24.08.2011 12961

Научно-исследовательская деятельность курсантов в процессе обучения в военном вузе (статья)

 

Профессия офицера, военного специалиста является одной из самых сложных профессий человеческого общества, так как требует от ее субъекта способности с высокой эффективностью решать профессиональные задачи в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем на принятие решения, высоким уровнем ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных. Все это требует от каждого человека, избравшего данную стезю, высокого профессионализма.

В последние годы интерес к проблеме профессионализма военных специалистов значительно возрос. На основе понятий, изложенных в работах А.А.Деркача (2002), А.И.Козачка (2004, 2005), П.И.Образцова (2005) и др., в широком смысле, под «профессиональной компетентностью военного специалиста следует понимать профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, выполнению обязанностей по прямому должностному предназначению» (Образцов, Козачок, 2005, с. 10-11).

Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности. Внутри этого понятия выделяют компетентность как «способность к чему-либо, зависимую как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью» (Деркач, 2002, с. 314). Соответственно, могут быть выделены следующие группы профессиональной компетентности и ее виды внутри каждой из групп: компетентность в профессиональной деятельности; компетентность в профессиональном общении; компетентность в реализации личности профессионала.

С учетом вышеизложенного специалист в военной области должен на высоком уровне обладать такими видами профессиональной подготовки, как специальной (знание своего дела), компьютерной (владение информационными технологиями), коммуникативной (способность к общению), адаптивной (умение быстро адаптироваться к новым условиям обстановки), а также быть способным реализовать субъективные качества профессионала (индивидуальные особенности, способность к самореализации и т. д.).

Содержание профессиональной культуры офицера включает такие компоненты, как: духовно-нравственное совершенство, офицерский менталитет, военно-профессиональную компетентность, психолого-педагогическую подготовленность. Рассмотрим их содержание более подробно.

Духовно-нравственное совершенство предполагает сформированность нравственно-ценностной концепции по овладению лучшими образцами и опытом человеческой культуры на уровне общечеловеческих, национально-этнических, воинских и личностно-гуманистических ценностей. Современные психолого-педагогические исследования (А.А.Гудзовская, Н.Л.Жильцов, Н.А.Коваль, С.В.Калинина, Л.Е.Миловидова, Е.С.Романова, Ф.Д.Рассказов и др.) позволяют утверждать, что достижение данной цели возможно при активном задействовании трех видов технологий совершенствования будущего офицера: образовательных (традиционные -воспитание и ретроспективно-репродуктивное обучение, и инновационное -обучающее сотворчество), самообразовательных и информационных технологий. Отмеченные технологии наряду с решением других задач обеспечивают формирование духовно-нравственных ценностей будущего командира.

Офицерский менталитет как содержательный компонент профессиональной культуры офицера характеризует то общее и существенное, что определяет его индивидуальность, которая проявляется в самостоятельном стремлении к активному саморазвитию и наращиванию креативного (творческого) потенциала, инициативном обогащении себя в общении с другими субъектами воинского труда и на этой основе культивирование своего стиля деятельности как статусного руководителя, признанного лидера, компетентного профессионала.

Ключевым звеном профессиональной культуры офицера является военно-профессиональная компетентность. Именно она позволяет ему успешно участвовать в воинском труде и выполнять различные виды военно-профессиональной деятельности, в каждой из которых синтезируются знания и подготовленность к выполнению практического действия.

Важным компонентом профессиональной культуры выпускника военного вуза является его непосредственная психолого-педагогическая подготовленность. Она характеризует готовность и способность решать задачи воинского труда и повседневной жизни, опираясь на принципы педагогики, психологии и других наук, а также непосредственно участвовать в учебно-воспитательном процессе и придавать педагогическую направленность всем сторонам воинского труда.

С учетом вышеизложенного, феномен профессиональной компетентности выпускника военного вуза обусловлен действием общих, особенных и единичных закономерностей военной службы, а его сущность выражается в сформированности комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского труда. Таким образом, «содержание профессиональной компетентности определяется целями, задачами и характером этого труда» (Основы военной акмеологии / Под ред. Корчемного П.А., Лаптева Л.Г., Михайловского В.Г., 1996, с. 111).

Однако, несмотря на широкий спектр исследований в области профессиональной и служебной культуры, профессиональной и служебной карьеры и других вопросов профессионализации военной деятельности (А.И.Благодаров, В.В.Гусев, А.А.Деркач, А.И.Козачок, П.А.Корчемный, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, П.И.Образцов, С.А.Федоренко, 1998 и др.), разработка данной проблемы остается весьма актуальной и требует своего дальнейшего развития. Прежде всего, это касается все большей актуализации исследовательского компонента профессионализма военного, основы которого закладываются в системе высшего военного образования.

Вместе с тем, следует отметить обозначившуюся в последние годы тенденцию в ряде научных работ по военной педагогике, связанную с усилением внимания к научно-исследовательской составляющей профессионализма военного специалиста (Л.Ю.Кривцов, 1997; Л.Г.Лаптев, 1998; В.Г.Михайловский, 1995; П.И.Образцов, 2000 и др.). Так, П.И.Образцов в своем докторском диссертационном исследовании «Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в системе профессиональной подготовки военных специалистов» (2000), военно-профессиональный компонент определяет как характер профессиональных действий, отношений и взаимосвязей в армейских условиях. Его содержание детерминировано содержанием воинского труда и призвано обеспечить успешное выполнение гностической, аналитико-прогностической, проектировочно-конструкторской, деятельностно-коммуникативной и оценочно-корректировочной функций, что, безусловно, подразумевает научный склад личности военного и исследовательский характер его деятельности.

Ряд научных работ последнего времени посвящен проблеме совершенствования содержания и технологий высшего военного образования. При этом важное место стали занимать исследовательские, проективные модели подготовки офицеров. В частности, эти проблемы рассматриваются в работах В.В.Гусева и Н.Ф.Масловой (1996, 1998), А.И.Козачка (2005), О.А.Козлова (1999), Ю.С.Руденко (2002) и др. Профессионально-ориентированные технологии, включающие, в том числе, использование исследовательских методов в обучении военных специалистов, раскрывают в своей книге «Формирование компетентности у военных специалистов в вузе средствами профессионально-ориентированной технологии обучения» П.И.Образцов и А.И.Козачок (2005). Самообразование и самостоятельная работа курсантов рассматриваются в исследованиях В.В.Гусева, Н.Ф.Масловой, В.А.Петрова и др. (1998, 1999); обеспечение качества образования курсантов на основе системного моделирования - в книге В.В.Гусева (1997).

Активно разрабатываются применительно к системе высшего военного образования вопросы применения информационных технологий (А.А.Андреев, 1996; С.А.Дочкин, 2004, О.А.Козлов, 1999 и др.). Например, в монографии С.А.Дочкина «Применение новых информационных технологий для активизации самостоятельной работы курсантов высшего военного учебного заведения» (2004) данные технологии рассматриваются в контексте их использования для развития творческой, исследовательской деятельности обучающихся.

Проведенный нами анализ научно-педагогических исследований по проблемам высшего военного образования позволяет, между тем, констатировать тот факт, что конкретных комплексных работ, содержащих модели и технологии построения системы научно-исследовательской деятельности курсантов военных вузов, направленной на формирование у них основ исследовательской деятельности, практически нет.

Необходимо определиться с понятием «научно-исследовательская деятельность», содержанием и особенностями ее организации в вузе, в том числе военном.

Методологические основы системы понятий о деятельности были заложены в трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Н.В.Кузьминой, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других отечественных ученых. В работах указанных авторов подчеркивается, что деятельность является единицей жизни, и функция ее состоит в том, чтобы ориентировать человека в предметном мире, помогать ему устанавливать взаимосвязи и вступать в активные отношения с окружающим миром.

Понятие «деятельность» употребляется довольно широко и не всегда в строго определенном смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает и материально-практические, и интеллектуальные духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей степени, чем процесс повседневного поведения. Когда деятельность рассматривают в социологическом контексте, то имеют в виду специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, свойственную только человеку как действующему существу. Именно в деятельности человек обретает и раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем в качестве существа общественного. Поэтому деятельность всегда общественно обусловлена, и именно общественная, социальная обусловленность человеческой деятельности составляет основной интерес рассматриваемого феномена.

Деятельность человека - «необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность» (Словарь-справочник по педагогике, 2004, с. 79-80).

Исследования А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Деятельность отдельной личности, как минимум, 4-компонентная:

1) отношение человека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых им и т. п.;

2) его отношение к другому человеку - к людям, их группам, обществу в целом;

3) его отношение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее многообразию;

4) его отношение к самому себе.

Психологический поход к пониманию деятельности как «активного взаимодействия человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности» (Столяренко Л.Д. Основы психологии, 2003, с. 38) определяет важнейший принцип построения всей познавательной деятельности. Этим принципом и является развитие активности взаимодействия со средой.

Определяя познавательную деятельность как более широкое по отношению к научно-исследовательской, мы учитывали, что это, прежде всего, «продукт и предпосылка усвоения социального опыта» (Словарь-справочник по педагогике, 2004, с. 80). Человек не приносит готовых форм поведения, не обладает врожденным логическим мышлением, а осваивает накопленный предыдущими поколениями опыт путем его усвоения, «присвоения» (А.Н.Леонтьев, 1975; Н.Ф.Талызина, 1985). Чем активнее в этом процессе освоения исследовательский момент, тем выше, эффективнее результат социального познания.

Научно-исследовательская деятельность (НИД) - деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды и их применение для достижения практических целей. Данный вид деятельности основан, прежде всего, на научном исследовании, которое, согласно устоявшемуся энциклопедическому определению, есть «процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности» (Большой энциклопедический словарь, 1991, т. 1, с. 510).

В соответствии с этим в составе научно-исследовательской деятельности в относительно самостоятельном качестве можно выделить фундаментальные научные исследования (теоретические и экспериментальные) и прикладные научные исследования. Побудительным мотивом для первых выступает, прежде всего, стремление человечества к познанию нового, а для вторых основным стимулом и инициирующей силой служит потребность решения конкретных практических задач.

Особой, специфической чертой научно-исследовательской деятельности является то, что однажды полученное новое знание (открытие и т. п.), как правило, способно порождать или содействовать получению следующих поколений новых знаний, которые в свою очередь ведут к приросту новых научных результатов. Этот цепной, «лавинообразный» характер приобретения новых знаний составляет основу динамики научного познания в целом.

Понятие научно-исследовательской деятельности получило в 1996 г. своё законодательное закрепление. Наряду с ним было выделено и понятие научно-технической деятельности как деятельности, направленной на получение, применение новых знаний в сфере технологических, инженерных, экономических, специальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. Таким образом, между научно-исследовательской деятельности и научно-технической деятельностью в современном законодательно закрепленном понятийном аппарате не дано четкой разделительной границы. Они не просто органически связаны между собой, не только дополняют, но и во многом повторяют друг друга. Вместе с тем в рыночной экономике результаты, полученные в ходе научно-технической и научно-исследовательской деятельности, если они изначально не были нацелены на создание продукта, обладающего свойствами товара, далеко не всегда могут сразу стать предметом практического применения. Приведение их в данное качество и последующая коммерческая реализация часто рассматриваются как еще один особый вид деятельности - инновационная деятельность. В совокупности с научно-исследовательской и научно-технической деятельностью она составляет единый, целостный процесс, включающий не только косвенное, опосредованное (через НИД), но и прямое, непосредственное (посредством научно-технической и инновационной деятельности) воздействие на состояние социально-экономического развития народнохозяйственного комплекса страны и его отдельных частей.

Исследовательской деятельностью, по мнению А.В.Леонтович (2003), является деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Такая деятельность нормирована исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Исследование - один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.

Касаясь этимологического анализа слова «исследования», заметим, что под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления.

Заметим, что исследование, в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель - установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Никоим образом не умаляя необходимости развития у человека навыков преобразования окружающей действительности (т.е., прежде всего, навыков проектирования), развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий.

Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Но оно остается спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию, социальные институты. С появлением науки выделяется отдельная профессиональная группа людей - ученые, главным видом деятельности которых выступает исследование.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Важно подчеркнуть непреходящее значение этой ценности для исследовательского типа мышления.

Отметим две особенности ценностной установки на истину в исследовательской деятельности.

Первая из них - ее конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, ее нельзя вменить поучениями в общем виде, поскольку сама эта ценность «проявляет себя» по результату в деятельностном контексте: установлено нечто или нет, обнаружено искомое или нет и т.д., то есть в опыте каждого обучающегося; соответственно и педагогическая задача: не пространные пояснения и поучения, а фиксации по ходу реализации дел. Интересно в этой связи заметить, что само понятие истины, если провести небольшой этимологический анализ, тесно связано с понятием существования (бытия).

Вторая особенность - легкость «технической» развертки этой установки соответственно индивидуальному педагогическому стилю. Именно поэтому мы не считаем необходимым в «научном аспекте» здесь расписывать составляющие ценностной установки на истину - например, объективность, терпимость к другому мнению, последовательность в действии и т.п. - педагог, взявший на собственное вооружение такую цель, для себя, именно для себя сделает это лучше всего сам.

Исследование является «чистым», исконно свойственным человеку способом освоения действительности. Обсуждая проблему развития навыка освоения действительности, мы говорим о «чистом» исследовании как мыследеятельности вне науки; обсуждая проблемы образования и воспитания как вхождение в мир культуры, мы говорим о науке как культурном институте исследования и обращаемся к истории и фактам ее развития. Поэтому, адресуясь к науке, мы рассматриваем ее как часть культуры, на материале которой происходит образование.

Организация научно-исследовательской деятельности в вузе является важнейшим звеном системы высшего образования, характеризующим как его содержание, так и технологическую основу. В научно-педагогической литературе (Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.) представлены разнообразные общие функции профессионального образования и высшей школы.

Прежде всего, это научная функция - фундаментальные исследования, проводимые в вузе.

Кроме того, важное место отводится инновационной функции, т. е. формированию, распространению и внедрению идей, нацеленных на решение профессиональных и общекультурных задач нового класса. Эта функция осуществляется посредством проведения научных исследований (фундаментальных и прикладных), распространения результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности, создания и развития малых предприятий инновационного типа, реализации инновационных образовательных программ, освоения современных информационных технологий и возможностей их использования обучающимися в различных сферах общественного производства и творческого развития личности. Включенность преподавателей и обучающихся конкретного учреждения высшего образования в реализацию данной функции, результативность их исследовательской, проектно-конструкторской, технологической и другой творческой деятельности выступают важнейшими условиями успешного осуществления других функций профессионального образования.

Развитие научно-исследовательской деятельности студента как одного из факторов повышения качества образования есть объективное требование современного этапа развития университетской подготовки.

В отличие от системы высшего военного образования применительно к гражданским вузам в последнее время активно разрабатывается теория и методика исследовательской деятельности студентов. Так, основы учебноисследовательской деятельности студентов изложены в одноименной книге Е.В.Бережновой и В.В.Краевского (2005). В ней авторы определяют методологические характеристики исследовательской деятельности, ее логику и методы, умения самостоятельного учебного труда студентов, к которым они относят выбор нужных информационных источников, составление планов, тезисов, конспектов, рефератов и рецензий. Этой же теме посвящена работа Т.П.Сальниковой «Исследовательская работа студентов» (2005). Обучающе-исследовательский принцип как средство формирования компетенций специалиста обоснован А.Н.Братенниковой, Е.И.Василевской и Ф.Ф.Лахвич (2001), а также Т.П.Каратаевой и Е.И.Василевской (2002), А.И.Лесникович и др. (1998). Технологии активного и профессионально-ориентированного обучения в вузе раскрыты в работах А.А.Вербицкого (1991, 2000) и В.Я.Виленского и др. (2002). Формам и средствам совершенствования научно-исследовательской деятельности студентов в условиях университетского образования посвящены труды К.С.Выдра (2002), Ю.В.Карякина (1991) и др. Исследовательскую и самостоятельную работу как средство формирования творческих способностей студентов рассматривают Л.П.Козлова (2000), О.Н.Лайпанова (2002) и др.

Кроме того, в последние годы появилось множество методических и научно-практических работ, содержащих различные рекомендации по выполнению курсовых, дипломных и других исследовательских студенческих работ.

Исследовательская работа студентов в современном вузе достаточно разнообразна как по содержанию и направлениям, так и по формам и методам.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, а, следовательно, быстро адаптироваться к современным условиям развития экономики.

Основной ее целью является формирование и усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной, конструкторской, технологической, творческой и внедренческой деятельности, обеспечивающих единство учебного, научного, воспитательного процессов для повышения профессионально-технического уровня подготовки специалистов с высшим образованием.

Основными задачами научно-исследовательской деятельности студентов являются:

– обучение методологии рационального и эффективного добывания и использования знаний;

– совершенствование и поиск новых форм интеграции системы высшего образования с наукой и производственной деятельностью в рамках единой системы учебно-воспитательного процесса;

– повышение навыков научной, творческой и исследовательской деятельности;

– участие студентов в научных исследованиях, реальных разработках и техническом творчестве;

– создание и развитие молодежных творческих объединений; освоение современными технологиями в области науки, техники, производства;

– знакомство с современными научными методологиями, работа с научной литературой;

– выявление способной молодежи для дальнейшего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах и в лабораториях высших учебных заведений (проблемные и отраслевые лаборатории, обсерватории, вычислительные центры и т.д.), в студенческих конструкторских, технологических, экономических и других бюро. Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза. Могут привлекаться к руководству НИРС также сотрудники научно-исследовательских учреждений и аспиранты.

Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, предусматривает:

– выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований;

– выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственных и учебных практик;

– изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных и т.д. по курсу «Основы научных исследований». Названная дисциплина может включаться в учебный план за счет часов, находящихся в распоряжении вуза.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется по форме:

– работы в студенческих научных семинарах;

– участия студентов группами или в индивидуальном порядке в выполнении госбюджетной или хоздоговорной тематики, в работах по творческому содружеству, в рамках государственных, межвузовских или внутривузовских грантов, а также индивидуальных планов преподавателей, выполняемых на кафедрах и в научных учреждениях вуза;

– работы в студенческих конструкторских, проектных, технологических, научно-информационных, переводческих, экономических и других бюро, в творческих мастерских и студиях;

– лекторской работы по распространению знаний в области науки, техники и культуры;

– работы в качестве преподавателей школ.

Студенческие научные семинары организуются при общенаучных и специальных кафедрах, научных подразделениях вуза. В них студенты составляют рефераты по отечественной и иностранной специальной литературе, овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов, проектируют и изготовляют наглядные пособия, лабораторные установки и технические средства обучения, участвуют в разработке и отладке программ для ЭВМ, принимают участие в разработке деловых игр по имитационному моделированию практических ситуаций и явлений, выступают с сообщениями по результатам научных исследований.

Студенты, как правило, включаются в число исполнителей научно-исследовательских работ, проводимых кафедрами и научными подразделениями вуза. Поручения студентам, привлеченным к выполнению указанных работ, должны предусматривать творческие элементы. Студенческие бюро организуются в вузах и направляют свою деятельность на приобретение студентами навыков коллективной творческий и организаторской работы, а также оказания практической помощи кафедрам и лабораториям вуза, предприятиям, научным организациям в выполнении исследовательских, проектно-конструкторских и других работ. Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты или курсанты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области гуманитарных, технических и естественных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательными представлением отчета, выступлением на студенческом научном семинаре или внутривузовских, городских, всероссийских конференциях. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские и творческие работы студентов, выполненные во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих лабораторных, курсовых или выпускных квалификационных работ и других учебных заданий.

Продолжаются поиски оптимальных форм организации исследовательской деятельности студентов. Основной акцент в этом плане делается на организации работы Научного студенческого общества (НСО), аккумулирующего в своей деятельности усилия преподавателей и научной части вуза по созданию условий для удовлетворения научных интересов всех субъектов образовательного процесса высшего учебного заведения.

НСО объединяет студентов, имеющих желание проявить себя в исследовательской деятельности и способности к ней, продемонстрировать продукты собственного исследовательского творчества. Основная цель деятельности НСО связана с развитием исследовательской культуры студента в целях его профессиональной самореализации.

Например, К.С.Выдра (2002) так характеризует основные задачи и содержание функционирования НСО:

1. Создание оптимальных условий для становления устойчивой мотивации и реализации научных интересов личности студента-исследователя, а именно: изучение научных интересов и индивидуальных особенностей студентов; популяризация идей и содержания деятельности НСО, определение и развитие различных видов стимулирования данной деятельности; организация представления библиотечных и Интернет-ресурсов для занятия научной деятельностью и пр.

2. Научно-информационное оснащение деятельности студентов: информирование студентов о приемах научной организации собственной интеллектуальной деятельности; освоение методики подготовки материалов исследовательского характера: тезисов, статей, публикаций и др. продуктов исследовательского творчества, знакомство с методическими рекомендациями по выполнению разных видов исследовательских работ.

3. Освоение практических технологий деятельности в пространстве науки, навыков осуществления творческого поиска: организация практических занятий в области работы с поисковыми системами в глобальной информационной сети, с научной литературой; овладения навыками публичного выступления и защиты своих исследований, в т. ч. во время открытой защиты курсовых и дипломных работ, ведения научной дискуссии; участие в совместной с научным руководителем разработке проблематики исследования.

4. Включение участников НСО в разнообразные виды исследовательской деятельности: организация педагогических чтений, проведение предметных и профильной олимпиад, конкурсов исследовательских работ; корректировка сроков и создание оптимальных условий для выполнения реферативных, курсовых, выпускных квалификационных работ.

Работа общества призвана способствовать повышению престижа и популяризации научных знаний, развитию у студентов познавательной активности, исследовательских умений и навыков, творческих способностей в процессе учебной и исследовательской деятельности, формированию профессиональной «Я-концепции» студентов.

Работа общества тесно связана с творческой, научно-исследовательской деятельностью преподавателей. Плодом совместного труда студентов и преподавателей становится, как правило, участие в научно-практических конференциях разных уровней и проблематики, во всевозможных творческих конкурсах и олимпиадах.

Овладение знаниями в высшем военном учебном заведении в значительной мере зависит от правильной, научной организации труда (учебы) обучающихся. Прежде всего, следует отметить, что сам характер учебы, ее нынешний стиль таковы, что акцент делается на развитие самостоятельности, творческого, поискового подхода курсанта к изучению учебного материала, на развитие в нем качеств исследователя. Разумеется, речь не идет о том, чтобы каждый выпускник стал научным работником, а о том, чтобы курсант овладел методикой исследовательской работы, приобрел навыки научного исследования, интерес к нему. Это наиболее эффективный и, может быть, единственный путь к непрерывному пополнению знаний, усвоению всевозрастающего потока информации, а главное - путь к формированию такого уровня компетенции, при котором выпускники вузов способны самостоятельно и ответственно решать сложные практические вопросы, связанные с анализом складывающейся оперативной обстановки на территории.

В целях повышения эффективности подготовки специалистов в рамках учебного процесса и вне его осуществляется привитие курсантам исследовательских навыков и умений. Достигается это с помощью проведения комплекса учебно-методических мероприятий под общим названием учебно-исследовательская работа слушателей (УИРС).

В военных вузах России уже накоплен и развивается опыт организации такой работы. На основе требований Министерства образования и науки и Министерства обороны Российской Федерации в вузах разработано и действует Положение об учебно-исследовательской работе. В соответствии с этим документом УИРС органически связана с учебными программами, включается в учебный план и обязательна для каждого курсанта. К формам УИРС относятся: участие курсантов в учебно-методических конференциях и семинарах, подготовка курсовых работ, исследование военных архивов, изготовление дидактических материалов (схем, альбомов, сценариев учебных кинофильмов и т. п.), участие в викторинах, конкурсах рефератов, выполнение факультативных индивидуальных заданий исследовательского характера. Могут быть использованы и другие формы УИРС с учетом специфики кафедр и по их обоснованным предложениям.

Одной из форм УИРС является участие курсантов в предметных олимпиадах и конкурсах по специальности в рамках Всероссийской олимпиады. Предметная олимпиада и конкурс по специальности проводятся как два различных вида соревнований в два тура. Первый (кафедральный) проводится в учебных группах, второй (общевузовский) - на курсах. Решением руководства военного вуза определяются дисциплины, по которым проводятся эти виды соревнований, образуется оргкомитет (жюри), утверждаются порядок проведения и перечень контрольного задания, по которым курсанты готовят письменный ответ. Победители и призеры внутривузовского тура предметной олимпиады и конкурса по специальности отмечаются дипломами и могут быть рекомендованы для участия во Всероссийском туре.

Важное значение имеет организация научно-исследовательской работы курсантов (НИРК). В современных условиях она стала неотъемлемой частью подготовки и воспитания специалистов высшей военной квалификации. С первых лет обучения курсанты должны погружаться в исследовательскую работу, участвовать во внедрении ее результатов в учебно-практическую деятельность.

НИРК в отличие от учебно-исследовательской работы слушателей (УИРС) осуществляется во внеучебное время, но выполняет родственные задачи и составляет комплекс научной подготовки выпускника вуза. НИРК обеспечивает продолжение углубленного изучения учебного материала, развивает у курсантов творческое мышление, прививает навыки поисковой, исследовательской деятельности, а также способствует решению актуальных проблем совершенствования образовательного процесса.

Научно-исследовательская работа курсантов военных вузов организуется в соответствии с нормативными документами, принятыми в вузе. Указанные документы ориентируют НИРК на более тесную связь с решением конкретных практических задач, в том числе и по планам НИР кафедры и вуза, повышение научного уровня студенческих работ. Применительно к военным вузам России требуется значительно расширить тематику научных исследований курсантов с учетом их будущей профессиональной деятельности.

Основным документом, определяющими организацию НИРК в военном вузе, является Положение о научно-исследовательской работе курсантов. В Положении о НИРК отражены правовые основы и цели исследовательской работы, ее основные формы, организация и контроль этой деятельности, порядок функционирования научных кружков, исследовательских проблемных групп, подготовка и проведение конкурсов, подведение итогов и поощрение за активное участие в НИРК.

НИРК проводится непосредственно на кафедрах военного вуза, где создаются научные кружки, исследовательские проблемные группы Научные кружки создаются по решению кафедры, в их составе работает 30-40 слушателей. В зависимости от преподаваемых дисциплин на кафедре могут образовываться несколько кружков. Заседание кружков проводится, как правило, 1-2 раза в месяц во внеучебное время, в дни, установленные календарным планом основных мероприятий вуза. Руководство кружками осуществляет наиболее квалифицированные преподаватели, которые оказывают помощь членам кружка в выборе тем исследований, подборе литературы, консультируют при подготовке докладов и рефератов.

В помощь руководителю кружка для организации его текущей работы из числа курсантов избирается староста кружка. Староста организует заседания кружка, ведет учетную документацию, участвует в планировании работы на учебный семестр, контролирует выполнение плановых мероприятий, осуществляет постоянную связь с советом научного общества курсантов и с учебными группами.

Работая в научных кружках, курсанты на основе изучения нормативных актов и литературных источников, обобщения практики, под руководством преподавателей готовят научные доклады, сообщения, рефераты, обзоры по новинкам литературы, выступления с ними на конференциях, заседаниях научных кружков, по пропаганде военных знаний выступают перед населением. Они участвуют в проектировании и изготовлении учебно-методических материалов (схем, слайдов, других наглядных пособий), учебной военной техники, технических средств обучения.

Наиболее подготовленные курсанты, проявившие склонность к научной работе, включаются в исследовательские проблемные группы, которые создаются по решению кафедр для проведения исследований по темам, предусмотренным планом научно-исследовательской работы кафедры, а в отдельных случаях и индивидуальным планом работы преподавателей Членам исследовательских проблемных групп могут быть даны задания на изучение отдельных проблем в период прохождения ими военно-учебной практики или стажировки.

Для организации научно-исследовательской работы курсантов в учебных группах и на курсах создаются соответствующие бюро НИРК и выбираются ответственные организаторы НИРК. Бюро НИРК на учебном курсе и ответственные за организацию НИРК в учебной группе работают под руководством совета научного общества вуза, поддерживают тесную связь с кафедрами и руководством курса. В их функции входят оказание помощи кафедрам в организации работы научных кружков, проведении курсовых и общевузовских конференций, встреч с военными учеными, офицерами действующей армии, участие в организации и проведении конкурсов на лучшую научную работу курсантов и смотров организаций НИРК на курсе, проведение пропаганды достижений НИРК.

В целях содействия профессорско-преподавательскому составу в повышении качества подготовки и воспитании специалистов с высшим образованием, овладении методологией и методикой научных исследований в военных вузах, как и гражданских, создается научное общество. Деятельность общества регламентируется соответствующим уставом. В уставе определяются задачи общества, его структура, функции совета общества, права и обязанности членов.

Научное общество курсантов работает в тесном контакте с кафедрами. В общество организационно входят научные кружки, создаваемые при кафедрах, активисты НИРК курсов и учебных групп. Высшим органом общества является конференция членов общества, созываемая, как правило, один раз в год. На ней подводятся итоги научной работы курсантов, намечаются основные направления ее развития на следующий год, организуются встречи с ведущими учеными и военными специалистами. На конференции избирается совет общества, который занимается всей организационной работой.

Для активизации НИРК, стимулирования и поощрения курсантов, высоких показателей в исследовательской деятельности, проводятся выставки и смотры их тучных работ, внутривузовские, городские, республиканские конкурсы на лучшую научную работу по военным и гражданским наукам. В системе высших военных образовательных учреждений России проводятся также внутривузовские и всероссийские конкурсы по специальной тематике.

В процессе учебы курсанты готовят курсовые работы. Курсовая работа помогает им систематизировать полученные знания на определенном этапе обучения, углубить теоретические знания, научиться самостоятельно анализировать материал, обобщить опыт правоохранительной деятельности, логически излагать материал. В курсовой работе курсант должен показать хорошее знание учебного материала, литературы и нормативных документов по избранной теме. Тематика курсовых работ и методические рекомендации по ее написанию готовятся кафедрой. Кафедрой утверждается преподаватель, осуществляющий руководство написанием курсовой работы. Курсовая работа готовится курсантом в часы самостоятельной работы, защита ее осуществляется дифференцированной оценкой. При неудовлетворительной оценке курсант обязан выполнить курсовую работу по новой теме или переработать прежнюю.

Таким образом, проведенный нами анализ теоретических источников и практики организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в гражданских и военных вузах позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в работах, посвященных рассматриваемой проблеме, практически не делается различий в употреблении и определении понятий «научно-исследовательская» и «исследовательская» работа студентов (курсантов). Чаще всего они используются как тождественные. Как правило, такая работа предполагает различные формы учебной и внеучебной работы студентов, направленные на формирование и усиление их творческих способностей, развитие и совершенствование форм привлечения к научной, конструкторской, технологической, творческой и внедренческой деятельности, обеспечивающих единство учебного, научного, воспитательного процессов для повышения профессионально-технического уровня подготовки специалистов с высшим образованием.

Во-вторых, наиболее распространенными организационными формами такой деятельности обучающихся в вузах являются научно-исследовательская работа студентов (НИРС) или курсантов (НИРК). Ее разновидностью в военных вузах является учебно-исследовательская деятельность слушателей или курсантов (УИРС, УИРК). Интеграцию различных форм научно-исследовательской деятельности обеспечивают научные студенческие общества (НСО).

В-третьих, с учетом особенностей системы высшего военного образования, нами предлагается следующее толкование понятия «научно-исследовательская деятельности курсантов в военном вузе»: это неотъемлемая часть подготовки и воспитания специалистов высшей военной квалификации, направленная на формирование и реализацию исследовательских умений и навыков курсантов в учебной и внеучебной работе через их привлечение к научной, инновационной, проектной, конструкторской и другим видам исследовательской работе.

 

Автор: Белоконь И.Д.