29.06.2011 10759

Практика организации физкультурно-оздоровительной деятельности подростков в условиях школы полного дня (статья)

 

В конце 90-х годов 20 века происходит возвращение к практике деятельности школ полного дня. Это обстоятельство вызвано рядом причин. Во-первых, растущим неблагополучием семей, коммерциализацией досуга, не занятостью в свободное время детей и подростков, ухудшением их состояния здоровья.

В инструктивно методических рекомендациях, разработанных для школ такого типа города Москвы при определении школы полного дня делается акцент на создание единого функционального комплекса образовательных и оздоровительных процессов.

Управлением дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы обозначены основные требования к организации работы общеобразовательных учреждений в режиме полного дня:

1. Наличие помещений для работы классов-групп или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, возраст которых отличается не более чем на два года.

2. Создание разноакцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека, помещения для работы классов - групп или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы).

3. Соответствие школьной мебели гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней с учетом возрастных категорий обучающихся, при их самоподготовке или организации других учебных занятий;

4. Наличие спортивных площадок, актового, спортивного и тренажерного залов, пришкольного участка, различных студий и т.д., необходимых для организации дополнительного образования, досуга, труда школьников.

5. Наличие помещения для организации двухразового горячего питания;

6. Соответствие уровня квалификации педагогических кадров проводимой работе с учащимися.

7. Наличие специалистов для организации медико-психолого-социальной работы в школе, функционирующей в режиме полного дня.

8. Наличие педагогов дополнительного образования, преподавателей физической культуры, которые должны организовывать физкультурно-оздоровительную спортивно-массовую деятельность обучающихся в режиме полного дня.

Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях, имеющих статус школ полного дня, является приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья подростков.

В работах ученых последних лет констатируется ухудшение функционального состояния здоровья школьников. К числу основных факторов риска М.М. Безруких относит нарушения режима дня школьников.

По данным массового исследования режима дня (школьного и внешкольного) десятиклассников, проведенного институтом возрастной физиологии РАО, средняя суммарная учебная нагрузка в школе варьируется от 8 часов 45 минут до 11 часов 35 минут. Только на учебную работу школьники вынуждены расходовать значительную часть суточного времени бодрствования (12,5 - 13,0 часов), предназначенного для всех других видов деятельности и дневного отдыха учащихся.

Учебная нагрузка школьников, обучающихся в различных общеобразовательных учреждениях, определяется действующими учебными программами и планами. Но, вместе с тем, по мнению М.М. Безруких, значительные нарушения режимных моментов часто обусловлены не только большим объемом программных заданий, но и отсутствием умения правильно организовать свою деятельность. Н.Е. Введенский неоднократно подчеркивал, что люди нередко устают и изнемогают не столько, оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают. К сожалению, в массовой школе, формированию у школьников умения правильно работать, организовать свой режим дня уделяется внимания недостаточно.

В школах полного дня режим дня является фактором сохранения здоровья и воспитания учащихся. В настоящее время накоплен значительный опыт работы по организации режимных моментов. Этот опыт основывается на профессиональном изучении динамики физического развития, умственной работоспособности, физиологического и психологического состояния всех систем организма ребенка.

Право конструирования режима дня предоставляется педагогическому коллективу школы, но при этом должны учитываться физиолого-гигиенические и педагогические требования к организации работы групп продленного дня и выполняться требования СанПиНа 2.4.2.1178-02.

Основные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности включены в режим работы школ полного дня. Традиционно режим работы классов-групп или групп включает в себя: гимнастику до учебных занятий, подвижные перемены, спортивный час во второй половине дня, прогулку, занятия в различных кружках и секциях спортивной направленности во второй половине дня.

Четкое определение места физкулыурно-оздоровительных мероприятий в режиме школы полного дня повышает двигательную активность подростков.

Гигиенисты считают, что биологическая потребность в движении растущего организма должна удовлетворяться многократно, как прием пищи, т.е. не менее 4 -5 раз в день: 1 порция утром - гигиеническая гимнастика, 2 -3 порции днем - двигательный отдых на уроках и между ними, 4-5 порций во второй половине дня (М.М Безруких).

Эта потребность в движении, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2 1178-02 реализуется посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 часов.

Объем двигательной активности в школе полного дня увеличивается как минимум до 3,5 часов за счет участия подростков в комплексе ежедневных мероприятий (без учета уроков физической культуры, занятий в различных кружках и секциях спортивной направленности):

– гимнастика до учебных занятий -5-6 минут;

– физкультминутки на уроках - 5 минут;

– подвижные игры на переменах - 15 - 20 минут;

– спортивный час во второй половине дня - 1 час;

– прогулки - 2 часа.

К.В. Петров отмечает, что прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность. В течение дня режим школы 1317 г. Москвы предусматривает проведение нескольких прогулок. Прогулки обеспечивают бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, являются паузой, имеющей в виду восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности учащихся.

Во время прогулки организуются различные подвижные игры или спортивные игры по упрощенным правилам. Иногда прогулки проводятся с трудовыми заданиями, во время которых учащиеся выполняют различные хозяйственные работы. Прогулка может быть познавательной, однако интеллектуальная нагрузка должна быть умеренной.

Департаментом образования города Москвы разработаны следующие методические рекомендации к проведению прогулок.

1. Прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность.

2. В течение дня режим школы предусматривает проведение трех прогулок: утром (до начала уроков), в середине дня (между учебными занятиями) и в конце дня. Каждая из этих прогулок имеет свои задачи и этим определяется их специфика и характер.

3. Утренняя прогулка не продолжительна (примерно 30 минут), как и утренняя зарядка, обеспечивает бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям.

4. Вторая прогулка, на которую отводится 1 час 15 минут, является паузой, имеющей в виду восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности учащихся.

5. Третья прогулка проводится после всех школьных занятий, это прогулка - отдых.

6. Наиболее важной, требующей серьезного продумывания, является вторая прогулка. Она должна быть четко организованной, и в то же время ребенок психологически должен чувствовать себя свободным. Он должен подвигаться, отвлечься от учебных дел, но вместе с тем прогулка не должна физически утомлять и возбуждать ребенка. Поэтому не рекомендуется организовывать шумные игры, много бегать, прыгать, т.к. это может помешать эффективному продолжению учебных занятий.

7. Прогулка может быть познавательной. Во время прогулки можно:

– проводить наблюдения с последующим использованием их на уроке. Эти наблюдения могут дать детям знания об определенных фактах, явлениях природы или помогут развитию творческого воображения ребенка, созданию художественного образа;

– проводить беседы на самые различные темы, интересующие ребят;

– выполнять различные практические задания: измерение температуры воздуха, определение направления ветра, глубины снежного покрова, измерение расстояний и т.д. Однако интеллектуальная нагрузка должна быть умеренной. Она дается детям в непринужденной, занимательной беседе.

  • Прогулка открывает богатые возможности для проведения воспитательной работы с коллективом и отдельными учащимися, для понимания и усвоения ими этических норм поведения. Причем предпочтительно это делать не путем бесед и нравоучений, а путем организации практики общения детей друг с другом и старшими. Воспитателями во время прогулки могут решаться отдельные общеклассные дела. Во время прогулки дети могут заниматься общественно полезными делами: уборка пришкольного участка, двора, посадка деревьев, цветов и т.д.

9. Общий стиль прогулки должен быть спокойным, доброжелательным, дружелюбным. Особое внимание следует обращать на то, как дети общаются друг с другом.

10. Тематика, организация, формы прогулки планируются учителями. При организации спортивного час во второй половине дня воспитатели должны соблюдать следующие требования:

– занятие проводятся в щадящем режиме;

– в нем в равной мере участвуют все воспитанники, в том числе и освобожденные от физкультуры;

– на занятии преобладает занимательность и состязательность;

– общеразвивающий характер занятия не вызывает необходимости формировать специальные спортивные способности.

Спортивный час проводится на свежем воздухе. Важнейшими условиями проведения спортивного часа являются самостоятельность учащихся, свобода выбора упражнений и форм проведения.

В планах физкультурно-оздоровительной деятельности школ полного дня предусмотрено большое количество ежемесячных физкультурных праздников, дней здоровья, неделей физической культуры и здорового образа жизни, состязаний школьников на первенство школы по различным видам спорта, спортивных праздников «Мама, папа, я - спортивная семья», соревнования с участием родителей и пр. Разнообразие форм, деятельность, зрелищность, эмоциональность, свобода выбора - все это обеспечивает данным мероприятиям привлекательность и способствует популяризации данной деятельности среди родителей и подростков.

Для проведения подобных мероприятий широко используются близлежащие спортивные сооружения, стадионы, комплексные площадки, а также школьные спортивные залы. Для повышения качества физкультурно -оздоровительной работы, обеспечения доступности занятий спортом в школах, работающих в режиме полного дня, реализуется план мероприятий по использованию спортивных залов до 21 часа, в том числе в субботние и воскресные дни.

Ряд школ полного дня за счет школьного компонента учебного плана, а также во второй половине дня проводят уроки здоровья и оздоровительные часы. Содержание этих занятий зависит от возрастных особенностей детей и подростков и охватывает физиологические, психологические и педагогические аспекты здоровья.

Ряд педагогических коллективов г. Калуги и Ярославля используют уроки здоровья, в ходе которых обращается внимание на формирование благоприятного психологического климата, как основы нравственного и физического здоровья, на формирование потребностей в здоровом образе жизни детей; на то, что они могут сделать для себя, чтобы сформировать безопасный здоровый тип поведения, учат заботе о духовном и физическом здоровье как фундаменте будущей профессиональной и жизненной карьеры.

Школы г. Санкт - Петербурга во второй половине дня реализуют программы по совершенствованию физического воспитания школьников «Мир спортивных игр» (6-9 классы), «Укрепи здоровье смолоду (1-11 классы), «Комплексное психофизическое воздействие на организм занимающихся в целях реабилитации, профилактики и укрепления здоровья методами и средствами физической культуры и нетрадиционными методами оздоровления». В программах предусмотрены проведение внеклассных, дополнительных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность подростков в движении.

Гимназия № 35 г. Тольятти реализует физкультурно-оздоровительную деятельность через следующие формы: организация здорового совместного досуга учителей, учащихся и их родителей (одно- и двухдневные походы, семейные соревнования, конкурсы, Дни здоровья и др.); экологические экспедиции в местные лесничества, заповедники, заказники Поволжья; организация пришкольного оздоровительного лагеря.

В большинстве школ полного дня, во время летних каникул организуется городской оздоровительный лагерь, где большое значение уделяется физкультурно-оздоровительной деятельности. В режиме дня такого лагеря обязательно присутствуют утренняя зарядка, спортивный час, разнообразные соревнования. Программа спортивного часа отличается от уроков физической культуры тем, что в основном включает подвижные и спортивные игры по интересам, которые позволяют закреплять и совершенствовать навыки, полученные ранее, развивать силовые и скоростные качества, координацию и выносливость. Подвижные игры формируют социально значимые качества ребенка такие, как дружелюбие, справедливость, уважение к товарищам, целеустремленность и многие другие.

Одной из основных составляющих физкультурно-оздоровительной деятельности в школах полного дня является организация различных кружков и секций спортивной направленности в рамках дополнительного образования. При создании секций, прежде всего, учитывают условия, позволяющие обеспечить их успешную работу (наличие соответствующей спортивной базы и педагогов, которые могут проводить занятия). В отдельных случаях по ряду видов спорта создают платные секции.

В школе полного дня с углубленным изучением физической культуры, № 874 г. Москвы проводится углубленное изучение физической культуры с целью оздоровления подрастающего поколения (3 урока физкультуры в неделю), создана широкая сеть спортивных секций (футбол, волейбол, баскетбол, аэробика, ушу, гимнастика и т.д.). Спортивный задор, дух взаимовыручки, сплоченность помогают достигать побед на соревнованиях по различным видам спорта. Тренажерный зал открыт для всех с 8 по 11 класс. Лечебная физкультура, бальные танцы улучшают осанку, пластику ребят. На территории школы создана спортивная площадка, что позволяет заниматься спортом в любое время дня на свежем воздухе.

Харанская школа - лицей здоровья и спорта (Республика Саха) выстраивает весь учебно-воспитательный процесс на основе широкого использования физкультурно - оздоровительных мероприятий: ежедневные занятия физической культурой, подвижные игры, танцы для учащихся младших классов, ежедневные двухразовые (в первой и второй половине дня) полуторачасовые интенсивные занятия спортом для учащихся 5 - 9 классов; профильная спортивная подготовка по семи специализациям для старшеклассников; ежемесячные Дни здоровья, Олимпийские игры, летние спортивные лагеря - сборы и т.д.)

Педагогический коллектив школы № 1317 г. Москвы задачей спортивно-оздоровительной работы в школе полного дня считает предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении. Дети, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости.

Для занятий в группах спортивно - оздоровительной направленности важным является престижность занятий спортом, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Такая возможность в полной мере предоставляется учащимся данной школы. Согласно плану спортивно-массовой работы ежегодно проходят соревнования по пионерболу, футболу, легкой атлетике, гимнастике, а занимающиеся в спортивном клубе «Юго -Запад» принимают участие уже в нескольких окружных и московских турнирах по борьбе «дзюдо», в которых неоднократно завоевывали призовые места.

Немаловажным фактором проведения физкультурно - оздоровительной деятельности в школе полного дня является спокойствие родителей за судьбу их ребенка до того момента, когда они смогут забрать его домой после работы. Ведь, если ребенок сам хочет, чтобы его оставили в школе до вечера, и родители при этом знают, что он занят полезным делом, это большой позитивный момент и для школы, и для родителей.

Лучшей формой организации физкультурно - оздоровительной деятельности являются не разрозненные спортивные мероприятия, а регулярные физкультурно-оздоровительные занятия, которые в комплексе с экскурсионными, игровыми, прогулочными и трудовыми занятиями образуют недельный цикл общеразвивающих занятий с воспитанниками класс-группы вне помещений школы. Положение этих занятий в суточном режиме обучающихся по удовлетворению биологических потребностей организма детей в двигательной активности и снятии нервного напряжения, вызванного учебным трудом, а также потребностей развивающейся личности в общении и эмоциональной разрядке - особое.

В настоящее время широко распространен опыт работы Центра образования № 1998 «Лукоморье».

Конкретные задачи, которые удалось решить авторскому коллективу инновационной разработки по созданию новой модели образовательно-оздоровительного учреждения:

1. Создание комплекса воспитательных, образовательных и оздоровительных мероприятий, способствующих совершенствованию духовного развития детей, их родителей; быта семьи, повышение экологической культуры, направленной на разумное взаимодействие природы и человека;

2. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей, подростков, персонала Центра непосредственно в условиях образовательного учреждения, основой которых является система оздоровления, разработанная академиком A.M. Савеловым-Дерябиным «Здоровый образ жизни».

3. Установление гармоничных связей между обучением и оздоровлением детей, результатом которой стало повышение уровня качества обучения без ущерба для состояния здоровья детей;

4. Создание в учреждении режима работы, наиболее благоприятного для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный;

5. Создание комфортных условий для пребывания детей и работы учителей для реализации оздоровительной программы;

Под руководством академика A.M. Савельева, профессора И.Я. Коня научного руководителя Центра образования, доктора медицинских наук Е.Н. Сотниковой разработана система 3 - разового оздоровительного питания, утвержденная Институтом питания РАМН.

Сложилась определенная структура образовательного учреждения, состоящая из 3-х функционалов: образование, воспитание, оздоровление.

Образование обеспечивает высокий уровень базовых знаний, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, и возможность продолжить образование в вузах, в средних специальных учебных заведениях. Создана целостная система образовательного процесса в режиме полного дня. Дополнительное образование, обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.

Воспитание наполнено гуманистическим содержанием целей и ценностей, где ценность здорового образа жизни обеспечивает социальное благополучие учащихся школы и создает основу для преемственности поколений.

Оздоровление создает условия для профилактики и коррекции хронических заболеваний непосредственно в образовательном учреждении. Это, в свою очередь, способствует освоению базового образования без ущерба для здоровья детей, а также дает возможность обучить детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, здоровьесберегающим технологиям, которыми они могут пользоваться в течение всей жизни.

Авторским коллективом Центра в единой инфраструктуре разработаны коммуникативные связи между образованием и оздоровлением учащихся.

Образовательный процесс в Центре строится на принципе индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, с учетом состояния его здоровья.

Центр образования № 1998 работает в режиме полного дня (с 8.00. до 19.00) по 5-ти дневной неделе, с 6 развивающим днем, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса в образовательный. Продолжительность урока - 40 минут.

В связи с этим решена достаточно сложная задача по интергации оздоровительного процесса в учебный план, в расписание учебных занятий школы.

В настоящее время сформирован вариант расписания, которое состоит из блоков:

Первая половина дня:

1. Общее расписание уроков, которое включает в себя «Оздоровительные часы» (на 3-V-5 уроках, в зависимости от параллели).

2. Расписание «Оздоровительных часов».

3. Расписание занятий по школьному компоненту, с учетом работы медицинского центра и психологической службы.

Вторая половина дня:

4. Расписание занятий блока дополнительного образования (секций, объединений по интересам, профориентационные курсы).

5. Расписание индивидуальных консультаций учителей предметников. Расписания составлены в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором.

Увеличен объем двигательной активности: внедрен «Оздоровительный час» в 1-3,5-6 классах на 3-ем уроке, 7-8 классах - на 4-ом уроке, в 9-11 классах на 5-ом уроке. Учащиеся посещают в это время индивидуальные процедуры в оздоровительном центре (массаж, физиотерапию, фитованны, профилактические процедуры, ЛФК). Дети, не занятые в индивидуальных медицинских процедурах, посещают групповые занятия психологов, занятия ритмикой, выходят на прогулки.

Кроме того, на каждом уроке, начиная с 3-го, проводятся обязательные физкультурные паузы, каждая из которых направлена на профилактику определенных заболеваний.

Разработка интегрированных курсов учителями школы позволила снизить учебную нагрузку учащихся и ввести в учебный план новые, нетрадиционные, но совершенно необходимые для детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, курсы «Здоровый образ жизни» и «Семейный целитель», которые призваны помочь детям улучшать и сохранять не только собственное здоровье, но и здоровье своей семьи, общества в целом.

Курс «Здоровый образ жизни» ведется с младшей группы детского сада и до 9 класса общеобразовательной школы. В его основе лежит формирование у учащихся мотивации на сохранение здоровья, построенное на этнокультурных традициях России.

Курс «Семейный целитель» - это допрофессиональная подготовка учащихся 10-11 классов, где подростки получают информацию об экологии жилища, продуктах питания, лекарственных травах, навыки доврачебной помощи, информацию об уходе за детьми, лежачими больными.

Физическая культура в школе для детей с проблемным здоровьем является одним из главных факторов объединяющих оздоровительный и образовательный процессы. Основные особенности - личностное ориентированное на физические возможности ребенка, постоянное дозированное увеличение нагрузок, с учетом характера заболевания и группы здоровья ученика. Главный принцип - в школе нет детей, освобожденных от занятий физической культурой. Дети с III группой здоровья и дети - инвалиды, подлежащие освобождению, получают круглогодичные комплексы ЛФК, рекомендованные специалистами.

Основные реализуемые задачи в этом направлении:

– привить ребенку потребность в адекватных физических нагрузках;

– создать систему непрерывного личностного роста физической подготовленности, что формирует понятие - «Спорт лечит», которое лежит в основе учебно-оздоровительной работы с детьми, страдающими хроническими заболеваниями;

– обучить детей навыкам самоконтроля за своим состоянием, исключающим перегрузки (контроль дыхания, пульса, артериального давления);

– воспитать потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности, укрепления здоровья.

Целям охраны здоровья учащихся отвечает применение педагогических технологий, построенных с учетом не только учебно-познавательных, но и функциональных возможностей, зависящих от состояния здоровья детей.

Для того чтобы технология работы учителя стала здоровьесберегающей, она должна опираться на следующие главные принципы лечебной педагогики, сформулированные А.А. Дубровским. Принцип гуманизма требует терпеливого и снисходительного отношения к больным детям, к их учебным возможностям, поощрения успехов и повышения их самооценки. В то же время никогда не следует подчеркивать их нездоровья, особенно в присутствии других детей. Принцип оптимизма требует внушения нездоровым детям веры и надежды на возможность выздоровления и успешного обучения.

В этих целях во всех структурных подразделениях Центра созданы службы сопровождения процесса обучения.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся и реализуется во второй половине дня.

Своеобразие этого направления заключается в том, что, кроме задачи гармоничного развития личности, оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительно-коррекционной программы.

В рамках разработанной темы «Интеграция здоровьесберегающих технологий в единый агрегационный оздоровительный комплекс для детей различных диспансерных групп» рекомендуются наиболее предпочтительные направления в блоке дополнительного образования, которые позволили бы (по данным научной литературы) усилить оздоровительный эффект. Руководствуясь рекомендациями медиков и психологов, учащиеся воспитателями тактично направляются в тот творческий коллектив или секцию которые ему необходимы в целях оздоровления.

Используя принцип индивидуального подхода, учащимся, в зависимости от рода заболевания, рекомендуется определенный вид творческой, спортивной или иной деятельности, ориентированный на развитие нарушенных функций: улучшение осанки, координации движений; развитие мелкой и средней моторики, увеличение дыхательной емкости легких, снятие синдрома тревожности, замкнутости, психологической лабильности.

Блок дополнительного образования включает в себя 29 объединений, которые образуют 5 основных отделов, сформированных по медицинским и психологическим рекомендациям: спортивный, развивающий, художественно-эстетический, прикладного творчества, музыкально-сценический.

Музыкально-сценический отдел. Театр песни, хор посещают дети с хроническими легочными заболеваниями, заиканием, астмой, с заболеваниями верхних дыхательных путей. В театральной студии занимаются дети с психологической лабильностью, которым необходимо самоутверждение и самовыражение. Игре на музыкальных инструментах обучаются дети по следующим медицинским показаниям: нарушение осанки, нарушение моторики.

Художественно-эстетический отдел посещают дети с нарушением мелкой моторики, с нарушением координации движения.

Спортивный отдел подразделяется на секции: баскетбол, волейбол, футбол. Здесь занимаются ребята из основной физкультурной группы и подготовительной. Это дети, которым по медицинским показаниям не противопоказано заниматься данным видом спорта. Бальные танцы посещают дети с нарушением осанки и координации.

Развивающий отдел включает в себя психологические клубы «Дебаты», «Общение», развивающие занятия по интересам как с «сильными» учащимися, так и со отстающими.

На основе современных технологий, используя национальные традиции, анализируя опыт поколений, педагоги воспитывают в детях бережное отношение к здоровью, как необходимой составляющей личности, формируя навыки создания здоровьесберегающей среды для себя, своих близких, будущей семьи не путем догматических правил и запретов, а создавая мотивацию к познанию причин, влияющих на физиологические процессы, протекающие в организме человека. Основной принцип - не констатация негативного воздействия окружающей среды на организм человека, а овладение информацией о преодолении негативных последствий экологического и социального прессинга.

Основными результатами деятельности Центра образования № 1998 являются то, что из 736 учащихся, после 3-х лет обучения в школе

– нет неуспевающих, не аттестован по состоянию здоровья - 1 учащийся, на надомном обучении по состоянию здоровья находятся 2 ученика;

– учащиеся школы принимают активное участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах разных уровней, занимают призовые места;

– аттестация школы в 2000 году показала, что общий уровень знаний детей по всем предметам составил в среднем по школе более 95 %;

– 99 % выпускников поступили в различные вузы России и успешно продолжают образование;

– творческие коллективы школы неоднократно становились лауреатами и победителями творческих фестивалей и конкурсов различного уровня.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях, имеющих статус школ полного дня является формой сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Оздоровление учащихся является одной из приоритетных задач школы полного дня, которая реализуется средствами медико-социального мониторинга и организации быта и жизни воспитанников, основанных на приоритете здоровья. Комплексно и целесообразно организованная физкультурно-оздоровительная деятельность является одним из наиболее эффективных инструментов оздоровления учащихся.

Формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в школах полного дня варьируются в зависимости от штата специалистов, занимающихся этой работой, инфраструктуры и оснащенности образовательного учреждения необходимым и дополнительным оборудованием.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе полного дня характеризуется высокой степенью вариативности (как правило, в такой школе действует целый спектр спортивных секций, кружков, групп), включенностью в повседневный уклад жизни ребенка (занятия, предполагающие двигательную активность могут организовываться как в первой, так и во второй половине дня, становятся средством снятия интеллектуального, эмоционального, физического напряжения), интегрированностью инвариатной и вариативной составляющих в ее содержании (образовательная программа обязательных уроков физической культуры находит развитие в программах дополнительного образования спортивной и физкультурной направленности), включенностью в событийный ряд школы и среды (многие яркие, эмоционально-насыщенные события носят спортивный характер, в том числе физкультурные шоу, соревнования, праздники), открытостью (привлечением к ее организации и участию в ней родителей учащихся, населения микрорайона).

 

АВТОР: Еремина О.Л.