благодаря его личностным особенностям. Вполне вероятно, что важнейший факт эффективности профессиональной деятельности в сфере досуга связан с авторитетом педагога. «Авторитет» в социальной психологии определен как особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению направлять поступки мысли других людей. Как отмечали западные исследователи (М. Вебер, Э. Трельч) одной из специфических особенностей авторитета является у организатора досуга наличие харизмы, под которой понимается исключительная одаренность человека производить особое впечатление на окружающих его людей, в различных группах и во многих социальных ситуациях. Благодаря чему, специалист-организатор досуга способен положительно влиять на людей: он располагает к себе людей, вдохновляет их, настраивает на активное участие в общей совместной деятельности. Значимая роль в таком влиянии принадлежит механизму социальной фасилитации, как процессу облегчения, помощи и стабилизации ситуации, способствования успешности личности и группы. Фасилитирующее влияние заключается в сопровождении подростка либо группы в досуговой сфере, установлении неформальной, психологически благоприятной атмосферы взаимодействия, создании условий для формирования у человека способности к самоодобрению.

Следует заметить, что профессионально-педагогическая деятельность специалиста - организатора досуга направлена на активное содействие гармоничному развитию личности учащегося, формированию его личностного роста.

Таким образом, основными задачами профессиональной деятельности педагога являются: формирование у учащегося мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретение новых форм свободного творческого времяпровождения, организации первичных групп по интересам, организации общих праздников и событий. Сущность деятельности педагога досугового объединения может быть представлена в способах реальных действий в определенных типах и видах взаимодействия. Как отмечает А.В. Мудрик, взаимодействие строиться на потребности в общении, как сложном культурном образовании. В современных исследованиях употребляются термины: «социальное взаимодействие», «межличностное взаимодействие». Межличностное взаимодействие чаще всего понимается как «частный или публичный, вербальный или невербальный, случайный или преднамеренный личный контакт двух или более людей, имеющим следствием взаимное изменение их поведения, деятельности, отношений, установок.

Для нашего исследования важно понять, что совместная деятельность и общение педагога-организатора досуговой деятельности и учащихся - взаимосвязанные процессы. Установлена зависимость различных характеристик общения от уровня развития и содержания совместной деятельности. В то же время само общение, порожденное совместной деятельностью, в дальнейшем начинает играть весьма значительную роль в развитии интересующей нас деятельности.

Взаимодействие в досуговой сфере носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере индивидуализировано, вариативно и дифференцировано. Воспитательная эффективность взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, как общаются.

Таким образом, необходимо дать рабочее определение профессионально-педагогической деятельности педагога-организатора досуговой деятельности. Данная деятельность предполагает совокупность различных видов и форм взаимодействия педагога и учащихся в досуговой сфере, с помощью которых удовлетворяются и развиваются релаксационно-востановительные, культурно-образовательные, творческие потребности и интересы, обеспечивается личностный рост учащихся.

И.И. Шульга в своем исследовании отмечает наибольшей эффективности процессы общения и взаимодействия в досуговой деятельности достигают тогда, когда подросток переживает все три эмоциональных состояния (радость, интерес и удивление) одновременно, комплексно, и здесь все зависит от творчества и фантазии педагога. Диалектика развития интересов в досуговой деятельности представляет собой движение от любознательности к интересу, от неустойчивого интереса к устойчивому, превратившемуся в потребность.

Задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы внесением новых знаний, эмоций заинтересовать воспитанника, развить устойчивый интерес к определенному виду деятельности, превратив его в потребность. Такая помощь может быть направлена на приобретение соответствующих знаний, умений, навыков в определенных видах досуговой деятельности.

Учащийся, испытывая определенную потребность в той или иной информации, проявляет интерес не только к ее содержанию, но и к источнику. В целом, процесс индивидуально-личностного взаимодействия педагога и воспитанника в сфере досуга обусловлен тремя основными психологическими переменными: предрасположенностью (установкой), подготовленностью (уровнем знаний, степенью сознательности), активностью (заинтересованностью) - отмечает И.И. Шульга.

В дальнейшем мы будем рассматривать различные формы педагогически организованного досугового взаимодействия в группах учащихся системы начального профессионального образования.

Наше внимание будет обращено на сопровождение досуговой деятельности учащихся, осуществляемое в учреждениях начального профессионального образования, на различные формы внеучебной досуговой деятельности, реализуемые в воспитательном пространстве данных образовательных учреждений.

Таким образом, все выше сказанное позволяет сделать ряд выводов:

Проблема свободного времени во все времена во многих странах являлась предметом изучения многих авторов. Подчеркивалось, что оно способно влиять на личность, обеспечивать ее развитие, становление, формирование и мироощущения.

Свободное время имеет самостоятельную педагогическую ценность и оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности человека. У учащихся учебная деятельность не входит в бюджет его свободного времени, так как является для них основным видом деятельности.

Досуг занимает часть свободного времени, которая является личной сферой человека, предоставляет возможности для добровольного выбора занятий, исходя из интересов и потребностей личности, готовит учащегося к меняющимся условиям жизни.

Свободное время и досуг - не однородные понятия, но их не следует противопоставлять друг другу. Понятие свободного времени - это, прежде всего временное пространство, которое не имеет внутренне присущего ему значения. Досуг же прямо связан с поведением и деятельностью.

Детский и молодежный досуг имеет своеобразное содержание в виду особенностей возраста и выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы учащихся, способом самореализации, самосовершенствования, самореабилитации.

Досуговая деятельность - это осознанная и направленная активность человека, в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которой он может выразить себя, удовлетворить собственные интересы.

Педагогический процесс в сфере досуга представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень от репродуктивной через преобразующую к творческой.

Профессионально-педагогическая деятельность специалиста - организатора досуга направлена на активное содействие гармоничному развитию личности учащегося, формированию его личностного роста.

 

АВТОР: Грушецкая И.Н.