24.08.2011 5739

Формирование гражданственности средствами экологического образования (статья)

 

В современной педагогической науке принято употреблять понятие «подход» в значении «взгляд», «позиция», «точка зрения», «ориентация», задающих стратегию педагогических процессов и обуславливающих тактику действий в конкретной ситуации. Благодаря применению приоритетного доминирующего подхода формируется качественное своеобразие стиля организации педагогических процессов, оказывается существенное влияние на отбор педагогической деятельности и педагогические взаимодействия.

Педагогические подходы как система научного знания должны оптимизировать и обеспечить образовательный и воспитательный процесс. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить образовательный и воспитательный процесс в сторону «восхождения» учащегося к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.

Педагогические подходы - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогические подходы есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Сущность педагогических подходов выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.

Указанные исходные позиции требуют развертывания, углубления на философском, общепедагогическом и частно-педагогическом уровнях методологического знания, что может быть реализовано посредством термина «научный подход», вбирающего в себя совокупность научных идей, концепций, теоретических положений.

Педагогические подходы в образовании и воспитании необходимы, так как ориентированы не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды.

Для определения стратегии формирования гражданственности средствами экологического образования в нашем исследовании применялись различные педагогические подходы, которые классифицированы нами на две группы: связанные с целевой направленностью на развитие личности (аксиологический, личностно ориентированный, личностно-деятельностный) и связанные со структурно-содержательным построением педагогических процессов и явлений (синергетический, интегративный) подходы.

На философском уровне, наряду с диалектикой познания, выявления причинно-следственных связей, зависимостей, противоречий природы социальных явлений, процессов, в современной методологии научного познания активно развивается синергетическая теория (А.И. Пригожий, Г. Хакен, В.И. Каширин, СВ. Кульневич).

Сущность синергетического подхода заключается в понимании того, что неравновесные, нелинейные структуры способны к самоорганизации, т.е. хаос, беспорядок рано или поздно превращается в упорядоченную систему.

В педагогическом аспекте (применительно к личности) «воспитание -это самоорганизация личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих внешней иниации».

С точки зрения С.В. Кульневича, воспитание должно «запустить механизм самоорганизации, потенциально заложенный в личностной системе индивида». В то же время внешнее управление этим процессом должно соответствовать гуманистической сущности человека.

Гражданское общество также является самоорганизующейся системой. Источником саморазвития, самоорганизации является гражданская инициатива, социальное творчество отдельных граждан и общественных объединений. Поэтому смыслом гражданского образования и воспитания является развитие социальной активности посредством включения молодежи в различные виды социально-значимой деятельности с целью формирования социального опыта, социально-коммуникативных навыков и умений. При этом термин «формирование» понимается не как насильственная манипуляция человеком, постоянное внешнее вмешательство в процесс развития с целью придания ему соответствия социальным нормам, а как внутреннее становление личности, обретение гражданской позиции. Однако нельзя не учитывать роли внешних факторов, среды, оказывающей влияние на этот процесс. Таким образом, образование приобретает смысл как обучение для жизни, а не для набора «знаний, умений, навыков».

Достижение такого смысла возможно посредством организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода. (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Т.И. Власова, С.В. Кульневич).

Личностно-ориентированный подход в центр педагогического процесса ставит личность человека как субъекта культуры, который, наряду с природными особенностями, является носителем социальных свойств, а также духовности, творческих начал, нравственных достоинств. При этом «развитие и природных, и социальных, и культурных начал должно быть представлено в контексте свойств, имеющих общечеловеческую, национальную и региональную ценность».

Для нас названные положения имеют следующее значение:

– формирование социальных свойств, качеств (гражданственности) осуществляется не прямым воздействием на сознание, а через формирование личностных мотивов, смыслов, интересов, лежащих в основе жизненной (а вместе с ней и социальной) позиции;

– понимание человека как субъекта культуры ориентирует наш научный поиск в направлении обоснования сущности понятия «гражданская культура».

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности учащегося, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Чтобы индивидуально работать с каждым учащимся, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс. Создание условий для проявления познавательной активности учащихся: использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления учащегося находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.

В этой связи следует акцентировать внимание на роли личностно-деятельностного подхода, особенностей его проявления при проектировании образовательного и воспитательного процесса.

Личностно-деятельный подход получил глубокую разработку в трудах Б.Г.Ананьева, А.В.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, С.А.Смирнова, А.В.Петровского, А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева, Г.П.Щедровицкого и др., утверждающих идею о том, что основным способом существования личности является деятельность. Поэтому в педагогике важно акцентировать внимание не только на знаниях, умениях, навыках, но и на овладении способами гражданско-правовой деятельности, в результате которой возникает и развивается гражданско-правовая культура.

Понимание воспитания как процесса усвоения ценностей составляет сущность аксеологического подхода. «Аксеологический компонент, -отмечает С.В. Кульневич, - имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов».

В соответствии с данным подходом для нашего исследования является важным выделение из общей системы, прежде всего гражданских ценностей, уяснение способов их трансляции и интериоризации.

В качестве основных категорий теоретической базы мы используем категорию интегративного подхода. Под интегративным подходом мы понимаем, согласно теории деятельности О.С. Анисимову, то основание, которое выбирается неизменным в анализе и проектировании любого явления. Эта неизменная часть выступает в функции подхода для проектирования, программирования, реализации и рефлексии деятельности.

В качестве такого основания мы выбираем интеграцию. Интегративный подход предполагает как осуществление междисциплинарных (межпредметных) связей, взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, так и преемственность различных ступеней образования, а также взаимодействие процессов освоения теории и его практического применения. Интеграция образования направлена на развитие и обогащение творческого потенциала личности.

Анализ представленных исследований свидетельствует, что интеграцию возможно рассматривать как процесс и результат не столько достижения целостности лишь содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, сколько взаимодействия между различными образовательными программами (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами образования и т.п.).

Под образовательной программой, в отличие от учебной, мы понимаем программу совместной деятельности педагога и обучаемых, в которой раскрываются цели, задачи, содержание, его структура и логика построения, а также стратегия организации содержания образования (выбор адекватных форм, методов и средств), методы оперативного контроля и оценки хода реализации программы. Таким образом, если содержание и процесс этого образования строятся на основе интегративного подхода, то достигается возможность развития деятельности обучаемого с ярко выраженной гражданской направленностью, позволяющая ему достичь самореализации как высшей потребности человека.

Указанные выше педагогические подходы обеспечивают целостность и всесторонность, гармоничность и органичность педагогических процессов, касающихся конструирования воспитания и образования, целью и результатом которого выступает становление человека, являющего собой сочетание проявленности различных качеств и состояний, связанных с объединением таких биосоциальных начал как разум, тело и душа человека.

Важным понятием в ряду данных подходов становится «гражданственность», понимаемая как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными и моральными нормами (А.В. Беляев).

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие.

Е.В. Известнова под гражданственностью понимает комплекс качеств личности, которые проявляются человеком при выполнении им основных социальных функций. Эти функции: законопослушность, патриотическая преданность, защита интересов Отечества, они просматриваются в различных сферах: семейно - бытовых, межнациональных, межличностных.

Под гражданственностью В.И. Кожокарь понимает совокупность убеждений и взглядов, предполагающая, с одной стороны, высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой - нерушимую социальную солидарность, выражающуюся в участии человека в жизни социума.

Все вышеизложенное позволяет нам определить гражданственность как воспитание таких качеств личности, как способность уважать чужое мнение и защищать собственные взгляды, развитие критического склада мышления, которые проявляются в виде индивидуального поведения, но опосредуются социокультурной обстановкой, следовательно, могут быть развиты в соответствии с внешней волей. Возможность для личности делать свой выбор, основанный на знании, образованности, просвещении. Гражданственность основана на единстве обычаев и нравственных качеств человека.

Формирование гражданско-правовой культуры, активной социальной позиции осуществляется в рамках гражданско-правового образования.

Образование должно провести человека по пути: я - гражданин своей общины, региона; я - гражданин страны; я - гражданин мира. Формирование гражданско-правовой культуры, активной социальной позиции осуществляется в рамках гражданско-правового образования.

Гражданско-правовое образование как разновидность обществоведческого образования - это социально-гуманитарное образование, имеющее своей целью социализацию личности, формирование знаний и моделей поведения, которые бы обеспечили растущему человеку свободу в выборе мировоззренческих ориентации в условии правового государства, демократического общества.

Гражданское образование и воспитание - это не сообщение социальных знаний, а научение решению конкретных проблем, возникающих в обществе, требующих активного вмешательства отдельной личности, наличия у нее гражданской позиции. Внимание, интерес учащихся будут возрастать еще интенсивнее, когда эти проблемы имеют местный, региональный характер, непосредственно связаны с жизнью населения данного региона.

В социально-правовом аспекте гражданственность характеризует степень цивилизованности государства, наличие демократических норм и принципов взаимодействия государства с институтами гражданского общества.

Гражданственность тесно связана с понятием гражданские ценности. Гражданские ценности выражаются посредством образования личностных смыслов, отражаемых в сознании.

Гражданские ценности можно классифицировать по степени их близости к отдельной личности, степени наполненности социальным смыслом (содержанием).

Ценности первого порядка - это здоровье, профессия, права личности, социальный статус, отношение близкой социальной группы, социальная позиция, гражданская зрелость, традиции семьи;

Ценности второго порядка - это отношение к национальной культуре, языку, культурно-историческим традициям, социальным правам, интересам профессиональной группы, интересам государства, правопорядку, социальной, политической и экономической стабильности, демократическим свободам, гласности, мировоззренческому плюрализму; к деятельности общественных организаций;

Ценности третьего порядка - это мир, экологическая безопасность, культурная интеграция, равноправие народов; универсальные нравственные ценности; деятельность международных организаций, фондов, сотрудничество, взаимопонимание.

Личностные смыслы, ценностные отношения составляют ядро гражданского сознания личности. Вот почему, отмечают исследователи, «ценностям нельзя научить, их нужно проживать».

Жизнедеятельность общества, его способность к развитию зависят от наличия в нем потенциальных сил, устремленных на поиски путей и средств достижения идеала в общественных отношениях. Такие силы выступают носителями граэюданского сознания.

Гражданское сознание, возвышаясь над интересами отдельных групп, индивидов отстаивает интересы всего общества, так как всегда направлено в сторону общечеловеческих ценностей, интегральной цели выживания и развития человечества.

Гражданское сознание - это комплекс отношений к правовым нормам, законам (правосознание) и соответствующее принятым нормам, стандартам поведение (законопослушность), совокупность убеждений в необходимости прочной правовой базы демократического государства, отношение к законопослушности как важнейшей социальной и нравственной ценности. Это убежденность в необходимости быть готовым к активной защите прав личности, к восстановлению справедливости правовыми механизмами.

Гражданское сознание - это способность реализовывать ценностные ориентации отдельной личности, ее отношение к обществу, государству, согражданам, возможность осознавать назначение, смысл существования, своих гражданских функций, способствуя формированию гражданской ответственности и других социально значимых качеств.

Под гражданским сознанием мы понимаем совокупность социальных интересов общества, представлений о взаимосвязях ценностных ориентации отдельной личности и ее отношение к обществу, государству, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ними. Именно сложившийся тип гражданского сознания определяет поведение людей по отношению к обществу. Это внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества.

Особое место и роль в структуре гражданского сознания принадлежит его нравственной форме. Нравственное сознание - это усвоение общечеловеческих ценностей, соотнесение их с индивидуальными интересами, представлениями, готовность к преодолению противоречия между нравственной свободой и долгом, руководство во внешних и внутренних коллизиях совестью, чувствами ответственности, достоинства и чести.

Содержание гражданского сознания раскрывается в разнообразных его функциях, осуществляемых в экономической, политической, правовой, духовной, и других сферах деятельности: рефлективной, нормативно -регулирующей, координирующей, формирующей, воспитательной, оценочно- оперативной, коммуникативной, ориентирующей и других.

Гражданское сознание реализуется в разнообразных формах жизнедеятельности общества, общественных отношений, в которых выражаются нормы, представления, взгляды, идеалы, стремления граждан, их понимание личного и общественного блага.

Гражданское сознание - это та мера, которая позволит сочетать национально-этническое в образовании (В.Волжанин, В.Ф. Динзе) и общечеловеческое в воспитании. Представителями последней - культурноантропологической концепции - являются П.Ф. Каптерев, М.М.Рубинштейн, С.И.Гессен, П.О.Девин и др.

Обретение личностью такого единства служит одним из показателей наличия гражданской культуры.

В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает в себя политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру.

Формирование гражданской культуры - это целенаправленный процесс интериоризации личностью гражданско-правовых ценностей, формирование отношения с целью развития гражданско-правового поведения, готовности к воспроизводству, сохранению и передаче правовых, нравственных, экологических ценностей, опыта, способствующих осознанному и активному поведению граждан.

Гражданская культура - это такой уровень развития социальных отношений и поведения гражданина, которые соответствуют выработанным обществом социальным, правовым, экологическим, нравственным ценностям (нормам, законам, традициям, идеалам), что служит основанием для стабильного существования и развития общества, социальных групп, отдельной личности. Гражданская культура в структурно-содержательном аспекте включает в себя следующие компоненты: правовую культуру, политическую культуру, экономическую культуру, экологическую культуру, культуру здорового образа жизни, профессиональную культуру, нравственную культуру. При этом структурообразующая роль принадлежит правовой и нравственной культуре, проникающей во все другие компоненты и объединяющей их в единое целое.

Гражданская культура - показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия.

Гражданская культура выступает в единстве гражданского сознания и соучастия в общественных делах.

Гражданская культура это ценностно-нормативная система, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта гражданского сообщества. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на гражданскую систему, охватывает как государственные идеи, ценности, так и действующие нормы гражданской практики.

Под гражданской культурой мы понимаем особое восприятие человека, принадлежащего к конкретному сообществу накопленные народом ценности. Это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации. Культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю. Культурный человек стремится не обмануть общество, государство, сограждан - вне себя и в себе, но, напротив, точно им соответствовать. Культурная личность должна обладать гражданским мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи государственных проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности. Гражданская культура - это формирование в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности по отношению к обществу, государству, согражданам.

Данные положения в методологическом аспекте акцентируют внимание исследователей на том обстоятельстве, что культурный гражданин не формируется посредством только внешних воздействий. Социальные качества не вырабатываются автоматически при включении в деятельность. Только тогда может быть сформирована социально-устойчивая личность, обладающая гражданской культурой, когда в ней воспитаны в достаточной степени готовность к автономной деятельности, независимость, критическое мышление, способность к выбору, рефлексия, саморегуляция.

Одним из важнейших интегративных признаков гражданственности, а также критерием ее сформированности является наличие гражданской позиции.

Одним из результатов культурной, гражданско-правовой деятельности является уровень сформированности социальной устойчивости личности.

Социально-устойчивая личность - это личность, стремящаяся к упорядочению своей жизнедеятельности, ориентированная на мировоззренческие установки и моральные нормы относительно стабильных групповых структур. Это нормативный тип личности, который не подвержен влияниям антисоциальной среды.

Другим результатом социально-значимой деятельности является наличие гражданско-правовой личностной позиции. В широком смысле социальная позиция - это осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности, которая подлежит моральной оценке как социально-устойчивая, прогрессивная, передовая или асоциальная, консервативная.

Гражданско-правовая позиция - это осознанный выбор демократических идеалов, морально-нравственных и правовых норм, определяющих активное отношение личности к социально-правовым проблемам, находящим выражение в социально-значимых поступках.

В широком смысле гражданская позиция - это осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности, которая подлежит моральной оценке как социально-устойчивая, прогрессивная, передовая или асоциальная, консервативная.

Гражданская позиция - это осознанный выбор демократических идеалов, морально-нравственных и правовых норм, определяющих активное отношение личности к социально-правовым проблемам, находящим выражение в социально-значимых поступках.

Наличие гражданской позиции - необходимое условие, ступень для восхождения к гражданской зрелости, то есть к осознанной готовности личности взять на себя ответственность за судьбу страны в период трудных испытаний, обеспокоенности за ее будущее, готовности подчинить, если этого требуют обстоятельства, личные интересы общественным. Основу гражданской зрелости личности составляет отношение человека к долгу, обязанностям, общественным ценностям, традициям, будущему, ее нравственная надежность.

Одним из наиболее ярких показателей формирования гражданственности и развитие личности является высокая степень сформированности личностного, гражданского достоинства.

Гражданское достоинство включает в себя: национальное достоинство, правовое достоинство, экономическое достоинство, профессиональное достоинство, нравственное достоинство. Воспитание, развитие личности в парадигме культуры гражданского достоинства предполагает привитие таких качеств, как патриотизм, критическое отношение к власти, ответственность перед собой как личностью; ответственность по отношению к окружающей среде; нравственная свобода, автономность, коллективизм, творческая активность, саморегуляция, профессиональная компетентность.

Целью гражданского образования является формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию, подготовка гражданина к активному включению в самостоятельную жизнь, трудовую деятельность на основе необходимых для этого знаний, стимулирующих молодых людей к социальной активности.

В отличие от общеобразовательной школы формирование гражданственности как метакачества личности в системе профессионального начального образования имеет ряд особенностей.

Во-первых, учащиеся профессиональных лицеев проходят профессиональную раннюю социализацию, способствующую формированию профессиональной направленности личности, ее профессиональных интересов, что повышает степень профессионального и социального самоопределения.

Во-вторых, более ранняя профессиональная социализация, повышение возможностей для включения в производительный труд, производственные отношения создают условия для развития таких качеств, как ответственность, самодисциплина, профессиональная мобильность, конкурентоспособность.

В-третьих, физический труд, раннее включение учащихся во взрослый рабочий коллектив могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на человека, особенно на подростка и юношу.

В-четвертых, в учреждениях профессионального образования социализация и гражданское воспитание получают возможность решать задачи посредством усиления роли трудового воспитания, формирующего не только социально-значимые, но и профессионально важные качества личности.

В-пятых, в учреждениях профессионального начального образования появляются иные, по сравнению с общеобразовательной школой, возможности для усиления экономического, правового, экологического воспитания, в первую очередь - в области трудовой деятельности и производственных отношений.

Формирование гражданственности у данного контингента учащихся на основе экологических ценностей предполагает выработку умений по-новому подходить к взаимоотношениям человека с природой, техникой и технологией производства, экономикой.

Изучение работ по исследуемой проблеме позволило выявить ряд объективных и субъективных факторов, влияющих на содержание и организацию гражданственности. К негативным социальным факторам следует отнести наличие стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.

Исследователи также выделяют социально-психологический, организационно-методический, психолого-педагогический, личностный, социально-демографический и этнический факторы.

Социально-психологический фактор - это морально-психологический климат в коллективе, его сплоченность, социометрический статус; общественное мнение; сложившиеся традиции; социальное окружение.

Организационно-методический фактор - это организация гражданско-правового, экологического, патриотического воспитания в учебное и внеучебное время, в ходе производственной практики, применение комплексных форм и методов, методическое обеспечение, система управления, контроль.

Психолого-педагогический фактор - это качество организации, проектирования педагогического процесса, индивидуальный подход, личностные качества педагога.

Личностный фактор - это характер направленности личности учащихся, мотивов, интересов, степень социальной активности, ценностные ориентации, глубина опыта, соотношение личного и общественного, социальная позиция.

Социально-демографический и этнический фактор - это соотношение количества русских и представителей других национальностей; половозрастные соотношения в коллективе, в социальном окружении; традиции, обычаи; наличие общественных объединений, культурно-досуговых учреждений.

Таким образом, анализ и синтез научных источников показал, что теоретическими основами, определяющими сущность, смысл, стратегию развертывания гражданского воспитания, проектирования его содержания служат: синергетический, деятельностный, аксеологический, личностно-ориентированный, интегративный подходы. Успешность их организации зависит от комплекса социальных, социально-психологических, собственно педагогических условий, факторов.

Процесс гражданского воспитания предполагает логику построения содержания гражданской деятельности. Логически оправдана такая структура построения деятельности как определение целей и задач, принципов, содержания, методов, форм и факторов процесса гражданского воспитания.

Целью гражданского воспитания является формирование гражданско-правовой культуры, активной гражданской позиции. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

– формирование гражданского сознания и поведения, законопослушности, толерантности;

– ориентация на демократические ценности, здоровый образ жизни;

– формирование патриотизма, уважения к традициям;

– формирование критического мышления, опыта разрешения конфликтов, коллективизма, достоинства, ответственности за окружающую среду.

Процесс гражданского воспитания основан на следующих принципах: гуманизации и демократизации; полукультурности; интеграции социально-педагогической среды; интеграции содержания^ форм и методов; коллективности и автономности; социальной сензитивности; личностно-ориентированного подхода; социальной направленности; диалогичности; коммуникативности; мировоззренческого и педагогического плюрализма.

Содержанием процесса гражданского воспитания являются предметные знания о мире, государстве, обществе, месте человека в мире, смысле жизни. Также в содержание процесса гражданского воспитания входят: готовность к коммуникации учащимися; значение способов деятельности по реализации частных и социально-значимых целей, интересов; опыт разрешения конфликтов; владение гражданско-правовыми понятиями; система отношений к различным культурам, уважение национальных особенностей; усвоение системы ценностей; владение способы взаимодействия с окружающей средой; знание гражданско-правовых документов, прав и обязанностей, способов их реализации.

Гражданское воспитание осуществляется с помощью различных методов:

– методы формирования сознания (убеждение, пример), организация деятельности (педагогические требования, стимуляции), метод проектов;

– соревнование;

– общественное мнение;

– ролевые, деловые игры;

– проблемное обучение;

– демонстрация положительных образцов;

– спорт-диалог, полемика;

– методы психолого-педагогической диагностики.

Организация гражданского воспитания осуществляется во многом за счет следующих форм: общественные организации, клубы, объединения; классный час; праздники, фестивали; самоуправление; кооперативы, ученические бригады, музейная работа; краеведческая работа; военизированные игры; создание семейных летописей; участие в изобретательных компаниях; социодрамы; дни национальных культур.

Условиями и факторами для организации процесса гражданского воспитания является интеграция основного и дополнительного образования, взаимодействие семьи и учебного заведения, организация педагогических комплексов, программно-методическое обеспечение, творческий потенциал педагогического коллектива, нормативно-правовое обеспечение, открытость образовательного учреждения на достижения отечественного и зарубежного опыта.

Как показал проведенный нами теоретический анализ, возможности в формировании гражданственности имеет и экологическое образование, так как понятия природы и общества неразрывны. Главной задачей экологического образования является формирование у личности системы адекватных общественных и экологических представлений.

В общественном сознании господствует представление об абсолютной независимости общества от природных условий, в которых оно происходит. Если возможность влияния различных экологических факторов на организм человека люди еще как-то готовы признать (благодаря усилиям по экологическому образованию), то точка зрения, согласно которой существует влияние природной среды на развитие общества в целом, на социальные, политические, экономические и т.д. процессы, кажется им абсурдной. В настоящее время наступил момент переосознания того, что экологические явления в значительной степени самым существенным образом влияют на различные исторические события, влияют на характер экономического развития общества, оказывают определенное влияние на особенности культурного развития общества.

Таким образом, представление о взаимосвязи природных условий и развития общества позволяют личности понять единство людей и природы на уровне социума.

Природа не просто совокупность различных природных объектов, а сложная система, каждый элемент которой взаимосвязан с другими: любое воздействие на один из элементов этой системы неизбежно оказывает влияние на множество других.

Формирование широты отношения обуславливает необходимость организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в субъективное пространство отношения личности к миру природы как можно больше духовных, нравственных, природных объектов.

. Формирование широты отношения не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции учащихся. Важно, чтобы для учащихся природные объекты стали личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства учащихся.

Человек не стоит изолировано над природой, а включен в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей. Мир природы является не только источником материальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природу, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействую с ним.

Главной задачей экологического образования является формирование у личности системы адекватных общественных и экологических представлений.

В содержание общественного сознания включается система духовных, эмоциональных отношений к миру, выражаемых в настроениях, идеях, представлениях, взглядах, идеалах, стремлениях членов общества. Поэтому и классификация форм общественного сознания основана на соответствующих сферах деятельности: политической, экономической, религиозной, правовой, нравственной, экологической.

Экологическое образование оказывает огромное влияние на гражданское сознание учащихся. Особое место в структуре гражданского сознания принадлежит его нравственной форме. Особенность нравственного сознания заключается в том, что оно не имеет локального характера: мораль обладает все проникающей способностью, регулирует человеческие отношения в любой сфере.

Экологическое образование имеет моральный характер, поэтому существенно влияет на формирование гражданственности.

Регуляторами устремлений личности, выбора жизненных целей и линии поведения, гражданской позиции выступают совесть, долг, достоинство, от степени, которых зависит уровень нравственного сознания, цивилизованность индивида.

Экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к жизненным целям, гражданской позиции. Оно может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию.

Экологическое образование воспитывает у учащегося чувство единства с природой, со страной, обществом, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленный на достижение благополучия, ощущение социальной и национальной полноценности.

На основе проведенного нами анализа теоретических источников, мы пришли к выводу, что гражданственность представляет собой сложное явление, в котором целостно сочетаются различные аспекты жизнедеятельности и отношений человека как члена общества и государства. Экологическое образование практически реализует индивидуально-личностные и социально значимые цели. В соответствии с принятыми в обществе принципами и нормами субъективными основами гражданственности являются уровень развития самосознания личности, ее интересы, потребности, возможности, ценностные ориентации, в том числе связанные с экологическим мировоззрением, отношением к природе.

Субъективными основами гражданственности являются уровень развития самосознания личности, ее интересы, потребности, возможности, ценностные ориентации.

Личная потребность человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему личностному кризису.

Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить эту потребность. Не находя возможность самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им «собственном» мире. Благодаря своей экологической активности, человек может реально достичь духовного равновесия.

Развитие окружающей среды и человеческого общества идет неразрывно, происходит их коэволюция (совместная эволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

Особенности условий города и социума лицея дали нам возможность сделать теоретический и практический вывод о том, Что в условиях профессионального (сельскохозяйственного) лицея гражданское воспитание может быть построено с учетом возможностей экологического образования.

Общественный и социально активный характер методов экологического образования в наших условиях способствует формированию активной гражданской позиции и реализации основных задач гражданского воспитания учащихся.

 

Автор: Бибикова Н.Г.