24.08.2011 28160

Преемственность и целостность образовательной сферы (статья)

 

Педагогическими условиями воспитания является: целостность, системность, непрерывность и преемственность.

Курс на гуманизацию и демократизацию дошкольного образования, переход от когнитивной концепции образования к концепции, ориентированной на личность воспитанника, предполагает подчиненность всего учебно-воспитательного процесса единой задаче становления целостной личности учащегося, развитию его интеллектуальной и коммуникативной компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки. Достижение этой цели возможно лишь при обеспечении непрерывности, преемственности, целостности и системности в обучении. Категории «непрерывность», «преемственность», «целостность» и «системность» стали основными в современном образовании.

Система непрерывного и преемственного образования - сложный педагогический объект. Она многокомпонентна по входящим в нее образовательным институтам и по конкретным воспитательно-образовательным задачам, решаемым в каждом из них; она обеспечивает непрерывное и преемственное образование, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к системным объектам; имеет специфическую структуру и организацию, свое содержание, базируется на собственных принципах, выполняет новые функции.

Являясь системой, процесс образования основывается на определенных принципах, которые необходимо реализовать в процессе конструирования образовательных учреждений. К их числу относятся:

1) поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности;

2) вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса;

3) интеграция учебной и практической деятельности;

4) учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека;

5) преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;

6) единство общего и гуманитарного образования.

Целостность - это внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Целостность как общефилософский принцип теории систем и процессов, порождающих качественные преобразования мира, выражается формулой: «Целое больше, чем сумма его частей», причем высшей формой органической целостности считается человеческая личность. В образовательной системе, где человек выступает целью и субъектом деятельности, этот принцип определяет все составляющие ее компоненты: цели, структуру, содержание, способы организации многоуровневой подготовки.

Целостность системы непрерывного и преемственного образования означает, что каждый этап этого процесса рассматривается как звено в общем образовательном процессе, в котором, с одной стороны, развиваются знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих этапах обучения, а с другой - готовятся возможности для образования на последующих этапах. Изменение в одном звене системы неизбежно приведет к изменению всей системы в целом. А обеспечение целостности системы путем интеграции всех ее звеньев в единое целое придаст ей новые качества.

Целостность обеспечивается, прежде всего, органичной преемственностью постепенно усложняющихся видов деятельности воспитанников и педагогов.

Системность, также как и целостность, является одним из основных свойств всех образовательных систем, организующих свою работу по принципу преемственности.

Системность как принцип образования определяет синтез всех слагаемых обучения, при котором вес факторов и признаков дифференцируется и определяется в соответствии с особенностями обучения в каждом отдельном звене.

Система, как известно, это не простое, а взаимосвязанное множество объектов. Только в этом случае она приобретает интегративные, новые качества, не выводимые непосредственно из качеств входящих в нее компонентов и не являющиеся простой механической суммой качеств ее частей.

Система как целое обладает определенной структурой и удовлетворяет ряду требований. Так, число ее структурных элементов необходимо и достаточно для ее существования; ее свойства не сводятся к простой сумме свойств составляющих ее элементов; каждый элемент, включенный в систему, обретает новые свойства; свойства целого порождаются свойствами элементов и, наоборот, свойства элементов порождаются характеристиками целого.

В системотехнике выделяют следующие признаки и качества систем: их целеустремленность, целесообразность и целенаправленность; управляемость; иерархическая многосвязность; многокритериальность; относительная устойчивость; наличие определенного уровня целостности, самоорганизации; определенный состав взаимодействующих элементов, определенная структура и системообразующие связи; взаимодействие системы с внешней средой.

При анализе системного объекта следует выделять его составляющие, которые определяют устойчивость целого, а также выявлять способ связи основных элементов, моделировать структуру и учитывать относительную самостоятельность компонентов системы. Каждый ее элемент выступает и проявляется с учетом его места.

Понятие системы предполагает также определенность, структурную упорядоченность, взаимосвязь и интеграцию ее компонентов.

А.П. Владиславлев, В.В. Краевский и другие ученые в своих исследованиях отмечают, что в связи с тем, что непрерывное образование представляет собой определенную целостность, оно может реализоваться в категориях системного подхода и в элементах системы. Следовательно, есть возможность применения правил конструирования сложных систем, сформулированных в системотехнике. Авторы раскрывают три из них.

1. Правило субоптимизации.

Правило субоптимизации гласит, что чрезмерное развитие одной или нескольких подсистем ухудшает функционирование всей системы в целом. К этому результату ведет и недостаточное развитие отдельных подсистем. Так, несоблюдение этого правила при создании системы преемственного обучения «детский сад - школа», а именно, воспитание и обучение детей в детских дошкольных учреждениях по развивающим программам и их обучение по традиционным программам в школе, приведет к нестыковке отдельных компонентов системы образования и вызовет ряд негативных последствий, таких как снижение мотивации учения, неуспеваемость, отставание в учебе.

2. Правило явлений с малой вероятностью.

Правило явлений с малой вероятностью подразумевает, что система не должна быть рассчитана на решение ситуаций, имеющих малую вероятность возникновения, т.к. в этом случае система может оказаться чересчур сложной, чтобы быть работоспособной и эффективной. В системе дошкольного воспитания это - введение предметного обучения, а в школьном обучении - нагромождение учебных предметов в программах.

3. Правило централизации.

Правило централизации подразумевает стремление к централизации руководства и принятия решений. В.В. Краевский считает, что централизацию следует понимать не в управленческом смысле, а как «наличие центральной ведущей идеи, которая развертывается и конкретизируется в принципах организации и в содержании всех этапов обучения.

Таким образом, система как целостность создает условия для достижения педагогической цели. Образование в системе позволит повысить общий уровень образованности детей, их развитие. Системность является также стержневым фактором при обеспечении преемственности образования и требует систематизации структуры содержания обучения и межпредметных связей на каждой ступени через обеспечение интеграции, единства педагогических установок, комплексного подхода к реализации целей учебно-воспитательного процесса.

Категория непрерывности вытекает из самого понятия «непрерывное образование».

Непрерывность является философской категорией и означает целостность того или иного процесса, состоящего из отдельных дисретно идущих стадий, непрекращаемость какой-либо деятельности. Противоположной категорией является «фрагментарность», характеризующая процесс, связь между отдельными стадиями которого разорвана или носит случайный, неупорядоченный, чисто формальный характер.

Непрерывность как педагогическая категория иногда трактуется как непрекращаемость учебной деятельности, ее продолжение после завершения так называемого базового образования, т.е. постоянное доучивание и переучивание. В действительности непрерывное образование должно охватывать всю образовательную систему и реализоваться в различных учебно-воспитательных учреждениях и организациях.

В.В. Краевский подчеркивает, что понятие непрерывности может употребляться в нескольких смыслах. Непрерывность образования может относиться к определенному индивиду. В этом случае она означает, что данный человек постоянно, без длительных перерывов занимается целенаправленной познавательной деятельностью, включающей как обучение в образовательных учреждениях, так и самообразование. Также это понятие употребляется и для обозначения системы образовательно-воспитательных учреждений.

Теоретические основы реализации принципа непрерывности в модели «дошкольная подготовка - начальная школа - средняя школа - ВУЗ» в последние годы разработаны В.Н. Просвиркиным.

Непрерывность в образовании предполагает:

1) его преемственность;

2) приспособление программ и методик к конкретным задачам, специфичным для каждого образовательного учреждения;

3) подготовку учащихся на всех уровнях образования к жизни, которая характеризуется быстрым развитием и изменением;

4) мобилизацию и широкое использование всех средств воспитания и информации сверх традиционных сфер деятельности.

В настоящее время проблема обеспечения непрерывности образования рассматривается в контексте вопросов создания единой системы непрерывного и преемственного образования. Реальной непрерывности в образовании можно достичь лишь путем создания сети связанных друг с другом учебно-воспитательных учреждений, создающих пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения.

В.Г. Осипов называет принцип непрерывности и постоянности обучения «вертикальной интеграцией» и считает, что непрерывность подразумевает, в первую очередь, единство, состыковашюсть всех этапов и звеньев образования, т.е. их преемственность.

Основным условием обеспечения непрерывности образования является его преемственность. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

С философской точки зрения, преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. В педагогике преемственность рассматривается как методологическая позиция, важнейшее условие развития педагогической науки и организации продуктивной педагогической деятельности, как один из главных принципов обучения, воспитания и развития воспитанников, обеспечения системы непрерывного образования, мастерства и творчества педагогов.

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы особенно в аспекте непрерывного образования относится к числу важнейших политических приоритетов развития образования в России. Новая парадигма образования, основанная на индивидуализации и дифференциации образования, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебных программ, адаптивности к изменившимся социально-экономическим условиям и индивидуальным интересам и способностям воспитанников, потребовала инновационных изменений в образовании, целью которых стали установление внутренней преемственности и непрерывное развивающее образование.

Достижение цели формирования, развития и становления целостной личности воспитанника возможно лишь при условии организации непрерывных процессов обучения и воспитания, характеризующихся соблюдением единой линии развития ребенка, целостностью организации учебно-воспитательного процесса и учебного материала и преемственностью содержания обучения и применяемых методов и приемов обучения и воспитания.

В русле решения проблемы обеспечения непрерывности образования вопрос его преемственности становится особенно актуальным. С целью создания благоприятных условий становления личности воспитанников процесс образования должен строиться с учетом принципа преемственности знаний и последовательности развития. В своем исследовании, посвященном оценке действующих учебных программ, Р. Дэйв и Р. Скейджер отметили необходимость гармонично взаимоувязать различные стадии процесса обучения, различные аспекты развития личности ребенка в разные периоды его жизни, а также необходимость единства знания и взаимосвязи различных учебных дисциплин.

Все сказанное выше привлекает особое внимание исследователей к реализации принципа преемственности в воспитании и обучении.

Под преемственностью в педагогических процессах и явлениях понимается такая связь старого с новым и нового со старым, когда возникающие в условиях этой связи диалектические противоречия разрешаются путем организованного взаимодействия соответствующих компонентов. Так, переход от старого к новому становится для объектов обучения и воспитания более естественным и плодотворным и оперативнее переводит их на каждой новой ступени непрерывного образования из объектов учебно-воспитательного процесса в его сознательных и активных субъектов.

Актуальность проблемы преемственности обусловлена, в первую очередь, гуманизацией образования в целом, а также созданием в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) школ нового типа: лицеев, гимназий, комплексов «детский сад - школа» и т.д.

Категория преемственности используется в психолого-педагогической и методической литературе для раскрытия межпредметных и внутрипредметных связей в учебных предметах; для обозначения связей между учебными и воспитательными учреждениями; для характеристики взаимозависимостей между компонентами учебно-воспитательной деятельности по мере продвижения обучаемых от поступления до выпуска из учебных заведений разного типа. Р. Дэйв считает одной из основных особенностей непрерывного образования то, что оно стремится к преемственности и сочлененности в вертикальном измерении, а также к интеграции в горизонтальном и «глубинном» измерениях.

Известно, что непрерывность и преемственность в образовании способствуют формированию целостной личности, развитию всех сторон ее психики, воспитанию у нее потребности в самообразовании, положительной мотивации учения, создают ориентацию на продолжение образования.

Преемственность должна охватывать цели и содержание образования, а также формы его организации и методические приемы. Преемственность целей и содержания подразумевает их соотношение на различных этапах обучения.

Так, цели обучения на начальном этапе должны соотноситься с конечными целями образования в целом.

В системе преемственного образования «детский сад - школа» обучение и воспитание в детском саду и начальной школе рассматривается как начальная ступень этого процесса. Поэтому их цели являются промежуточными, т.е. они должны отражать то, что планируется получить на выходе при условии, что процесс обучения будет продолжаться в данном комплексе на протяжении всех лет обучения. Такой вид преемственности мы называем целевым. Целевую преемственность обеспечит комплексный подход к реализации целей учебно-воспитательного процесса.

Преемственность в управлении подразумевает наличие общего для отдельных компонентов системы руководства; единых требований, предъявляемых к процессам обучения и воспитания; единство педагогических установок.

Управленческая преемственность обеспечивает возможность прогнозирования процесса развития образовательного учреждения, творческий рост и профессиональную культуру, стимулирования и оценки результатов творческого поиска одного педагога, научное руководство и организаторскую работу по внедрению науки в практику.

Структурно-организационная преемственность учебных заведений разного уровня (от дошкольного воспитания до последипломного и неформального образования) означает «жесткую» структуру образовательных комплексов, при которой отсутствие какого-либо звена нарушит функционирование комплекса в целом. При соблюдении структурно-организационной преемственности «выход» низшей ступени образования естественным образом «стыкуется» со «входом» последующей ступени.

С психологической точки зрения преемственность представляет собой такой принцип, при котором предыдущий период развития содержит предпосылки для возникновения последующих психических новообразований.

Психологическая преемственность требует учета возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов.

Однако преемственность образования - это прежде всего преемственность его содержания, т.е. непрерывное развитие предметно-содержательного компонента, который включается в общую логику развертывания курса в целом, а именно создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного предмета на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения «сквозных» линий в содержании, повторений, пропедевтики, а также использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей.

В качестве основы реализации преемственности различных ступеней и уровней непрерывного образования необходимо выделить фундаментальное содержание, закладываемое в базовых звеньях, начиная со способов общения, умения читать, считать, писать и кончая основами соответствующих отраслей знаний и сфер деятельности.

Содержательная преемственность обеспечивается также через федеральный компонент программы.

Технологическая преемственность находит свое выражение во взаимодействии применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения, характеризует требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, а также к формам и приемам объяснения нового материала.

В целом, мы предполагаем, что эффективность обучения в системе непрерывного образования зависит от решения проблем обеспечения управленческой, структурно-организационной, содержательной, целевой, технологической и психологической преемственности.

 

Автор: Антонелене Э.Н.