24.08.2011 3041

Современное состояние проблемы подготовки журналистских кадров (статья)

 

Современный подход к подготовке журналистских кадров определяется тем, что печатные средства массовой информации осознаются в качестве важной составляющей информационной среды, формирования которой становится как социальным, политическим, экономическим, так и культурно-нравственным требованием времени.

Эффективность практического решения этой задачи непосредственно связана с приоритетным развитием визуальной, иллюстративной составляющей печатных СМИ.

В широком смысле слова информационной средой, с некоторым приближением, можно называть всё то, что непосредственно выполняет коммуникативную функцию современного общества, формируя восприятие общественных отношений, их проекцию на жизни реальных людей. Современные философы B.C. Берулин и А.К. Кулядов, изучая общественную жизнь, рассматривают её как сложную совокупность, систему различных сфер: политической, материально-производственной, социальной, культурной, духовной, семейно-бытовой и т.д.

В структуре каждой из них в неразрывном единстве существуют личностные, событийные, материально-вещные, и культурно-духовные компоненты, при этом они выступают как социальные компоненты коммуникации, формы которых пропорциональны уровню общественной культуры и образования.

Предметы, обеспечивающие человеку возможность получения информации, и сама информация как фактор его повседневной жизни, составляют информационную среду, которая приобретает культурно-социальный смысл в системе общественных отношений.

Информационную среду необходимо рассматривать как систему самых широких общественных связей и взаимного личностного влияния, во многом определяющую самосознание и поведение различных слоев и групп человеческого сообщества. В построении социокультурной модели информационной среды возможно определить следующие принципы:

– стимулирование познавательной активности, способность к определению ситуации выбора информации, уровню проблемности, постановки цели информационного поиска;

– удовлетворение потребности в культурно-ценностном познании, преобразовании культуры познания, определении культуры чувства, культуры взаимоотношений как личностной ценности;

– творческо-личностной потребности в информационном общении, которая обусловливает обязательность получения информационного продукта (текстового, визуального, музыкального), характеризующегося эстетическими элементами;

– свободы и самостоятельности, позволяющий самостоятельно воспринимать, а также создавать информационный продукт, самостоятельно выбирать цель, тематику, жанр, виды и способы действия в его распространении и самооценке;

– интегративности, определяющий взаимодействие искусств: зрительных, слуховых и речевых, целостности произведения и его частей, содержания и языка, целостности восприятия и совместной созидательной деятельности;

– диалогичности, реализущий разнохарактерные и разноуровневые диалоги:.диалог культур, диалог искусств, диалог сфер внешнего мира (природы, человека, предметов), диалог тем и языка разных искусств;

– - гуманитарный, отражающий внутренний мир человека, его связи и отношения с внешним миром.

В непрерывном процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей осуществляется все более активизирующееся взаимодействие человека с информационной средой. При этом в зависимости от содержания общественных отношений определенным образом складывается его форма.

Поскольку информация является самым активным видом коммуникативного взаимодействия между сферами общественной жизни, то именно здесь в наибольшей мере проявляется её культурная функциональная природа. Содержание культурных (как и нравственных, духовных, эстетических и национально-этических, религиозных) функций информации определяется конкретной сложившейся системой общественных отношений.

Характер финансово-политической ситуации, производства и т.д., а также бытовых отношений, уровня культуры и искусства определяет способ функционирования информационной среды в рамках различных общественно-экономических формаций, который выступает как целостное единство, закономерно обусловленное общей культурно-содержательной целью. Это свойство было отмечено А.В.Луначарским, считавшим, что «...среда представляет собой систему, а вовсе не создается человеком хаотически, произвольно».

Поскольку информационная среда есть система, органично взаимодействующая со всеми сферами общественной жизни, и нельзя не признавать её свойство саморегулирования, то представляется возможным определить влияние, на развитие данной среды в культурно-эстетическом плане, и в частности, деятельности печатных средств массовой информации.

Наука и практика все чаще обращают внимание на социокультурную информационную среду как на поисковое «поле» проявления внешней и внутренней жизни человека, способ установления взаимосвязи, диалога культуры общества и личности. В этом контексте активная роль журналистики в развитии и совершенствовании данной среды может рассматриваться как поиск путей и условий для формирования личности.

Современный философский взгляд на среду как структурную часть социума базируется на понимании ее как системы, включающей разнообразные взаимосвязи информационно-предметного и личностного характера внутри неё и с другими средами. Через взаимодействие сред в процессе культурного взаимообмена и образовательной преемственности осуществляется адаптация личности к жизненным обстоятельствам.

Исследуя среду как саморегулирующуюся систему, ученые по-разному определяют ее воздействующий потенциал:

– формирует систему нравственно-эстетических ценностей, создает модель мира, дает возможность определить способ жизни и развития, соотношения между внешней силой и личным действием (В.С.Библер);

– способствует усвоению социального опыта и приобретению жизненно необходимых качеств (Л.П.Буева, Н.В.Гусева);

– способствует формированию и распространению новых культурных ценностей;

– стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов);

– выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик);

– окружает, пронизывает, вовлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.Я.Нечаев).

При построении модели информационной среды необходимо учитывать достаточно разнообразную и богатую случайностями природу среды, многоплановость взаимодействия с разными личностями, группами и подсистемами социума. Мир постоянно раскрывается перед человеком новыми гранями, степенями свободы, которые он может освоить, использовать или отбросить на основании своего непосредственного опыта. В информационной среде, обладающей определенной условной знаково-символической структурой, человек отбирает значимые для него ситуации взаимодействия, опосредованные опытом других, сформированные в рамках информационных технологий, но имеющие реальную культурную значимость и тем самым создает «уникальную фигуру первоначального образования как в его конкретном содержании, так и в направлениях и возможностях его последующего развития» (Э.Н.Гусинский).

В изучении механизмов воздействия среды на личность важную роль играет «социальная ситуация», определяющая, с одной стороны, соотношение между человеком и окружающим его материальным миром, и с другой, -роль информационной среды, которая заключается в том, что она «по-своему преломляет и направляет на человека и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне» (Л.С.Выготский). Развитие личности в современном обществе во взаимосвязи с воздействиями информационной среды нельзя рассматривать без учета того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам человек. При этом необходимо учитывать как количественные, так и качественные изменения в самой информационной среде вследствие развития социума и окружающего мира.

Эта позиция позволяет организовать модель информационной среды на трех уровнях: объективно-материальном (факт), культурно-диалогическом (общение) и предметно-деятельностном (информационный продукт), - которые определяют не только положение личности в среде, но и её познавательную активность в ней как реципиента (потребителя информации) или как её источника, автора.

Поэтому можно утверждать, что информационная среда в полном объеме - это прежде всего отражение окружающего мира и всего того, что создано человеком. А сам процесс отражения, изображение в его знаково-символической форме - это человеческое познание, творчество, это культура общения.

Взаимодействие общества с информационной средой распадается на два относительно самостоятельных, но взаимосвязанных процесса: создание (или преобразование) среды и ее освоение. Среда создается в результате профессиональной деятельности журналистов, развития информационных технологий и направлена на освоение ее реципиентом. Освоение, которое осуществляется через встречный процесс восприятия информационного продукта, характеризующийся эстетическими, познавательными, оценочными и другими видами отношений и взаимодействий.

В диалогическом понимании информационная среда выступает показателем качественного «уровня общественной жизни и журналистского творчества, так как вхождение в нее требует от журналиста как научного профессионализма, фантазии, так и знания разнообразных технологий для создания информационного продукта.

Двусторонняя взаимосвязь, взаимодействие, которая подмечена А.И.Герценом - «личность создается средой и событиями, но и события, осуществляемые личностями, носят на себе их печать» - позволяет рассматривать информационную среду:

– во-первых, как широкое поле социальной и культурной деятельности (в плане формирования образа жизни, сферы передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры);

– во-вторых, как сферу художественного творчества, направленного на реализацию художественных и эстетических потребностей, как сферу культуры.

Социализация человека в информационной среде начинается с контактов с предметным миром через произведения журналистского творчества, несущими художественное начало. Информационная среда на фактических примерах моделирует ситуации, в которых люди могут оказаться в реальной жизни. В них кристаллизуются и мировая культура, и исторический опыт, научные знания и практические умения, а также отношение к труду, творчеству, его результатам, к окружающим личностям и к миру в целом.

Целенаправленно организованный в рамках среды художественный диалог позволяет субъекту-реципиенту глубже осваивать произведения искусства, строить иерархию художественных ценностей, определять их художественный уровень, воспринимать художественную культуру как целостное явление.

Важной задачей, является создание «образа среды» является, так как это позволяет сформировать у каждого человека представление о цели в жизни. Выработав образ среды, человек начинает сопоставлять его с действительностью, искать образ мира или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. Это весьма важный гуманистический и гуманитарный аспект журналистики.

Новые тенденции в понимании развития информационной стратегически и тактически требуют нового подхода к содержанию, приемам и методам подготовки фотожурналистов, которые в соответствии с современными требованиями, должны не только быть научно и технически образованными в аспекте фотографических технологий, иметь профессиональное журналистское мышление, позволяющее решать нестандартные жизненные задачи, способность к быстрому анализу ситуаций, обобщению, принятию решений, коммуникативные навыки, но обладать фотографической культурой.

Фотографическая культура включает в себя три неразрывно связанных компонента: научный, технологический, нравственный.

1. Первый из них связан с научной теорией записи и воспроизведения зрительной информации. Изображение, полученное на аналоговых или электронных носителях, имеет реальную физическую природу, отличную от природы представления зрительных образов в сознании человека. Поэтому только фандаментальная подготовка по вопросам физики, химии фотопроцессов и психологии восприятия изображения обеспечивает осознанное применение фотографических технологий. Кроме того, научная подготовка журналиста невозможна без блока исторических, литературных, филологических дисциплин, теории журналистского творчества, знания иностранных языков, экономики, хозяйства и права, социологии, и т.д. Все это является общим показателем научной культуры.

2. Технологический компонент включает систему знаний, умений и навыков по применению фотографических технологий, работы с аппаратурой, выполнения съемочных приемов, управлению качеством и другие. Уровень практической подготовки современного фотожурналиста широкой квалификации должен включать в себя вопросы организации производства печатного издания, труда фотокорреспондента, бильдредактора, дизайнера и верстальщика. В совокупности это составляет показатель технологической культуры фотожурналиста.

3. Третий, постоянно развивающийся компонент, отражает совокупность душевных качеств специалиста, черт его характера и творческих способностей, склонность к самосовершенствованию, анализу и критической оценке своего творчества. Это невозможно без знакомства с шедеврами мировой художественной культуры, с творчеством народов мира, лучшими произведениями человеческого гения как прошлых лет, так и современности, без знания истории развития фотографии и фотографического искусства, а также активного личного творчества. Это составляет внутренний, нравственный аспект фотографической культуры.

Коренная перестройка культурных и ценностных ориентиров в связи с изменением государственно-политической системы и переходом на рыночные отношения создала благоприятные условия для продвижения новой массовой культуры в реформируемые СМИ России, а через них и в сознание россиян.

Как своеобразный феномен социокультурной модернизации мирового информационного сообщества, массовая культура на рубеже веков не только явила нам предсказанное основоположниками теории конвергенции сложение национальных культур разных народов в самом широком понимании, но и привела к универсализации содержания передаваемого новым поколениям социального опыта. Теория конвергенции была разработана западными учеными в середине XX века, в период бурного развития научно-технической революции с ее характерными признаками роста обобществления производства.

Однако в тот период лишь академику Андрею Дмитриевичу Сахарову было дано не только принять теорию как объективное предсказание пути развития цивилизованного сообщества, но и смело выступить в ее поддержку. Только он неутомимо, но безуспешно разъяснял политическим оппонентам, что конвергенция (от латинского слова converge - приближаюсь, схожусь) есть обязательный объективный результат обитания разных народов в сходных условиях цивилизации, хотя и разделенных государственными и политическими границами.

Объяснение происходящему сегодня можно найти еще в философских поисках А. В. Луначарского в начале XX века, в его утверждении, что мир - это всего лишь «череда явлений, протекающих в нашем сознании», и «человек может видеть мир таким, каким он хотел бы его видеть». Концепцию избирательного отражения реальности в сознании индивида мы находим и в исследованиях «проблемы идеального» русским философом Э. Ильенковым, где идеальное трактуется как «субъективный образ объективной реальности».

Нельзя не учитывать то, что основные формы общественного сознания содержат в себе не объективную информацию, а ее интерпретацию в свете актуальных потребностей и интересов различных социальных групп. По утверждению ученых, религия и философия, идеология, нравственность и мораль «всегда были заняты не столько отражением объективных процессов в мире, сколько созданием различных философских, идеологических и морально-дидактических систем, в большей мере выражающих внутреннюю, а не внешнюю реальность, утверждением желаемого, выдаваемого за действительное». Норберту Винеру, одному из основателей кибернетики как науки о принципах организации социальных систем, принадлежит, наверное, самое интересное определение информации как «обозначения содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств».

Таким образом, с учетом изложенного можно сделать следующие выводы:

1. получение индивидом информации из «внешнего» мира есть всегда субъективный процесс, результативность которого зависит от ряда условий и обстоятельств;

2. «внешний мир» может сочетать в заданном массовой культурой отношении элементы объективной реальности с чередой стихийно происходящих и организуемых явлений, сложившихся или придуманных ситуаций;

3. профессионалы-журналисты в содружестве с психологами, аналитиками, и др. могут активно участвовать в приспособлении наших чувств к «внешнему миру».

По мнению исследователей, можно говорить о преобразовании информационного пространства, в котором обитают потребители информации, в некоторую адаптивную информационную систему, умело приспосабливающую свою семантическую составляющую под тезаурус и культуру восприятия масс. А знание специалистами законов восприятия и механизмов переработки информации человеком может значительно упростить доступ к сознанию (а еще более заманчиво - к бессознательному), к закреплению стереотипов и формированию готовности к активным действиям.

Сегодня отмечают исследователи, сами того не замечая, мы стали участниками вполне нормального процесса реформирования старых, привычных для россиян норм и стандартов социальной и культурной сущности человека в сторону новых транснациональных приоритетов и общечеловеческих ценностей. Может быть, темпы обновления, были приняты изначально слишком высокими, что привело даже к некоторым издержкам российского менталитета, потерям национальной славянской сути, с одной стороны, и появлению во многих сферах деятельности технократического подхода - с другой.

Стихийность перестройки сознания не могла не спровоцировать легко объяснимое пробуждение потребительского информационного спроса на давно уже принятые в мире стандартизованные формы простых социальных благ для одной части общества и элитных атрибутов престижности - для другой.

В этих особенностях сегодняшнего этапа развития цивилизованного общества в России раскрываются философские корни феномена массовой информационной культуры, формируемой политико-экономической элитой, заинтересованной в управлении интересами и предпочтениями людей в масштабе социальных слоев, наций и т.д.

Специалисты предполагают, что в поступательном развитии массовой культуры и расширении ее влияния на всем цивилизованном пространстве заинтересованы, прежде всего, именно сами средства массовой информации как производители информационного продукта, выступающие по поручению как политических структур, так и рекламодателей конкурирующих производителей массовых товаров и услуг.

Из этого следует, что участвуя в формировании массовой социальной коммуникации и СМИ организуют систему стимулирования массового потребительского спроса на информационный продукт, что формирует в общественном сознании стандарты новых престижных интересов и потребностей, нового образа и стиля жизни, управляет культурой рядового обывателя и определяет модель его социального поведения. Как ни парадоксально это звучит, утверждают ученые, но в условиях свободного рынка, и обычное информационное сообщенное, так и реклама способствуют некоторой унификации потребностей, культурных ценностей, моделей поведения, упрощая нашу реальность и формируя благоприятное информационное поле. Однако в этом же феномене можно усмотреть и положительное влияние, ибо тем самым создается определенная социальная устойчивость общества. Ведь именно развитое, рефлексирующее сознание человека позволяет осуществлять выбор оценок и действий, иметь собственное мнение, критически оценивать высказывания и поступки других людей, вывести, наконец, собственное поведение из-под контроля внешних условий.

С определенной долей правоты специалисты отмечают, что во многом благодаря именно массовой информационной культуре современное общество выработало определенные модели потребительского поведения, и точно рассчитанное профессионалами агрессивное информационное воздействие может одномоментно изменить прежние ценностные ориентации и спровоцировать формирование новых мотивов, свернуть во времени традиционно долгий переход от случайного интереса к устойчивому желанию действовать. Поэтому многие россияне с недоверием относятся к изданиям, скрывающим свои прямые политические и финансовые интересы за обтекаемой фразой «редакция не несет ответственности за содержание публикуемых авторских материалов». Не скоро еще читатели и телезрители научатся мысленно разделять объективную журналистику и предвзятую либо замаскированную политическую рекламу: все смешалось в наших СМИ, кажется, что все лоббируется и откровенно продается.

Таким образом, информационная культура способна не только создавать в обществе новые коммуникативные потребности, но может формировать мировоззрение, эстетические вкусы, социальные ценности, стиль жизни, нравственные принципы. Все зависит от социального заказа государства, которое при разумном подходе должно являться, особенно в трудный период возрождения экономики, главным заказчиком, определяющим судьбы народов, поколений, социальных групп, прослоек или общества в целом.

В этих условиях современной журналистике необходимы такие специалисты, которые, способствуя развитию современных информационных технологий, органично вписывались бы в ход общественно-политической жизни, имели высокую гражданскую позицию и при выполнении своих служебных обязанностей гарантировали бы их техническое и содержательное исполнение на уровне лучших профессиональных стандартов. Речь идет не только и не столько о расширении технических возможностей фотожурналистики, сколько об усилении заинтересованности специалиста в качестве своего труда через реальную возможность высокого профессионального и культурного развития в этой профессии.

Соответственно повышаются требования к системе подготовки фотожурналистов.

«Вся практическая деятельность высших учебных заведений по подготовке специалистов должна быть организована в соответствии с государственными образовательными стандартами, которые ориентированы на завтрашний день», - подчеркивает В.Г. Кинелев.

При этом предполагается ориентация всех форм организации учебного процесса, особенно индивидуальной и самостоятельной работы студентов, на решение принципиальных программ, профессиональных задач, на углубленное изучение специальных дисциплин, научные исследования.

Это требует развития не только творческой мыслительной деятельности студента, но и качественной системы текущего контроля на основе индивидуально-личностного подхода, а также разработки внутривузовской системы итоговой государственной аттестации студентов, которая выполняет роль нормативной основы для оценки качества подготовки специалистов.

Особо выделяется проблема формирования культуры будущего специалиста, «в которой соединяются высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало». Необходимым условием в подготовке специалистов становится «формирование профессионально важных качеств, обеспечивающих динамичное развитие культуры специалиста в изменяющейся среде и деятельности».

Таким образом, учет изменения социально-экономической ситуации, реформирования государственной информационной системы, а также анализ современного состояния фотожурналистики и перспектив её развития позволяют определить пути перестройки профессиональной подготовки фотожурналистов, которая обеспечивалась бы интегративной, дидактической системой профессионального образования на базе синтеза высшего журналистского образования и специализированной творческой мастерской.

 

Автор: Барабаш О.Ю.