24.08.2011 9428

Профессиональные и личностные требования к офицеру, реализующему функции военно-социальной работы в подразделении (статья)

 

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в ней надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем, это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста [131,22].

Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к ней необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы [131, 23].

Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (Ю.В. Котелова, К.К. Платонов и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медико-гигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для него.

В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма Е.М. Иванова, в которой раскрываются «не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности». В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков: во-первых, описания объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описания психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в ней различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника [93].

В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования: направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния: интеллектуальные, эмоциональные, процессы: воля, внимание, память, мышление и психомоторика) [69].

Профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:

– четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

– подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе, технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

– выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

– показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

– показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

– иметь направленность на решение практических задач, (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

– описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы [131, 26].

Командир подразделения, реализующий функции военно-социальной работы, оптимизируя жизненную ситуацию личности военнослужащего или группы людей (семьи), влияет на процесс трансформации социума в целом. Осуществляя профессиональную деятельность, он неизбежно оказывает непосредственное или опосредованное влияние на военнослужащих. В ряде случаев, особенно при использовании методов индивидуальной работы, это влияние может существенным образом предопределить жизненные перспективы личности. Возможность (доступ) к такого рода взаимодействию в системе отношений «командир подразделения - клиент» обеспечивается высокими требованиями к знаниям, умениям и личностным качествам офицера, реализующего функции военно-социальной работы в подразделении.

Степень соответствия личности специалиста требованиям профессии обусловливается рядом обстоятельств:

– характеристиками преморбидной (предшествующей) структуры личности;

– качеством профессионального образования;

– наличием опыта профессиональной деятельности. Характеристики преморбидной структуры личности определяют

степень вероятности положительного результата профессионализации будущего специалиста. Наиболее значимыми характеристиками являются ценностные ориентации, установки, мотивы в сфере предполагаемой деятельности, которые в своей совокупности определяют профессиональную направленность личности [150, 33].

Офицер, реализующий функции военно-социальной работы, приобретает знания, умения и навыки, необходимые для своей деятельности в процессе профессиональной подготовки.

В педагогике вопросам организации военно-профессиональной подготовки посвящен ряд исследований (А.В. Барабанщиков, В.А. Бодров, Г.М. Зараковский, К.А. Климов, Ю.А. Ленев, Л.Е. Мерзляк, В.Я. Нечаев, В.А. Пономаренко, Г.А. Шабанов и др.). Отдельные аспекты профессиональной подготовки будущих офицеров рассматривались в трудах Г.Г. Агаджанова, И.В. Биочинского, В.И. Герасимова, М.И. Дьяченко, И.А. Липского, А.В. Покатова, О.Е. Смирнова, В.А. Шаповалова и др.

Специалист, осуществляя военно-социальную работу, опирается на базовые положения ряда наук, в том числе - педагогики, психологии, социологии, юриспруденции, валеологии, истории и т.д. В связи с этим требования к профессиональным знаниям носят интегративный характер.

Понятие «знания» в педагогической литературе обычно представляется как продукт познания (представления, понятия) людьми предметов и явлений действительности законов природы и общества [192, 156].

Знания, которые приобретает будущий командир подразделения, реализующий функции военно-социальной работы в процессе профессиональной подготовки, обеспечивают высокий общекультурный уровень развития личности. В процессе освоения таких дисциплин, как философия, социология, экономика, история, психология, будущий офицер, с одной стороны, знакомится с общенаучными теориями, концепциями, подходами, на основании которых в дальнейшем происходит освоение специальных профессиональных знаний, а с другой стороны, развивает общеинтеллектуальные умения (анализа, синтеза, сравнения и другие), которые обеспечивают в целом успешность процесса обучения.

Таким образом, логика приобретения знаний строится на основании индуктивного принципа, от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от теоретического к практическому.

В процессе профессиональной подготовки курсант должен овладеть не только знаниями, но и способами практической военно-социальной работы по ряду направлений, в том числе следующими методами, формами, средствами:

– оказанием социальной помощи и услуг военнослужащим и их семьям, (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п. в социальных службах, организациях и учреждениях);

– проведением исследовательско-аналитической деятельности (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения военнослужащих в подразделении, с целью разработки проектов и программ военно-социальной работы;

– участием в организационно-управленческой деятельности и административной работе социальных служб, организаций и учреждений для военнослужащих;

– интеграцией деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи военнослужащим и членам их семей.

Для реализации практической профессиональной деятельности по данным направлениям командиру подразделения, реализующему функции военно-социальной работы, необходимо владеть рядом умений и навыков.

Умения являются конечным результатом профессиональной подготовки, знания служат инструментом при освоении умений. Умение -возможность эффективно выполнять действие [192, 56].

В результате профессиональной подготовки курсант должен овладеть основами профессии, т.е. совокупностью умений, необходимых для выполнения профессиональных функций. Умения формируются в деятельности, следовательно, необходимо организовать соответствующую деятельность, обязательные условия которой - целенаправленность, осознанность, опора на имеющиеся знания.

Среди профессиональных умений, которыми должен владеет будущий командир подразделения, реализующий функции военно-социальной работы, можно выделить две группы:

– общепрофессиональные умения (коммуникативные, организационные, управленческие, исследовательские): умения работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции; умения оранизационно-управленческой, исследовательско-аналитической, научно-педагогической деятельности и др.;

– специальные умения: обеспечивать посредничеств между клиентом (клиентами) (личностью, семьей, группой лиц) и различными общественными и государственными структурами; обеспечивать связи между личностью и микросредой, семьей военнослужащего и обществом; оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать военнослужащего и членов его семьи к выполнению социально-значимой деятельности; давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социальнопсихологической коррекции; использовать формы и методы воспитательного воздействия (владение общими (диагностика, адаптация, реабилитация, профилактика) и частными технологиями военно-социальной работы).

Одним из результатов профессиональной подготовки являются приобретенные навыки. Это действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания. Знание о действии с данным предметом -необходимое условие формирования устойчивого навыка. В профессиональной деятельности они имеют большое значение, экономят силы, время, внимание, являются составной частью большинства умений и тем самым облегчают их осуществление. Поскольку навыки формируются в результате многократных повторений, в учебном процессе должны быть созданы условия для такой многократности [152, 42].

Умения, обусловленные уже не условиями и средствами, а изменяющимися целями деятельности, основываются на знании технологической последовательности (или алгоритма) выполняемых работ. Человек приобретает умение через усвоение знаний двоякого рода: во-первых, через знания, относящиеся к объектам действия; во-вторых, через знания о приемах и способах действия.

Профессиональная деятельность, являясь реальным средством изменения окружающего социума, имеет глубокий аксиологический потенциал, заключенный в ее целях, результатах, используемых методах. Особенность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» заключается в зависимости личности от действий или бездействий профессионала, в затрудненности внешнего контроля над деятельностью специалиста.

Психологи выделили шесть групп наиболее важных профессиональных качеств социальных работников.

1. Профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу значимых проблем.

2. Доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь, чуткость, чувство сострадания, желание помочь, симпатия к другим.

Эмоционально-положительное отношение во многом зависит от конкретного опыта личности, от истории ее взаимоотношений с людьми. Положительный или отрицательный опыт этих отношений однозначно формирует и соответствующую им систему. Многие психологи считают, что людям с сильно выраженным недоверием и недоброжелательностью к окружающим нецелесообразно работать в социальной области.

3. Организаторско-коммуникативные способности: высокая коммуникабельность, общительность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, вызывать к себе доверие и поддерживать их в трудную минуту.

4. Нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении целей. Значимость нервно-психической устойчивости в деятельности социального работника огромна, ведь ему приходится сталкиваться с самыми различными людьми. Именно нервно-психическое перенапряжение заняло первое место при опросе социальных работников о причинах их усталости.

5. Отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, уважение к себе (самооценка, самокритичность, идентификация и др.).

Исследования показывают, что зачастую у неуверенных в себе людей возникает множество собственных проблем, решение которых требует больших усилий и больших затрат времени, и поэтому они вряд ли психологически способны и готовы к решению чужих проблем.

  • Высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность [196, 86].

Содержание военно-социальной работы реализуется посредством выполнения командиром или заместителем командира подразделения следующих функций: диагностической, прогностической, организаторской, посреднической, инновационной, мотивационной, защитной, профилактической.

Диагностическая функция. Командир или заместитель командира подразделения, основываясь на принципе адресности социальной работы, определяет степень необходимости и достаточности социальной помощи для конкретного нуждающегося, выявляет социальные и личностные ресурсы, которые могут быть использованы в целях оптимизации жизненной ситуации военнослужащего.

В целостной диагностической процедуре можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых блока: диагностику социальной среды клиента и диагностику личности клиента. При этом первый блок преимущественно направлен на выявление социальных ресурсов, оптимизирующих ситуацию, и деструктивных факторов, «проблемных точек» среды, вызывающих ухудшение ситуации; второй блок направлен на выявление личностных ресурсов клиента.

Полученная при этом информация в целом позволяет ответить на вопрос о соотношении активности клиента и специалиста по военно-социальной работе в совместной деятельности, направленной на помощь (самопомощь) в трудной жизненной ситуации. При организации взаимодействия с клиентом командир подразделения стремится не брать на себя решение его проблем, а мобилизовать личностные ресурсы военнослужащего, сделав стимулирование процесса самопомощи основным направлением работы.

Прогностическая функция реализуется как на уровне практической работы с военнослужащими и их семьями, так и на административно-управленческом уровне. В обоих случаях при ее реализации используются результаты проведенной социальной диагностики. В технологическом алгоритме данные функции связаны последовательно. На основании поставленного «социального диагноза» определяются потенциалы оптимизации наличной ситуации, степень вероятности позитивного разрешения проблем, а также качественный уровень ожидаемого результата.

Командир или заместитель командира подразделения участвует в прогнозировании и программировании процесса социального развития воинских коллективов в районах дислокации воинских частей. Прогностическая деятельность на административно-управленческом уровне может быть направлена на развитие социальной системы воинской части, а также системы военного гарнизона, округа. На основе зондажно-информационного обследования, информационно-целевого анализа различной документации, социального картографирования и других методов социальной диагностики выявляются недостатки в осуществляемой военно-социальной работе, определяются альтернативные траектории усовершенствования деятельности, оптимальное соотношение возможных затрат и результатов в контексте каждой альтернативы.

Организаторская функция. Командир или заместитель командира подразделения организует деятельность по оказанию социальной помощи военнослужащим подразделения и их семьям. В деятельности он может занимать ряд позиций: исполнителя четко определенных заданий (поручений), организатора отдельного направления деятельности, координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности.

Виды деятельности, организуемые в рамках военно-социальной работы, существенным образом варьируются в зависимости от специфики, категорий и основных потребностей военнослужащих. Командир подразделения, организуя деятельность, определяет, в первую очередь, ее целевой компонент. Важно, чтобы цели деятельности были адекватны той социальной проблематике, которая актуальна для конкретного подразделения, воинской части. Определив цель деятельности, например, организация досуга для детей военнослужащих, командир подразделения подбирает оптимальные формы достижения этой цели (массовый праздник, организация работы спортивных секций, кружков по интересам и т.д.), выбор цели и формы деятельности во многом обусловливает ее содержание.

Организаторская функция позволяет на деятельностном уровне изменять жизненную ситуацию военнослужащего (или его семьи), при этом возникает обратная связь по отношению к реализации диагностической и прогностической функции. Организация деятельности строится на основании поставленного «социального диагноза» и прогноза развития ситуации. В процессе деятельности происходят социальные изменения, которые фиксируются с помощью второго витка социальной диагностики, при чем степень наличия изменений и их соответствие поставленной цели определяет степень эффективности деятельности и демонстрирует адекватность прогноза. При этом процесс развивается спирально, то есть на основании новых диагностических данных делается новый прогноз и организуется деятельность для достижения социально-значимых целей.

Посредническую функцию часто называют основной функцией социальной работы и военно-социальной работы в частности. Общество является сложной многокомпонентной самоорганизующейся системой. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей-зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме зависит от целого ряда факторов субъективного и объективного характера, при чем нарушение одной социальной функции личности влечет за собой разноплановые последствия. В связи с этим практически все социальные проблемы носят комплексный характер и затрагивают различные сферы жизнедеятельности человека.

Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности военнослужащего, находящегося в трудной жизненной ситуации, не позволяет ему делать несколько «стартовых усилий», то есть несколько раз начинать процесс «с нуля»: искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах. Командир подразделения обеспечивает связь военнослужащего со всеми необходимыми ему специалистами. Для реализации посреднической функции аккумулируется информация обо всем спектре предоставляемых льгот, выплат, услуг, условиях, формах методах работы с клиентами.

Инновационная функция. Командир или заместитель командира подразделения в деятельности стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы. Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки военнослужащих и их семей, их деятельность должна носить инновационный характер, то есть включать в себя новые методические, технологические компоненты. Инновационная функция реализуется в творческом подходе к принятым технологиям военно-социальной работы (постоянном анализе их использования, выявлении сильных и слабых сторон, введении новых технологических компонентов), в интеграции в практику социальной помощи существующего инновационного опыта.

Мотивационная функция выражается в создании мотивообразующих условий для включения военнослужащего в деятельность по преодолению трудной жизненной ситуации. Возникшая трудная жизненная ситуация может быть решена только в результате собственных усилий военнослужащего, командир подразделения в этом случае поддерживает, направляет, корректирует действия личности, обеспечивает наличие необходимой информации, снимает или уменьшает противодействие различных социальных барьеров, но не «решает проблему за клиента».

Среди основных препятствий, затрудняющих принятие и реализацию активной деятельностной позиции относительно существующей проблемы, можно назвать неуверенность человека в своих силах, страх неудачи; отсутствие или недостаток информации, обеспечивающей эффективность деятельности; отсутствие социальных умений и навыков реализации, необходимых для решения проблемы поведенческой траектории.

Для преодоления выявленных у военнослужащих трудностей командир подразделения использует следующие методы и приемы работы: консультирование, направленное на оптимизацию его самооценки; включение в деятельность с высокой вероятностью успешности (создание ситуации успеха); социальное научение, включающее информативный и поведенческий блоки и др.

Защитная функция военно-социальной работы реализуется в случаях, когда трудная жизненная ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы военнослужащих и членов их семей. Командир подразделения может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод военнослужащего, свидетеля на судебном заседании, а также в случаях, когда это необходимо, в качестве общественного защитника.

Профилактическая функция отражает принцип профилактической направленности военно-социальной работы. Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется интенсивной динамикой развития социальных патологий: распространением наркомании, алкоголизма среди военнослужащих.

Устранение негативных социальных последствий формирования у личности военнослужащего стереотипов девиантного поведения требует крупных затрат, кроме того, как демонстрирует опыт, эффективность деятельности в данном направлении при наличии устойчивых поведенческих отклонений, не всегда соотносится с показателями затратности ресурсов, поэтому реализация профилактической функции является одним из основных направлений военно-социальной работы [150, 37].

Реализация основных функций и содержания военно-социальной работы реализуется через следующие формы: нормотворческую деятельность по улучшению социальной защиты военнослужащих и членов их семей; социологические исследования с целью выявления положения дел по вопросам социальной защиты военнослужащих; выработку предложений по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала; индивидуальные формы работы; собрания военнослужащих, профсоюзных организаций, семей военнослужащих; работу общественных приемных; приемы по личным вопросам; ответы на обращения и жалобы военнослужащих и членов их семей, ветеранов военной службы, гражданского персонала по социальным вопросам.

Командир подразделения, осуществляющий военно-социальную работу, должен отвечать требованиям, определяющим эффективность данной деятельности и гарантии прав и интересов военнослужащего как объекта социальной поддержки. Эти требования могут быть разделены на три группы:

– требования к уровню информированности субъекта военно-социальной работы (знания нормативно-правовой базы военно-социальной работы, законодательно закрепленных прав военнослужащего, особенностей его личности и социальной ситуации, возможностей деятельной реализации прав объекта социальной работы через организацию взаимодействия с различными социально-ориентированными органами, институтами, организациями и учреждениями, организацию процесса разработки и реализации военно-социальных программ; основы обеспечения социальных прав военнослужащих и членов их семей; проблемы социального обеспечения воинского труда и быта; специфика работы в различной социальной среде воинских коллективов и членов семей военнослужащих, гражданского персонала; формы и методы военно-социальной работы, информирования личного состава; нормы семейного, трудового, жилищного законодательства; основы уголовного и гражданского права; основы уголовного и гражданского процессуального права; передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы в воинских коллективах и др.);

– требования к уровню технологической оснащенности субъекта военно-социальной работы (владение общими (диагностика, адаптация, реабилитация, профилактика) и частными технологиями военно-социальной работы; компетентно работать с документами, регламентирующими жизнедеятельность воинского коллектива; поддерживать связь с местными органами государственной власти и управления, общественными организациями, трудовыми коллективами, совместно с ними решать вопросы социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации; информировать военнослужащих о практике применения нормативных документов в повседневной жизни; осуществлять постоянное изучение запросов и настроений личного состава, участвовать в разрешении просьб, жалоб и заявлений военнослужащих; заботиться о соблюдении принципов социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала при организации их труда и быта; осуществлять социальные мероприятия по улучшению морального и материального стимулирования различных категорий военнослужащих, гражданского персонала; постоянно заботиться о социально-бытовом, торговом и медицинском обеспечении военнослужащих и членов их семей);

– требования к профессионально-значимым качествам личности субъекта военно-социальной работы, к которым принято относить три группы: психо-физиологические качества (требования к уровню развития познавательных процессов личности); психологические качества (требования к устойчивости собственной психологической структуры субъекта военно-социальной работы); психолого-педагогические качества (требования к способностям и возможностям субъекта военно-социальной работы, обеспечивающим эффективное влияние на другого человека в целях оптимизации его жизненной ситуации).

 

Автор: Богомолов Г.С.