24.08.2011 2171

Психолого-педагогические особенности подготовки фотожурналиста (статья)

 

Психолого-педагогические особенности профессиональной подготовки будущих журналистов периодической печати и, в частности, фотожурналистов определяются чрезвычайной значимостью самой личности представителя «четвертой власти» в формировании гражданского общества, в утверждении его демократических и гуманистических ценностей, в создании «образа мира» у подрастающих поколений, стереотипов мышления и поведения.

Гуманизм как личностно-ориентированная система взглядов утверждает личность высшей ценностью образовательного процесса. Воспитание сегодня понимается как явление мировой культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование обеспечивает условия для самосозидания, формирования своего образа, а трактовка его как образа и способа культуры создает возможность осуществления процесса развития личности средствами науки, культуры и искусства.

Личность относится к общечеловеческим ценностям как идеал физического и нравственного совершенства и гармонии в человеке. Такой идеал предполагает широкий диапазон проявлений личности и, прежде всего, ее интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и активности. Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире».

Решение этой проблемы обеспечивает гармоническое развитие человека, становление его профессиональной ориентации, социально-психологическую защиту, движение личности к своему образу «Я». Уровень образования человека рассматривается как неотъемлемый компонент личностной культуры и структурный компонент культуры общества. Поэтому единство проблем - личность, культура и общество, основываясь на принципах гуманизации в образовании, заставляет обратить особое внимание на субъектность человека, изучение его самостановления, самостроительства.

Принципиальной особенностью вузовской подготовки журналистов к профессиональной деятельности является приоритетная направленность образовательного процесса на становление и развитие образа «Я» как структурного компонента личности.

Интерес к феномену «Я», к тайне его осознания человеком и постижения того, что есть он сам, возник в философии в связи с ее более общими проблемами и долгое время находился в ее компетенции.

Дать единое общезначимое определение понятия «Я» оказывается невозможным. «Я»- понятие чрезвычайно многоплановое. Под «Я» психолог, философ, физиолог подразумевают не совсем одно и то же.

И. С. Кон отмечает, что понятие «Я» широко используется во всех науках о человеке и обществе. И хотя оно одно из старейших философ-ско-психологических понятий, его категориальный статус может быть неопределенным как:

– «Я» - духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой [Философский словарь];

– «Я» - философское понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, т.е. таких действий, в которых личность отдает себе отчет и за которые она несет ответственность (В.Т. Бахур);

– «Я» - это высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, это динамическая система всех сознательно осуществляющихся психических процессов (А.Г. Спиркин).

Часто «Я» сливается, с одной стороны, с понятием личность, с другой -с понятием самосознание. Но «Я» в строгом смысле не исчерпывается ни тем, ни другим понятием. И.С. Кон обращает внимание на то, что «Я» - не просто индивидуальность, а личность, рассматриваемая изнутри: поэтому важнейшее значение в «Я» психологи придают именно чувству личного переживания, эмоциональному чувству, то есть «чувственному содержанию «Я». В нем можно выделять не только непосредственно чувствующее «Я», но и осознающее себя «Я», свои действия, тождество себя нынешнего с собой вчерашним и т.п. В «Я» есть не только эта «активно познающая» сторона, но и как бы «познаваемая», «оценочная», «образ самого себя», то есть оценка своих качеств, своих особенностей.

Образ «Я» представляется ученым в виде сложной системы компонентов, функционирующих в динамическом единстве. Система рассматривается в трех аспектах, трех взаимосвязанных плоскостях.

Первая плоскость - анализ степени сложности рефлексивной структуры личности: когнитивной - имеет в виду степень дифференцированности сознания человека и эмоциональной, где наиболее отчетливо проявляется отношение к себе.

Вторая плоскость - рефлексивное «Я» - анализ степени противоречивости или гармоничности своего «Я».

Со степенью сложности «Я» и степенью противоречивости связан третий аспект рассмотрения представления личности о себе - степени устойчивости «Я» как системы.

Однако образ «Я» по отношению к самой личности выступает, с одной стороны, как регулирующее деятельное образование, а с другой стороны, именно в нем в преобразованном виде выражаются результаты деятельности, активность личности, перед которой стоит задача диагностики и изменения личности. Образ «Я» является характеристикой работы личности над познанием самой себя, отношения к самой себе и своему месту в жизни на каждой фазе развития личности. Уникальная структура «Я» повлекла за собой выделение действующего «Я», связанного с этапами обучения и развития индивида, с появлением у него чувств авторства - «Я сам».

В разработке проблемы можно выделить следующие направления:

– изучение структуры образа «Я» (И.С. Кон, Т. Шибутани, 3. Фрейд, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.);

– условия становления образа «Я» (Дж. Мид и др.,); классификация образа «Я» (В.Джеймс и др.); концепции «Я» (Ж. Брукс-Ганн, М. Льюис, Н.И. Непомнящая, В.В. Столин, и др.);

– этапы развития «Я» (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.;

– физическое «Я» (Б.Г. Ананьев, О.М. Мдивани, И.М. Сеченов, Н.Р. Чамата, Е.В. Шорохов и др.);

– сознание и самосознание «Я» (В.М. Бехтерев, И.И. Чеснокова, В.А. Ядов и др.);

– общение как механизм становления «Я» (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.Е. Лагутина М.И. Лисина, Е.А. Родионов и др.);

– самооценка (Г.В. Архиреева, В.А. Гончаров, Р.Х. Шакурова и др.).

Проанализировав различные точки зрения, можно отметить, что термины самовоспитание, образ «Я», «Я-концепция», самооценка, часто рассматриваются как тождественные и взаимозаменяемые. Все они входят в понятие система «Я» и являются ее составной частью. В структуру системы «Я» входят:

– физическое «Я» - отношение человека к собственному телу, восприятие тела - образ тела;

– когнитивное «Я» - то, каким человек видит и представляет себе самого себя, т.е. образ «Я»;

– социальное «Я» - то, каким человек представляет себя перед другими, каким, как ему кажется, видят его другие.

В структуру системы «Я» входит также самооценка, т.е. оценка реализации своего «Я», оценка собственной успешности, как по отдельным параметрам, так и в целом.

Проблема образа «Я» в отечественной психологии достаточно широко освещена в работах Н.Н.Авдеевой, Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, И.С. Кона, А.Н.Леонтьева, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Н.И.Непомнящей, С.Л.Рубинштейна. Р.Б.Стеркиной, А.И.Сильвестру, В.В.Столина и многих других.

И.С.Кон отмечал, что образ «Я» представлен как система эмоциональных когнитивных и поведенческих признаков. Концепция уровня строения образа «Я» В. В. Столина основана на учете характерной активности человека, в рамках которой формируется действенное самосознание. В содержании образа «Я» Ученый выделяет две важнейшие образующие: знания о тех чертах и характерах, которые объединяют субъекта с другими людьми, знания, выделяющие «Я»-субъекта, по сравнению с другими людьми. Эта последняя образующая дает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.

Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровневое самосознание определяет уровень активности личности -биологический, социальный и личностный.

Развитие личности осуществляется только тогда, когда внутренняя смысловая позиция «другого» воспринимается в целом и личностно значима (своя - чужая). В результате в образе «Я» возникает новая ориентация личности. Целостность «Я» обуславливается тем, что его построение означает самоопределение, перестройку всех систем ценностных ориентации личности. Образ другого входит в образ «Я» через целостную оценку «другого», что определяет его место и роль образа «Я». В образе «Я» отражается становление ценностной позиции личности.

Образ «Я» по отношению к чужим ценностным ориентациям играет роль установки в выборе того «чужого», который становится своим - чужим, стороной внутреннего диалога.

В ходе личностного общения у человека складываются навыки и критерии внутреннего общения с самим собой. Важнейшим условием построения собственного образа «Я» оказывается понимание личностью другого человека. Личность включает в себя в той или иной степени образы значимых для личности людей. Целостность образа «Я» обусловливается тем, что его построение означает самоопределение, перестройку всей системы ценностных ориентации. Образ других входит в образ «Я» всегда через его оценку, приобретая определенную степень личностной значимости. Поэтому образ «Я» личности находится в постоянном процессе становления - диалога с другими «Я». Он всегда не завершен, открыт и устремлен в потенциальное будущее. Образ «Я» рассматривается как целостное отношение личности к себе, опосредованное ее социальными взаимосвязями, в первую очередь - общением. Образ «Я» личности - это ее внутреннее самоопределение через отношение к ценностным ориентациям. Образ «Я» личности, отмечает А.Н. Крылов, содержит отношение личности к нормам культуры и, следовательно, наиболее полно может быть понят и описан в контексте межличностного общения. Внутренний мир личности формируется и складывается в ходе общения, в его различных видах. Однако цель различных видов межиндивидуального общения (от «ролевого» до доверительного) в формировании образа «Я» личности различна. Личностное общение, по мнению А.Н. Крылова, влияет на становление образа «Я» человека.

Таким образом, анализ работ, раскрывающих проблему образа «Я», позволил обнаружить, что интерес к ней ученых как в зарубежной, так и в отечественной психологии достаточно велик. Образ «Я» представлен в работах ученых как сложная система компонентов, функционирующих в динамическом единстве. Данная проблема изучалась с различных точек зрения: как система представлений личности о себе, как духовный центр человека, как интегральное образование личности, как творческая сторона личности и т. д. Ученые искали также механизмы создания человеком собственного образа «Я» на разных этапах взросления, обучения и творческого становления личности. Такими механизмами выступают идентификация, активность, ситуативность, самооценка, самосознание и др.

На современном этапе возрастает потребность людей в освоении культурного богатства человечества, приобщении к духовным ценностям своей страны и других народов. Журналистика по праву выступает одним из носителей нравственно-эстетических эталонов и культурных образцов общества. Среди многочисленных видов и жанров современной журналистики фотографический портрет, наряду с литературным, является произведением, отражающим мир социальных отношений, мир внутреннего «Я» человека. Очерковая и репортажная журналистика выступают средством и способом человеческого общения, и когда материал по своему качеству поднимается до уровня искусства, возникает возможность осуществить встречу по типу «Я». Именно общение с искусством позволяет человеку осмыслить и оценить свой мир через мир другого. Восприятие лучших журналистских произведений не только печатного, но и теле-радио эфира, осуществляющееся на уровне эмоций, усиливает его художественное воздействие, практическую и социальную значимость. Проблема ценностей личности, внутреннего мира «Я» становится предметом интереса и изучения не только ученых различных сфер, но и практикующих журналистов, литературных сотрудников, режиссеров, редакторов, а также преподавателей профессиональных дисциплин высшего журналистского образования.

Исторически обусловленные изменения в современной журналистике (стили, направления, содержание и т. п.) никогда не влияли на один из главных его параметров - отражение индивидуальных особенностей человека той или иной эпохи. Создавая образ человека, фотожурналисты всегда искали путь к раскрытию души личности, ее неповторимости. Профессиональная фотожурналистика сегодня, когда система массовой информации приобрела личностно-ориентированную направленность, выступает одним из сильных средств воспитания, проникновения в глубинные пласты человеческой души.

Именно социальный уровень общества, который охватывает информационная среда, раскрывает индивидуальную коммуникативную активность человека, его потребность в принадлежности к обществу, в признании индивида этой общностью. Активность творческой личности регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, которые находят свое отражение прежде всего в средствах массовой информации.

Рассмотрим становление образа «Я» студента-журналиста в результате комплекса учебно-педагогических действий с учетом его целостности. Важным фактором, с позиции журналистики, является определение связи образа своего «Я» с иными ценностными ориентациями, которые наиболее ярко проявляются в первых попытках изображения образа другой личности.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что развитие «Я» личности обусловливается ее отношениями к другим личностям. Эти отношения, интериоризируясь во внутренний план личности, приобретают определенную степень устойчивости нормы общения и таким образом «связывают» отношение к себе в отношения с другими. Оценивая значимость общения с тем или иным человеком в едином эмоционально-когнитивном отношении, личность оценивает себя в отношении к нему, т.е. сознательно или бессознательно фиксирует для себя нормы общения с ним.

Система таких норм отношения к «значимым другим» (внутренним собеседникам) и является, на наш взгляд, основным содержанием образа «Я» личности. Отношение к себе как к личности не сводится к осознанию и оценке свойств «Я», в нем содержится готовность к восприятию другого человека как личности. В процессе общения характер восприятия другого человека неизбежно связывается с представлением о самом себе.

Всякое литературное или фотографическое изображение другого, особенно выдержанное в том или ином жанре, представляет собой непроизвольное сравнение другого с собой и тем самым фиксацию и развитие собственного образа «Я».

В данном положении просматривается наличие некоторого позитивного автодидактизма - включенность в процесс общения с другим и отображение его средствами журналистики приводит к саморазвитию образа «Я». Это и должно быть положено в основу педагогического механизма развития личности студента-журналиста.

Не вызывает сомнения факт, что продукт журналистского творчества, как в зеркале, отражаясь в образе «Я» личности, являет собой межличностное общение и проявляет в нем свою диалогическую природу. Вследствие диалогической природы образа «Я» выявляется то, что в отношении личности журналиста к себе, кроме функциональных характеристик образа «Я», необходимо рассматривать также и его диалогическую природу относительно взаимодействия с реципиентом.

Исходя из того, что образ «Я» есть интериоризированное общение, он должен, хотя и в преобразованном виде, отражать специфику общения - диа-логичность, т.е. развивающееся сосуществование различных внешних позиций или точек зрения. Такое многоплановое общение, интериоризируясь во внутреннем развитии личности, способствует выработке отношений и к самому себе, дает возможность переоценивать и видоизменять собственный опыт, смотреть на себя глазами других.

Познание внутреннего мира личности, по М. М. Бахтину, доступно только диалогическому знанию, критерий которого не точность знания, а глубина проникновения. Эмоционально-личностное взаимодействие, понимаемое как духовное пространство, заполняющее информационную среду - это пласт отношений, возникающих как гармоничное взаимодействие автора и реципиента, которое образует духовное поле личностей. Духовное поле приносит эмоциональный комфорт и эстетическое наслаждение тогда, когда на нем взращиваются гуманные отношения, когда оно наполняется любовью к искусству и друг другу, нравственно-эстетическими ценностями, содержательными коммуникациями, творческой свободой личности. Между внешним духовным миром и формирующимся миром внутренней культуры существует теснейшая взаимосвязь: выше уровень культуры журналиста - богаче мир культуры общества. Журналист выступает ретранслятором культурных ценностей. Мир культуры понимается как наполненность ценностями познания, нравственно - эстетическими нормами и эталонами, внутренней эмоционально - личностной и оценочной позицией к обществу и культуре, эстетическим вкусом, эмоциональной отзывчивостью, разнообразием чувств: умениями ставить цель, анализировать события и факты, вызывать эстетические чувства людей и стимулировать их познавательную активность, осуществлять коммуникации различными способами, диагностировать и корректировать уровень развития информационных потребностей, разнообразить содержание, формы и условия, технологии организации информационной среды. Все это создает эмоциональный комфорт в мире людей и культуры, побуждает к творчеству.

С профессиональной точки зрения, именно фоторепортаж и фотоочерк наиболее диалогичные виды журналистского творчества, они несут в себе многоплановый характер диалога - внешний (автора и реципиента), и внутренний (героя и автора), где автор является проводником образа «Я» героя в сознание реципиента.

М.М. Бахтин утверждал, что важным условием построения собственного образа «Я» оказывается понимание личностью другого человека, его позиции и определение своего к нему отношения.

Проблема понимания образа «Я» личности включает в себя в той или иной степени формирование образа значимых для общества людей, становящихся в процессе работы журналиста его «внутренними» собеседниками, а в итоге являющимися таковыми уже для читателя или зрителя с полным и ясным представлением о его образе мыслей, о его мировоззрении, т.е. о его внутреннем мире.

Именно встреча с другой точкой зрения, значимой для личности, и обусловливает внутренний диалог. При этом чужая позиция, позиция героя информации становится для читателя своей, интерпретируясь через «Я» журналиста. При таком, теперь уже многоплановом общении, открытость личности к другой точке зрения способствует обнаружению журналистом в себе новых качеств и свойств. Это особенно способствует развитию самооценки и ответственности.

По мнению исследователей, формирование способности определять границы моего «Я» обусловливается тем, где, в каком месте моего смыслового пространства находится присутствующий потенциальный читатель-собеседник как другой воспринимающий и полагающийся на меня человек, с которым «Я» вступаю в диалогическое отношение, и всё это входит в мой личностный смысл.

Это позволяет рассматривать обучение журналистской деятельности не только в направлении формирования образа «Я», как проблему самосознания, но и как процесс осознания личностной значимости.

Работа фотожурналиста - это в первую очередь наблюдение. Основываясь на том, что всякое наблюдение есть, прежде всего, форма самонаблюдения, можно утверждать, что в основе «профессионального видения» лежит важнейшее свойство нашего сознания, ума, души и т.д. - раздвоение на субъект и объект, на наблюдателя и наблюдаемого. Наблюдение физических движений внешней среды формирует самый первоначальный факт сознания, ибо всякий объект в сознании есть наше душевное состояние - наше ощущение, чувствование. Внутреннее восприятие ничем не опосредовано и имеет дело, по мнению К. Гросса, с реальной природой объекта, каким он дан нам сам по себе, а передача нашего впечатления в процессе информационного диалога возможна только его символами. Представленные в виде символов информационного продукта, они играют роль внешнего ощущения - это опосредованное и многократно отраженное эхо своего «Я», но превращающие нас уже в наблюдаемого, в источник информации. Именно символы, заключенные в том или ином предмете и «расшифрованные» личностью, обусловливают уровень диалогического общения.

В целом положение фотожурналиста в информационной среде интересно рассмотреть с позиции теории самоактуализации личности. А.Маслоу рассматривал самоактуализацию, или самореализацию, как одну из основных человеческих потребностей. Она состоит в стремлении человека выявить в себе имеющиеся потенции и возможности и на их основе построить процесс личностного профессионального становления, утвердить свои взаимоотношения с объективным миром.

Исходя из этого, представляется возможным выстроить модель педагогического процесса, ориентированного на формирование системы «Я» на трех уровнях: знания о себе; эмоционально - ценностное отношение к себе; самореализация себя в жизнедеятельности.

Педагогический аспект подготовки неразрывно связан с проблемой формирования учебных потребностей и мотивов в ходе самой учебной деятельности. Мотивации, как и потребности, тесно связаны между собой. Без наличия учебной мотивации у студента нельзя начинать обучение, так как именно мотивы стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность. С.И. Архангельский и Т.И. Шамова, считая, что мотивация характеризует отношение человека к действительности и связана с возникновением потребности к познанию, определяют мотив как осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность студента.

Наиболее плодотворным является, на наш взгляд, такое понимание мотивов, при котором они рассматриваются как отражение и проявление потребности в познании. Наиболее точно и определенно вопрос о соотношении мотивов и потребностей решается А.Н. Леонтьевым. Он считает что за мотивом всегда скрывается проблема потребности в её реальности, но в понятии «потребность» мотив находится скрытно. Мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и которая в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности. Осознанная или умело сформированная педагогом мотивация прямо или косвенно оказывает влияние на конечные успехи учебной деятельности и конечные результаты подготовки специалиста. Она отражает собственно, личностные качества студентов, о чем свидетельствуют работы С.И. Архангельского, А.А.Вербицкого, П.Я. Гальперина, В.И. Ковалева.

Рассматривая мотивацию как необходимое условие развития и управления учебным процессом, Ю.К. Чернова определяет мотивацию студента как систему потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, и овладению учебно-познавательными и профессиональными умениями. Разработанный ею алгоритм проектирования педагогических технологий с мотивационным обеспечением учебного процесса решает образовательные, развивающие, воспитательные задачи обучения на более высоком уровне, по сравнению с традиционными методами обучения.

Термин «потребность» в психологическом словаре определяется как «состояние организма, человеческой личности, социальной группы общества, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития».

Будучи источником активности личности, потребности лежат в основе мотивов. Потребность является первопричиной всех форм поведения и деятельности человека. Механизмом познавательной потребности является познавательная активность. П.Я.Гальперин рассматривает потребность как побуждение, влечение к цели.

Активизация роли фотожурналиста в производстве информационного продукта, переход его к творческой деятельности по созданию авторских произведений, разработке новых идей в сфере межкультурной коммуникации требуют высокой мотивационной готовности студентов, тесно связанной с наличием у них устойчивых познавательных интересов.

По мнению П.Я.Гальперина познавательный интерес имеет огромную побудительную силу, так как заставляет человека активно стремиться к познанию. В.Н.Мясищев рассматривает интерес как отношение, в котором «синтезируется познавательная потребность и потребность в деятельности».

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

– мотивация является неотъемлемым компонентом процесса обучения;

– потребности являются результатом осознания противоречия между новым фактом и имеющимся запасом знаний;

– интерес является важнейшей психологической предпосылкой успеха деятельности.

Потребность возникает и находится внутри человека, постоянно требуя удовлетворения. А. Маслоу предложил следующую иерархию потребностей человека: физиологические, безопасности и защищенности, социальные, самовыражения, уважения. Обычно человек ощущает несколько потребностей, находящихся в комплексном взаимодействии. Если они не удовлетворены, то мотивируют человека к деятельности. При этом в зависимости от степени социализации человек использует социально-значимые факты, события или произведения культуры для удовлетворения коммуникативных потребностей, что и реализуется информационной средой.

Формирование мировоззрения, которое является содержанием духовного мира личности неотделимо от процесса получения образования. Причем не только общие гуманитарные дисциплины, но и специальные, освещая вопросы мировоззренческого плана, способствуют решению этой задачи. Качество превращается в цель развития общества. Решение этой задачи невозможно без осмысления закономерностей взаимодействия общества со сферами его жизнедеятельности, без осознания сущности образа жизни. В связи с этим определяется и социальная роль фотожурналиста, суть которой состоит в том, чтобы «внести свой вклад в культуру всеобщего качества».

Изменение в современных условиях социальной роли фотожурналиста ставит задачу социализации фотожурналистской подготовки. Социальный характер деятельности связан с удовлетворением запросов людей в информационном продукте, а так как потребности общества изменяются, то изменяется и содержание деятельности.

Такое понимание сути деятельности находит выражение в педагогических принципах, которые являются ориентирами при проектировании образовательного процесса подготовки современного фотожурналиста.

1. Технократический потребительский подход к информационному продукту при его внешней ориентированности на получение полезного результата и отсечение всего «лишнего» на деле тормозит прогрессивное развитие человека. Поэтому возникает задача преодоления технократической асимметрии и перехода к проектированию учебной деятельности с соблюдения гуманистического принципа. Это позволит исключить безличностный подход к человеку и совершенствовать функционирование и развитие образовательной системы с ориентацией на общечеловеческие цели и ценности.

Только специалист, получивший подлинно гуманистическое воспитание, способен ясно осознавать последствия влияния своих решений, действий, поступков, выступлений, и иных проявлений своей профессиональной деятельности на социальный климат общества и окружающую среду.

2. Глубокое понимание современности и его изменяющихся потребностей является проявлением гуманистической активности и эстетической культуры фотожурналиста.

Образование современного специалиста направлено: на обеспечение нравственного и духовного роста личности; на развитие его эстетического и культурного потенциала; на научное образование и профессиональное становление; на подготовку выпускника к реальной жизни и деятельности.

Рассматривая проблемы эстетического и нравственного воспитания будущего специалиста, В.И. Самохвалова отмечает, что без эстетической культуры нет общей культуры, а без общей культуры нет познания, внутренней самостоятельности, способности объективно понимать и оценивать факты и события, уважать чужую точку зрения, иной взгляд на вещи.

Специфической особенностью подготовки фотожурналиста является то, что наряду с технической стороной фотоинформации, определяется необходимость её эстетического и эмоционального содержания, поэтому актуальность культурологического аспекта при подготовке фотожурналиста очевидна.

Реализация культурологического принципа в процессе обучения позволяет подготовить специалистов, профильный, эстетический и общекультурный уровень подготовки которых должен существенно повысить продуктивность их труда.

3. При подготовке фотожурналиста определенное место занимает принцип преемственности при проектировании учебной деятельности. Самое важное значение имеет место учет преемственности в усвоении знаний. Как отмечает К.Т. Марквардт, приступая к изучению общенаучных и общетехнических дисциплин, студент не только не чувствует потребности освоения этих дисциплин, но часто и не видит связи между ними и будущей профессией. Научить студента видеть взаимосвязь отдельных дисциплин в целостной системе знаний, с будущей профессиональной деятельностью - важная задача специалистов высшей школы. Необходимость преемственности в обучении отмечает и Ю.А. Кустов, который считает большим недостатком современной организации учебного процесса, препятствующим осуществлению преемственности педагогических действий, изоляцию друг от друга отдельных дисциплин и кафедр, которым надлежит формировать ту или иную сторону образования молодого специалиста. По мнению К.Т. Марквардта, начинать (и заканчивать) обучение в вузе надо с вопросов специальности. Сложность современных технологий вынуждает специалиста постоянно овладевать смежными специальностями, приобретать новые фундаментальные и профессиональные знания.

4. Одним из важнейших условий процесса подготовки специалиста фотожурналистики является соблюдение принципа профессиональной направленности. Соблюдение этого принципа предполагает усиление профессиональных мотивов, практическое решение в ходе обучения профессиональных задач. Современная система подготовки журналиста, во многом основанная на подходе к человеку как к узкому специалисту, не развивает комплекса необходимых индивидуальных черт личности. Это происходит в процессе комплексной профессиональной подготовки и деятельности.

5. В основу новой образовательной политики подготовки фотожурналиста должен быть положен принцип деятельностного и личностного подхода к процессу управления учебной деятельностью студента. Это обусловлено возникновением общества «быстрого развития», которое требует от специалистов способности к высокому уровню интеллектуализации труда, к коммуникативным действиям в новых ситуациях.

Многообразие и сложность задач современной фотожурналистики находит свое отражение в изменении деятельности журналиста и, собственно, в требованиях к его подготовке.

Эти изменения отмечаются многими исследователями и касаются следующих аспектов:

– умения выявлять суть проблемы, ситуации, оценивать возможности и пути её решения;

– сформированности нестандартного мышления (профессионально-творческой готовности);

– осознания необходимости и неразрывности образования и самообразования;

– осознания новых ценностей и потребностей человека, пронизанных императивом качества жизни;

– направленности профессиональной деятельности во благо человека. Анализ работ современных ученых и педагогов-новаторов позволяют сделать вывод, что реализация поставленных задач может осуществиться главным образом через подготовку специалистов, которая определяется как решение бесчисленного ряда педагогических задач.

6. В новых экономических условиях в системе подготовки фотожурналиста может быть применен подход, основанный на ориентации на нужды будущих специалистов. Анализ потребностей позволяет рассматривать процесс подготовки с позиции системного подхода. Соблюдение принципа системности позволит своевременно реагировать на любые изменения социальной ситуации, не растрачивая при этом все компоненты педагогической системы, которыми являются студенты, преподаватели, цели, содержание образования, способы и формы педагогической деятельности.

Таким образом, анализ и теоретическое обоснование психологических и педагогических особенностей современного образовательного процесса подготовки будущих журналистов позволяет в основу проектирования его технологии включить следующие концептуальные положения: необходимость формирования потребностей и мотивов в ходе учебной деятельности; становление нового мировоззрения и личности; превалирование современных гуманистических принципов в проектировании и реализации учебной деятельности; реализация культурологического принципа в процессе образования; выполнение принципов преемственности; профессиональной направленности сочетания деятельностного и личностного подхода; принципа системности в проектировании учебной деятельности.

 

Автор: Барабаш О.Ю.