24.08.2011 4062

Модель подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе (статья)

 

Под моделированием понимается «метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте» [144, 42].

Моделирование как метод последнее время широко применяется в педагогических исследованиях. Процессу моделирования воспитания посвящен целый ряд крупных научных исследований (Е.Н. Степанов и др.).

Е.Н. Степанов считает, что основной сущностной характеристикой моделирования и его главной отличительной чертой (по отношению к другим методам) является опосредованность, так как исследователь, решая познавательную задачу с помощью метода моделирования, ставит между собой и изучаемым фрагментом социальной действительности объект -заместитель оригинала, то есть модель, исследование которой и позволяет получить новое знание об изучаемом социальном явлении.

Обобщая исследование процесса моделирования, необходимо выделить ряд гносеологических функций, присущих этому процессу:

– иллюстративную функцию, позволяющую наглядно отобразить изучаемое явление, его внутреннее строение, свойства и т.п.;

– объяснительную функцию, помогающую глубже понять познаваемый объект, сформировать о нем более ясные представления;

– эвристическую функцию, направленную на открытие новых сторон бытия исследуемого фрагмента социальной действительности;

– критериальную функцию, выполняемую моделью, выступающей в виде образца-мерила для осуществления сравнительного анализа и оценки отдельных свойств или всего изучаемого объекта;

– прогностическую функцию, связанную с получением информации-прогноза о дальнейшем функционировании и развитии исследуемого явления;

– преобразующую функцию, способствующую выбору оптимальных путей и способов преобразования социальных объектов [128, 28-30; 126, 28; 73, 26].

Как считает Е.Н. Степанов, перечисленные функции присущи не каждой модели. Одна модель может выполнять одну функцию, другая - две, третья - быть полифункциональной.

Процесс моделирования состоит из нескольких этапов (стадий). В научных публикациях существуют разные точки зрения о количестве и названиях этапов. Моделируя процесс подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе, мы опирались на позицию М.К. Бусловой, которая предлагает выделить в процессе моделирования следующие этапы: 1) постановку задачи; 2) теоретическую и экспериментальную подготовку; 3) создание модели; 4) исследование модели; 5) перенос полученной информации на изучаемый объект; 6) выдвижение научной гипотезы на основе полученных знаний и ее проверку; 7) включение полученных знаний в научную теорию [54].

Академик Л.И. Новикова и сотрудники ее научного коллектива постарались определить роль и значение моделирования в построении, функционировании и развитии воспитательной системы. Основное предназначение моделирования, по их мнению, заключается в том, что оно является средством и направлением деятельности по управлению воспитательной системой. Особенность необходимости использования метода моделирования, по их мнению, заключается в том, что оно является средством и направлением деятельности по управлению воспитательной системой. Особенно необходимо использование метода моделирования на стадиях построения или преобразования системы. Неслучайно понятие «модель» определяется этими авторами как «описание будущей системы, которую намерены создать педагоги, школьники и их родители» [162, 104].

Для того, чтобы построить модель воспитательного процесса, необходимо выделить его компоненты, связи между компонентами, факторы, влияющие на изменение этих характеристик.

Разработанная нами модель подготовки курсантов к военно-социальной работе в подразделении включает в себя целевой, содержательный, процессуальный блоки. Целевой блок содержит цель процесса подготовки курсантов к военно-социальной работе в подразделении. Содержательный блок определяет внутреннюю структуру и содержание процесса. Процессуальный блок включает основные требования к исследуемому процессу и внутреннюю логику его организации, а также формы, методы, приемы, средства подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.

Основанием данной модели является поставленная цель создания условий для формирования готовности курсанта к реализации функций военно-социальной работы в процессе профессиональной деятельности в подразделении.

Данная цель в наиболее общем плане достигается посредством актуализации имеющихся потенциалов военного вуза и модернизации его воспитательной системы с целью обеспечения целостного воздействия на личность курсанта в процессе реализации трех взаимосвязанных компонентов подготовки к военно-социальной работе в подразделении.

Процесс подготовки курсантов к военно-социальной работе в подразделении, являясь частью целостного процесса воспитания, подчиняется ряду принципов. Не отвергая значимости многих принципов, выделенных педагогами, к наиболее важным для процесса подготовки курсантов к военно-социальной работе в подразделении мы относим принципы субъектности, целостности, рефлексии (Н.Е. Щуркова), социальной адекватности, гуманистической ориентации (М.И. Рожков).

Принцип субъектности определяет необходимость самовоспитания как неотъемлемой части процесса подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе, что реализуется через использование бинарных методов воспитания-самовоспитания (М.И. Рожков). Субъектность - способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях, способность быть стратегом собственной жизни, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Такая способность формируется в процессе духовных усилий и воспитывается целенаправленно [197,21-32].

Н.Е. Щуркова выделяет пять этапов процесса формирования субъектности. Первый связан с приобретением способности свободного самовыражения «Я». Второй - с появлением интереса к другим «Я» как альтернатива эгоистической траектории личностного развития. На третьем формируются способности к прогнозированию своей деятельности и предвидению ее возможных последствий. На четвертом этапе личность производит свободный выбор поведенческих вариантов. Пятый этап связан с оценкой результатов и новым витком целеполагания [197, 21-32].

Успешное прохождение выявленных этапов процесса подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе возможно при последовательной смене курсантом позиции в логике наращивания субъектности (А.Л. Уманский) в процессе смены содержания и характера социально-ориентированной деятельности: от объектной позиции, когда курсант является объектом социальной защиты, к позиции, сочетающей свойства субъекта и объекта, когда курсант осваивает под руководством командиров и кураторов различные виды социально-ориентированной деятельности в процессе общественной практики, и к субъектной позиции, когда курсант становится куратором, стажируется в качестве командира воинского подразделения и таким образом участвует в деятельности, в рамках которой самостоятельно осуществляет ряд функций военно-социальной работы.

Принцип целостности требует, во-первых, комплексности воздействия на когнитивную, эмоциональную и деятельностную сферу личности будущего офицера в процессе подготовки к военно-социальной работе; во-вторых, единства и однонаправленности педагогических влияний различных субъектов воспитательного процесса (в нашем случае, это преподаватели Военной академии, командиры учебных подразделений, командиры воинских подразделений - баз стажировки, администрация военного вуза).

Утверждение о необходимости воздействия на когнитивную, эмоциональную и деятельностную сферы личности в процессе социального ориентирования основывается на трехкомпонентной структуре процесса подготовки личности к любому виду деятельности. Содержание когнитивного компонента - знания нормативно-правовой базы военно-социальной работы; категорий военнослужащих - объектов военно-социальной работы, их прав и льгот; общих и частных технологий военно-социальной работы; типов и видов трудных жизненных ситуаций, возникающих у военнослужащих, их причин и путей решения и др. Эмоциональный компонент включает в себя отношение к содержанию гуманистически-ориентированной системы ценностей, являющейся аксиологической основой военно-социальной работы, выраженное в положительных или отрицательных эмоциях при соответствии или несоответствии наблюдаемого или реализуемого поведения социальной ценности. Деятельностный компонент включает в себя владение будущим офицером технологиями военно-социальной работы и их деятельную реализацию в процессе общественной практики, кураторства и системы войсковых стажировок.

Реализация принципа целостности возможна посредством включения будущего офицера в разнонаправленную учебную и внеучебную деятельность; комплексного использования методов воздействия на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, волевую, саморегуляции, предметно-практическую, экзистенциальную сферы.

Принцип рефлексии. Становление личности как субъекта любой деятельности связано с необходимостью развития рефлексивного взгляда на себя, окружающую действительность, собственное место и роль в будущей профессии. Для обеспечения успешности подготовки будущего офицера к военно-социальной работе необходим специально организованный и непрерывный процесс рефлексии.

Рефлексия - способность человека взглянуть на себя, свое дело со стороны, размышляя, переживая, оценивая [67, 8]. В настоящее время наблюдается повышение интереса к проблеме рефлексии. Это связано с процессом гуманизации образования, приоритетом внутренних личностных механизмов регуляции деятельности над внешними механизмами контроля, приоритетом методов стимуляции ресурсов личности над принуждением. Рефлексия позволяет преодолеть противоречие между научным знанием и реальностью, развить умения приложения знания к реальной деятельности в реальной ситуации.

Рефлексия - это не столько констатация наличия или отсутствия качеств личности, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления. Рефлексивная позиция, являясь механизмом творческой активности личности, позволяет функционировать и развивать собственную деятельность, превращая ее в объект своего воздействия.

Для того, чтобы рефлексия выступала в качестве инструмента личностного роста, необходимо развивать способность к ней. Рефлексия как оценка собственного поведения и деятельности позволяет сохранять актуальный уровень личностного развития, тогда как развитие способности к рефлексии - фактор личностного роста. Оно выражается в увеличении рефлективно актуализированного пространства жизненного опыта, степени глубины и истинности выявления причинно-следственных связей в контексте собственной деятельности, повышении уровня осознанности мотивов поведения, взаимосвязей и взаимозависимостей в социальном окружении.

Развитие способностей к рефлексии может осуществляться как в контексте образовательного процесса военного вуза (например, при организации ситуации обращения курсантов к собственному опыту в процессе изучения конкретного явления социальной действительности или при анализе собственной деятельности в процессе прохождения практики, войсковой стажировки), так и в специальных формах, к которым можно отнести рефлексивный тренинг; специальные логические задачи; логические игры закрытого типа, например, шахматы; деловые, ролевые, организационно-деятельностные, имитационные игры. Важно, чтобы субъекты подготовки будущих офицеров к военно-социальной работы были ориентированы на повседневную актуализацию у воспитанников способности к рефлексии, материалом для которой становятся жизненные ситуации курсанта, возникающие затруднения в различных сферах деятельности, общения и межличностных отношений.

Принцип гуманистической ориентации выражается в насыщенности процесса подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе содержанием гуманистических ценностных систем. При реализации задач подготовки будущего офицера к военно-социальной работе одним из важнейших направлений педагогической работы становится развитие нравственного сознания курсанта, создание условий для принятия им аксиологических оснований деятельности, которые становятся ее внутренними регуляторами.

Данный принцип выдвигает требования как к организации процесса подготовки будущего офицера к военно-социальной работе, так и в целом к системе взаимоотношений и взаимодействий преподавателя, командира и курсанта в процессе обучения в военном вузе.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Воспитание в военном вузе, следовательно, должно отвечать на запросы государства, общества, личности, поэтому введение различных специализированных видов подготовки возможно только тогда, когда сформировались практические области приложения приобретенных курсантами знаний, умений, профессионально-значимых качеств.

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации развивалось в сложных условиях системной перестройки жизни нашей страны, поэтому новая функциональная область деятельности командира воинского подразделения - военно-социальная работа, появилась, с одной стороны, как результат социальной и имущественной дифференциации, при которой военнослужащие стали по уровню доходов малозащищенной категорией населения, а с другой стороны, как результат гуманизации системы взаимоотношений в Вооруженных Силах. Перед военным вузом встала задача подготовки будущего офицера к этой новой сфере деятельности. Однако внутренние характеристики военно-социальной работы меняются с течением времени, и это должно учитываться в практике образования и воспитания. Кроме того, сегодняшний выпускник должен быть готов к самообразованию и самовоспитанию, чтобы соответствовать завтрашней динамике профессиональных требований.

Данные принципы стали основополагающими требованиями к подготовке курсантов к военно-социальной работе и в процессе опытно-экспериментальной работы были конкретизированы в ряд педагогических условий.

Условие обеспечения приобретения будущими офицерами опыта самостоятельного поиска и отбора информации, необходимой для военно-социальной работы, основывается на положении о необходимости освоения молодым специалистом технологий самообразования и динамичности характеристик социальной сферы, которая выражается в изменчивости, с одной стороны, социальной ситуации объекта поддержки, а с другой стороны - нормативно-правовой основы военно-социальной работы. Командир подразделения не может осуществлять эффективную военно-социальную работу, основываясь только на системе знаний, приобретенных в вузе. Каждый конкретный случай оказания социальной поддержки требует обращения к разноплановым источникам, использования умений и навыков поиска, анализа, сопоставления данных, принятия решения на основе объективной информации о жизненной ситуации военнослужащего и возможностях оказания ему помощи.

Данное условие реализуется посредством:

– разработки научно-методических основ самостоятельной деятельности курсанта в процессе приобретения знаний по проблемам военно-социальной работы. Это обеспечивается путем создания каждым преподавателем учебно-методических комплексов по учебной дисциплине, которые включают в себя содержание дисциплины и задания для семинарских и лабораторных форм учебных занятий, темы докладов, рефератов, научно-исследовательских работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы курсанта по каждой теме дисциплины, трехуровневые вопросы для межсессионной аттестации;

– организации самостоятельной работы курсанта с использованием задач с постоянно возрастающей сложностью и повышающимся уровнем творческой свободы при их решении. В вузе организованы учебно-методические советы, которые обеспечивают междисциплинарные связи в образовательном процессе, осуществляют согласование поставленных каждым преподавателем образовательных, воспитательных и развивающих задач. При этом каждая учебная дисциплина рассматривается как средство достижения соответствия курсанта требованиям, предъявляемым государственным образовательным стандартом. Для того, чтобы эту идею перенести на практику, разрабатывается блок-схема, в которой определяется исходный уровень курсанта, основные задачи дисциплины и результирующий уровень, который, в свою очередь, является исходным для следующей дисциплины. При этом с помощью содержания одного курса можно решать ряд задач, в круг которых входит подготовка будущего офицера к военно-социальной работе. С помощью такой работы возможно поэтапно увеличивать сложность заданий для самостоятельной работы и повышать уровень творческой свободы при их решении. Одним из технологических вариантов этого является введение единых требований к уровням заданий для самостоятельной работы и их динамике в учебном процессе. Так, например, на первом курсе предлагается выполнение любого из трех уровней заданий, максимально высокую оценку можно получить, как выполняя репродуктивный, так и творческий уровень; на последующих курсах за репродуктивный уровень задания максимальная граница оценки снижается; на выпускном курсе высшую оценку можно получить, выполняя только задания творческого уровня. Эти же задачи можно решать, используя ряд других алгоритмов, предлагаемых в дидактике;

– включения курсанта в практическую деятельность, требующую самостоятельного поиска и обработки информации для оказания социальной поддержки в рамках общественной практики, системы взаимопомощи внутри вуза, стажировок и практик в войсках. Это реализуется с помощью постепенного увеличения «зоны информационной неопределенности» в процессе практической деятельности курсанта. Проходя общественную практику, курсант получает конкретные, локализованные во времени и пространстве задания. Информационное сопровождение в процессе общественной практики осуществляет преподаватель-методист, командир учебного подразделения и куратор. Затем в процессе реализации функций кураторства, а также прохождения войсковых стажировок курсант становится организатором деятельности других и, следовательно, выступает субъектом информационного обеспечения, поэтому он должен самостоятельно, в ситуации с большой долей неопределенности найти информацию, проанализировать ее, выбрать необходимые элементы и уметь транслировать информационные единицы курируемым и подчиненным на доступном и понятном им уровне;

– сопровождения курсанта в процессе поиска и отбора информации для оказания помощи в ситуациях затруднения, оснащения его практическими приемами и инструментами деятельности. Развитие способности к поиску и отбору информации происходит интенсивно, если данный процесс сопровождается педагогами. Сопровождение курсанта в процессе поиска и отбора информации осуществляется на основании следующего алгоритма: предоставления информационного материала, нуждающегося в обработке, и оказания практической помощи в ситуации затруднения; ориентации курсанта в источниках информации при самостоятельном поиске, анализе, отборе и оказания практической помощи в технологии работы с источником, консультационной помощи при работе с информацией; ориентации курсанта в предметной области необходимой информации при самостоятельном выборе источника и работе с ней, оказании консультативной помощи в ситуации личного обращения;

– обеспечения доступа курсанта и освоения им технологий работы с современными информационными носителями, к которым в первую очередь мы относим современное программное обеспечение (правовые, диагностические программы), ресурсы сети Интернет. Реализуется через освоение новых информационных технологий в процессе изучения учебных дисциплин, организацию самостоятельной работы курсантов с использованием персональных компьютеров, нового программного обеспечения, ресурсов Интернет, локальной сети военного вуза.

Результатом реализации данного условия становится, с одной стороны, освоение курсантами актуальной информации по проблемам военно-социальной работы, с другой стороны, готовность и способность к самообразованию в данном направлении, понимание его необходимости.

Выделение условия актуализации ценностно-смысловой основы военно-социальной работы базируется на гуманистической сущности данной деятельности, имеющей глубокие корни в истории традиций милосердия и взаимопомощи российского воинства. Военно-социальная работа - один из тех видов деятельности, для которой первостепенную роль играют внутриличностные, ценностные регуляторы. Это связано, во-первых, со спецификой помогающего взаимодействия в системе «человек - человек», во-вторых, с ограниченностью возможностей внешнего контроля за процессом ее осуществления, в-третьих, с особыми армейскими взаимоотношениями, характеризующимися жесткой субординацией, когда подчиненный находится в высокой степени зависимости от командира, часто не может критично относиться к действиям, совершаемым по отношению к нему.

Данное условие реализуется посредством:

– выявления ценностной основы военно-социальной работы на современных примерах и историко-патриотических традициях Российской Армии в процессе информирования курсантов по вопросам военно-социальной работы. Данная задача обеспечивается выявлением в содержании учебных дисциплин информационных аспектов, связанных с аксиологией военно-социальной работы и проблематизацией курсантов по этому основанию. Проблематизация осуществляется путем использования в процессе работы этических задач, дилемм, элементов дискуссий, ситуационно-ролевого взаимодействия на материале этически-сложных ситуаций;

– насыщения пространства военного вуза элементами информации, символикой, отражающей гуманный характер взаимоотношений в Российской Армии, нормами, правилами отношений к командованию и подчиненным. Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено» (Н.Е. Щуркова), когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех воспитанников как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство среды. Предметно-пространственное окружение насыщается ценностным содержанием военно-социальной работы через оформление учебных и рекреационных помещений военного вуза знаками и символами, отражающими особый, патерналистский характер взаимоотношений в армии (стенды, плакаты, стенные газеты, демонстрирующие результаты деятельности социальной службы вуза; детали интерьера, несущие смысловую нагрузку; выставки книг, журналов, посвященных истории и традициям Вооруженных Сил Российской Федерации);

– формирования взаимоотношений внутри сообщества военного вуза, основанных на деятельно реализуемых ценностях взаимопомощи, ответственной зависимости. Среда военного вуза включает в себя множество социальных взаимосвязей, систему отношений из различных ролей и статусов. Данные взаимосвязи и взаимоотношения между участниками среды представляют собой ее социальное пространство. Для того, чтобы это социальное пространство стало фактором подготовки личности к военно-социальной работе, оно должно предполагать реализацию курсантом ролей и функций объекта и субъекта помогающих отношений. Для этого в военном вузе может быть создана социальная служба, обеспечивающая социальную защиту курсантов силами самих курсантов; введен институт кураторства. Кроме того, необходимо обеспечить наличие социально-статусной структуры среди курсантов военного вуза, обеспечивающей легитимизацию смены позиции личности от объекта к субъекту социальной поддержки;

– включения курсантов в социально-ориентированную деятельность, позволяющую приобретать опыт помогающих отношений за рамками вуза, рефлексировать приобретенный опыт, выявлять его ценностную и мотивационную основу. Среда любого образовательного учреждения существенно отличается от внешней, социальной среды степенью своей педагогизации, поэтому опыт, приобретаемый в рамках вуза, должен соотноситься с практикой общественной деятельности во внешней среде. Для решения этой задачи организуется общественная практика и войсковые стажировки курсантов;

– организации деятельности курсантов по передаче приобретенного опыта, трансляции ценностно-смысловой основы военно-социальной работы. Необходимость транслировать убеждения, ценности будущей профессиональной деятельности активизирует рефлексию собственного поведения и деятельности по отношению к ним, вербальная интерпретация собственного опыта, полученного в период обучения в военном вузе, увеличивает степень осознанности целевых и ценностных приоритетов и ориентиров курсанта. Эта задача решается в процессе командной стажировки курсанта на младших учебных подразделениях в процессе общевойсковой практики, а также в процессе проведения различных мероприятий, направленных на профориентацию старшеклассников - учащихся кадетских классов в процессе общественной практики.

Результатом реализации данного условия становится информированность курсантов по вопросам аксиологической основы военно-социальной работы, формирование положительного эмоционального отношения к гуманистически-ориентированной системе ценностей, приобретение опыта ее реализации в социально-ориентированной деятельности.

Условие включения будущих офицеров в социально-ориентированную деятельность, предполагающую продвижение личности от объекта к субъекту военно-социальной работы в процессе обучения в вузе основывается на процессуальном характере развития субъектных свойств личности в деятельности, на необходимости расширения пространства социальных проб при усложнении их характеристик и приближении к реальным условиям военно-социальной работы. Курсант легче включается в социально-ориентированную деятельность, если ему предоставляется возможность получения двустороннего объект-субъектного опыта помогающих отношений.

Данное условие реализуется посредством обеспечения динамики подготовки курсантов к военно-социальной работе, включающей в себя ряд этапов:

– на первом этапе будущий офицер выступает объектом военно-социальной работы со стороны социальной службы вуза, в это время организуется взаимодействие с курсантами старших курсов, которые осуществляют практическую помощь в процессе адаптации первокурсников к условиям военного вуза, решении социально-психологических, учебных, материально-бытовых проблем;

– на втором этапе курсант получает опыт социально-ориентированной деятельности в процессе общественной практики, в содержании которой можно выделить ряд направлений: популяризацию военной профессии и профориентационную деятельность в школах посредством проведения различных мероприятий военно-патриотической направленности; деятельность по оказанию практической помощи социальным учреждениям; педагогическую деятельность по организации летнего отдыха и оздоровления учащихся кадетских корпусов и др.;

– на третьем этапе будущий офицер включается в деятельность по социальной защите младших курсов через участие в социальной службе вуза и институт кураторства, в систему взаимопомощи в новой роли - не объекта, а субъекта помогающих отношений, на этом этапе им осваиваются элементы социальной роли командира подразделения через делегирование конкретных управленческих функций и возложение ответственности за подопечное учебное подразделение;

– на четвертом этапе полученный опыт переносится на практическую деятельность в подразделении через систему практик и стажировок, хронологически данный этап реализуется на 4-5 курсах обучения, по своему содержанию он максимально приближен к условиям реальной военно-социальной работы в подразделении.

Результатом реализации условия становится приобретение курсантом практического опыта военно-социальной работы.

Эти теоретические положения стали основой проведения опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих офицеров к военно-социальной работе.

Проверка эффективности предлагаемой нами модели подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе стала целью опытно-экспериментальной работы, которая была организована на базе Военной академии радиационной, химической и биологической защиты в период с 2001 по 2006 гг. Экспериментальная и контрольная группа состояли из курсантов специальности «161500 - Радиационная, химическая и биологическая защита». Экспериментальная группа составляла 424 курсанта (набор 2000,2001 гг.), контрольная группа - 413 курсантов (набор 1999, 2002 гг.).

Реализация программы опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих офицеров к военно-социальной работе предполагала, с одной стороны, использование существующих форм, методов, средств воспитания в военном вузе, с другой стороны, их модернизацию в соответствии со специфичными задачами исследуемого процесса.

Опытно-экспериментальная работа строилась в логике предложенной нами этапности процесса подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.

На первом этапе, который развивается в течение первого семестра обучения, основной задачей становится создание условий для успешной адаптации первокурсников к условиям обучения в военном вузе, стимулирование самоидентификации с образом российского офицера. На этом этапе курсант-первокурсник выступает объектом социальной поддержки, оказываемой социальной службой военного вуза.

«Запускающим» событием в рамках данного этапа становится прохождение курсантом общевойсковой подготовки, которая организуется на территории Учебного центра «Песочное» (Ярославская обл.). Степень интенсивности погружения курсанта в жизнедеятельность военного вуза делает адаптационный период достаточно сложным. Это связано с необходимостью тотальной перестройки уклада и образа жизни, принятием подчиненности как специфики взаимоотношений в военном коллективе, регламентации как характеристики жизнедеятельности во временном и пространственном контекстах.

Учебный центр представляет собой модель воинской части, которая характеризуется относительной изолированностью и автономностью, а также приближенными к реальной воинской части особенностями быта и взаимоотношений. В этот период остро чувствуется резкий отрыв от дома, от родных и близких. Курсант, попадая в Учебный центр, вынужден активно приспосабливаться к изменившимся условиям жизни, что влечет за собой ограничения в комфорте и удобствах, в свободе выбора рода занятий, режима и индивидуального распорядка дня, круга общения.

При этом ощущается большая эмоциональная дистанция между командиром и курсантом-первокурсником, поэтому в этот период особую значимость приобретает его взаимодействие с кураторами и курсантами старших курсов, проходящими стажировку. По результатам проведенной нами диагностики можно утверждать, что кураторы становятся одними из наиболее референтных людей в социальном окружении курсанта.

Они оказывают первокурсникам информационную поддержку, объясняют нормы и правила поведения в непривычной ситуации, проводят правовое консультирование, освещают перечень прав и льгот, которые приобрел абитуриент, поступив в военный вуз. Кроме того, куратор совместно с командиром наблюдает за социально-психологической обстановкой в учебном подразделении, предотвращает возникновение неблагоприятных взаимоотношений между курсантами, проводит индивидуальные консультации, эмоционально поддерживает первокурсников, особенно трудно переживающих период адаптации.

Формами работы куратора с курсантами-первокурсниками выступают проведение совместно с командиром батальона занятий по строевой подготовке, стрельбе; тренировок; бесед об истории, обычаях, традициях военного вуза; инструктажей о нормах поведения в типичных ситуациях обучения в военном вузе; групповое и индивидуальное консультирование; организация досуговых мероприятий; контроль за состоянием казармы и личного пространства первокурсника; организация самообслуживания курсантов.

Функции кураторства реализуются старшекурсниками и после прохождения первокурсниками общевойсковой подготовки, однако, именно в этот период взаимодействие между курируемым и куратором наиболее интенсивное, в нем задаются образцы взаимопомощи, заботы старшего о младшем.

На этом этапе курсанты осваивают предметно-пространственную среду военного вуза, которая обладает субъективной новизной и воздействует на личность в адаптационный период наиболее интенсивно.

Предметно-пространственная среда включает оформление комнат самоподготовки, музея, аудиторий, основной площадки, предназначенной для проведения ритуалов - плаца училища. Силами постоянного и сменного состава редколлегии (5-7 человек), который избирается на собрании личного состава, разрабатываются и оформляются выпуски стенных газет и информационных бюллетеней, а также боевых листков (листков-молний). Содержание газет составляют материалы исторического и героического характера, информация о выпускниках филиала университета, а также материалы, освещающие учебную, спортивную жизнь подразделений, досуг курсантов и т.д. В боевых листках помещается по 4-5 заметок для оперативного информирования личного состава о делах подразделения, о положительных моментах или недостатках поведения отдельных курсантов. Насыщение предметно-эстетической среды знаками и символами государственно-патриотического служения способствует интенсификации взаимодействия курсантов с ними и идентификации себя с образом участника общности. Кураторы и командиры учебных подразделений организуют знакомство со специально-организованными зонами пространства вуза, насыщенными исторической и военно-патриотической символикой. Они станут осмысленными, значимыми для курсанта только тогда, когда материальные объекты наполнятся ценностным содержанием в ходе экскурсии, рассказа, беседы.

Кроме погружения в предметную среду военного вуза происходит погружение курсанта в особую систему ритуалов. О воспитательной эффективности воинских ритуалов пишут и многие военные исследователи. «Большое воспитательное значение в жизни солдат и матросов, -подчёркивает Б.М. Сапунов, - имеют воинские ритуалы. Вынос знамени, подъём флага на корабле, принятие военной присяги, торжественное вручение оружия перед строем и другие освящённые традицией воинские ритуалы и обычаи оказывают огромное воздействие на сознание воинов, запоминаются на всю жизнь».

Воинские ритуалы могут играть более значительную роль в воспитательном процессе, если при их подготовке и проведении учитывается решение определённой эстетической задачи; кроме этого, проведению любого ритуала должна предшествовать всесторонняя, творчески осмысленная подготовительная работа. Слова речи командира, музыка воинского ритуала и т.д. - всё это своего рода сигналы, по команде которых творческая фантазия курсанта вызывает из кладовой памяти соответствующие представления, впечатления и конструирует из них целостные образы и даже системы образов. Эстетическое восприятие накапливает в сознании своеобразный материал для эстетического переживания. Его количество обусловливает полноту переживания не только в процессе проведения ритуала, но и после него, когда формируется общая эстетическая оценка. Эстетическое переживание способно играть роль эффективного стимула повышения социальной активности курсанта.

В течение первого и второго семестра обучения курсантами осваивается большинство дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического блока. Мы использовали содержание этих дисциплин в целях информирования курсантов по вопросам военно-социальной работы. Так, в содержание дисциплины «Правоведение» включены вопросы законодательно закрепленных прав и льгот военнослужащих срочной службы, военнослужащих по контракту, а также офицерского состава

Вооруженных Сил; в содержании дисциплин «Отечественная история», «Военная история», «Культурология» освещается ряд аспектов, связанных с историко-патриотическими традициями российского воинства. Особое внимание при этом уделяется проблемам взаимоотношений командира и подчиненного в армии, особому характеру армейского патернализма, выражающегося в доверии и готовности к исполнению приказа со стороны подчиненного, защите и личной ответственности за младшего по званию со стороны командира.

Так, в содержании дисциплины «Культурология» был введен раздел, связанный с культурой взаимоотношений военнослужащих, в котором раскрывается сущность, структура и содержание культуры взаимоотношений военнослужащих, дается представление об основных нормах речевой культуры, формулируются основные правила воинского этикета и взаимоотношений военнослужащих. Рассмотрению этих вопросов посвящена тема «Культура поведения военнослужащего», которая включает в себя рассмотрение вопросов воинского этикета, сущности, структуры и содержания культуры взаимоотношений военнослужащих, исторических аспектов формирования отдельных норм воинского этикета, стилей поведения офицера в различных ситуациях в соответствии с требованиями воинского этикета.

В содержание дисциплины «Социология» была введена тема «Воинская служба как фактор социализации и ее особенности в России», которая предполагает изучение ряда вопросов: взаимосвязи личности и общества; социальных связей, действий, взаимодействий между индивидом и группами, социального статуса личности воина; направленности, социальных установок; социальных потребностей, ценностей и ориентации личности воина как гражданина и защитника Отечества; воинского быта и семейных отношений военнослужащих; характера взаимосвязи семейно-бытовых отношений и военной службы; методики социологического изучения личности воина; социальных прав и обязанностей военнослужащих и защиты их в основных законах Российской Федерации.

В содержание дисциплины «Правоведение» была включена тема «Правовые основы социального обеспечения военнослужащих», в процессе освоения которой курсанты изучают следующие темы:

– правовые основы социального обеспечения военнослужащих, граждан, проходящих военную службу, и членов их семей; основные права и свободы военнослужащих; обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

– обязательное государственное личное страхование военнослужащих; условия, нормы и порядок страхования и оформления документов на выплату пособий;

– понятие льгот военнослужащих и членов их семей; правовые основы предоставления льгот; круг лиц, имеющих право на льготы; виды льгот и их содержание; возникновение и прекращение права на получение льгот;

– пособия военнослужащим и членам их семей, их виды и содержание; порядок назначения и выплаты пособий;

– пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; виды пенсий, условия их назначения, пенсионное обеспечение;

– жилищное обеспечение военнослужащих; переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих;

– правовые основы материального обеспечения военнослужащих;

– денежное довольствие; продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих; обеспечение военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.

Таким образом, благодаря введению в содержание учебных дисциплин новых тем и разделов, курсант приобретает знания по ряду направлений:

– личности воина, ее социально-психологическим и социальным характеристикам;

– особенностям межличностных взаимоотношений военнослужащих; -воинскому этикету и его нормам применительно к различным ситуациям взаимодействия;

– праву социального обеспечения военнослужащих. Знания, приобретаемые курсантом на занятиях через персонификацию и конкретизацию исторического контекста, приобретают эмоциональную окраску, интериоризируются как личностно значимые, становятся стимулятором расширения контекста сопричастности от сопричастности к сообществу вуза к сопричастности к образу офицера и идее служения Отечеству в исторической ретроспективе. Возникают предпосылки самоидентификации с образом преемника традиций и в соответствии с этим повышение уровня требований к себе.

На данном этапе начинается работа по развитию у курсанта опыта самостоятельной работы с информацией. Командиры батальонов и кураторы знакомят первокурсников со специально организованными для самостоятельной работы пространствами военного вуза. К ним относятся библиотека и читальный зал, компьютерные классы, аудитории для самоподготовки. Для того, чтобы ускорить освоение курсантами этих пространств, проводится серия обучающих занятий по работе с библиотечными каталогами, электронным каталогом, ресурсами информационных электронных сетей, в первую очередь, сети Интернет. В первом семестре обучения развитие опыта самостоятельного поиска информации происходит в процессе подготовки к учебным дисциплинам. Задания для самостоятельной работы существенно меняются в течение семестра. Первые семинарские занятия проводятся в традиционной форме, и круг необходимых источников информации ограничен учебной литературой, а требования к подготовке - качественной репродукцией материала. Затем задания приобретают все более творческий характер и предполагают подготовку к семинарам-дискуссиям, «круглым столам», деловым играм, викторинам и т.д.

На втором этапе процесса подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе в рамках освоения дисциплин «Педагогика и психология. Психология управления», «Безопасность жизнедеятельности» курсант знакомится со следующими темами: «Психологическая напряженность в общении и взаимоотношениях военнослужащих», «Средства и методы педагогического воздействия на личность военнослужащего», «Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими в подразделении», «Особенности работы командира с различными категориями военнослужащих». Эти знания становятся основой для смены курсантом позиции объекта социальной поддержки на ее участника.

Информирование курсанта по вопросам военно-социальной работы, погружение его в среду вуза и включение через взаимодействие с кураторами в сообщество факультета становится основой для организации социально-ориентированной деятельности в форме общественной практики.

Данная деятельность осуществляется, как правило, в групповых формах. Социально-ориентированный и безвозмездный характер деятельности позволяет в наиболее «чистой» форме актуализировать те ценности, которые выступают аксиологической основой военно-социальной работы. Кроме того, в процессе общественной практики курсанты развивают организационные способности, приобретают опыт взаимодействия с представителями различных учреждений и организаций в равных позициях. На этом этапе важно, чтобы социально-ориентированная деятельность стала привлекательной для личности в своем процессуальном (как ожидание положительных переживаний в процессе ее реализации), целевом (цели деятельности должны быть осознаны в качестве личностно значимых ценностей), результативном (приобретаемая в результате деятельности ценность или группа ценностей должна быть более значимой, чем совокупность затрат и утрачиваемых ценностей) компонентах. Смысловая оптимизация процессуального компонента социально-ориентированной деятельности курсанта возможна при формировании обоснованных ожиданий переживания позитивных эмоций при ее реализации. Позитивные эмоции могут быть связаны с привлекательным для личности общением с другими людьми, признанием значимости человека и принятием его группой, чувством безопасности и эмоционального комфорта, собственной успешностью.

При организации общественной практики курсантов нами использовался проектный метод. Командиром подразделения совместно с кураторами батальонов освещаются цели практики, основные направления деятельности и целевая группа, которой, как правило, выступают старшеклассники - учащиеся кадетских классов. Курсанты получают задание провести анализ «социального заказа» по отношению к их будущей деятельности. Для этого организуются встречи с администрацией и учителями кадетских классов, самими кадетами. После этого при поддержке куратора обсуждаются возможные варианты дел, разрабатывается проект, который защищается на семинаре с участием командира батальона. В процессе разработки проекта куратор оказывает первокурсникам информационную поддержку и практическую помощь в работе с различными информационными носителями.

В содержании общественной практики можно выделить ряд направлений:

– деятельность, направленную на профориентационную работу и организацию досуга старшеклассников общеобразовательных школ г. Костромы (проведение «Уроков мужества», военно-исторических праздников, проведение уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; проведение «Дня отрытых дверей» в вузе, классных часов по проблемам прав ребенка), организацию летнего отдыха кадетов III Московского кадетского корпуса им. А. Невского в ОГЛОУ «Козловы горы» (Костромской р-он);

– деятельность, направленную на практическую помощь учреждениям социальной защиты г. Костромы и Костромской области;

– деятельность, направленную на взаимопомощь курсантов, а также организацию их жизненного пространства.

По результатам реализации проекта курсанты должны собрать отзывы и оценить собственную деятельность по предлагаемым командиром батальона критериям, среди которых соответствие содержания деятельности потребностям целевой группы; соответствие избранных форм и методов работы поставленным задачам; удовлетворенность объекта деятельности ее процессом и результатом; организованность; собственная удовлетворенность курсантов процессом и результатом деятельности; наиболее успешные и неудачные моменты в процессе деятельности и другим. Это становится материалом для группового анализа.

Интериоризация идеалов военной службы, в том числе идеала единства армии, армейского братства пробуждает в курсанте патерналистские потребности, которые могут быть удовлетворены через институт кураторства. Суть кураторства составляет принятие курсантом личной ответственности за другого. Посредством института кураторства будущий офицер получает опыт «мягкого» руководства, что позволяет преодолеть негативные варианты стереотипизирования образа командира как жесткого, не принимающего в учет ситуацию и личностные особенности подчиненного, диктатора. Кураторство является одновременно обязанностью и честью, выполняя эти функции, он осознает свою роль специфического воспитателя младших курсантов, это стимулирует процесс рефлексии и позволяет наметить ближайшую траекторию собственного личностного развития.

Выполнение функций куратора подразделения требует подготовки, которая включает в себя три основных блока: информационный, ценностно-мотивационный и практический.

Информационный блок предполагает приобретение курсантами знаний о сущности кураторской деятельности, системе социальной службы факультета, об обязанностях куратора и основных направлениях его деятельности. Кроме того, будущий куратор должен быть осведомлен о психолого-педагогических особенностях подопечных, сущности и механизмах развития неблагоприятных отношений в учебном подразделении, правах и обязанностях будущего офицера, механизмах и путях представления этих прав в случае необходимости. Многие компоненты этих знаний были приобретены им в процессе изучения дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального блоков, а также дисциплин военной и военно-специальной подготовки, поэтому задачи информирования будущих кураторов решаются перед общевойсковой практикой курсантов нового набора в форме семинара.

Ценностно-мотивационный блок предполагает актуализацию личностных смыслов кураторства для курсантов старших курсов. Задачи данного блока решаются посредством использования форм работы, стимулирующих рефлексию. Среди них - групповые и индивидуальные беседы, дискуссии, консультирование, встречи с выпускниками, имеющими опыт кураторства.

Практический блок решает задачи освоения будущим куратором форм, методов, средств и приемов работы с батальоном:

– приемов конструктивного взаимодействия с группой;

– приемов эффективной коммуникации;

– технологий диагностики социально-психологического климата в группе;

– приемов и средств регулирования адаптационных процессов;

– приемов и средств проведения информирования и инструктажа;

– приемов организации учебного занятия и самоподготовки курсантов;

– приемов контроля за успеваемостью и результатами обучения;

–       техники индивидуальной и групповой беседы, консультирования. Освоение этих приемов осуществляется в форме практико-ориентированного факультатива «Работа куратора в учебном подразделении», который организуется в шестом семестре обучения.

Командир подразделения, в котором обучается куратор, и командир курируемого подразделения осуществляю информационное, методическое, психолого-педагогическое сопровождение освоения курсантом новой социальной роли, оказывает практическую помощь при возникновении субъективно переживаемых затруднений и объективных трудностей в процессе работы с подразделением.

На третьем этапе подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе информационное обеспечение осуществляется засчет дисциплины специализации «Теория организации и методика проведения воспитательной работы в воинских подразделениях», которая разработана для заместителей командиров по воспитательной работе, выполняющих в подразделениях функции социальной защиты военнослужащих. Дисциплина специализации изучается в девятом семестре и служит информационной основой для выполнения курсантом функций военно-социальной работы в процессе прохождения войсковой стажировки. Данная дисциплина предполагает освоение ряда тем:

– основ военно-социальной работы (правовые основы военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации; понятие, сущность, значение и основные задачи военно-социальной работы в войсках РХБ защиты; система работы заместителя командира роты по воспитательной работе по организации военно-социальной работы в подразделении);

– основ военно-социальной работы в войсках радиационно-химико-биологической защиты: (понятие, сущность, значение и основные задачи военно-социальной работы в войсках РХБ защиты; система работы заместителя командира роты по воспитательной работе по организации военно-социальной работы в подразделении; организация социальной работы с семьями военнослужащих);

– планирующих документов по организации и проведению военно-социальной работы (работы, отрабатываемые в батальоне, роте, взводе;

– порядок разработки и содержание «плана военно-социальной работы с личным составом на год (месяц)», «комплексного плана по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечения безопасных условий военной службы на год (месяц)», «плана проведения предвыходного и выходного с личным составом подразделения», содержание «приказа по организации и проведению общественно-государственной подготовки и информирования»; порядок учета военно-социальной работы, проведенной в подразделении, перечень и содержание отчетных документов).

Завершающий этап подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе связан с прохождением войсковой стажировки в качестве командира подразделения. Войсковая стажировка является составной частью учебного процесса, одним из завершающих этапов обучения в училище, начальным этапом ввода в строй специалиста для воинских частей в области РХБ защиты. Войсковая стажировка курсантов развивается в условиях, максимально приближенных к условиям реальной профессиональной практики командира подразделения. Методическое руководство ответственного за стажировку на местах практики позволяет нивелировать трудности, возникающие при переносе опыта, полученного в вузе, на воинское подразделение. При подготовке к войсковой стажировке для каждого курсанта готовится индивидуальное задание, направленное на приобретение и совершенствование им умений по обучению, воспитанию, психологической подготовке, социальной защите военнослужащих подразделения, практическое решение учебно-боевых задач с привлечением психолого-педагогических средств. По окончании войсковой стажировки курсанты должны представить письменный отчет о выполнении задания, им должна быть выставлена оценка.

Задачами стажировки являются следующие:

– приобретение курсантами навыков в самостоятельном исполнении должностных и специальных обязанностей в войсках на первичных офицерских должностях;

– привитие практических навыков в управлении подразделениями при выполнении ими различных задач;

– освоение вопросов организации повседневной деятельности войск;

– реализация функций обучения, воспитания и социальной защиты личного состава подразделений;

– укрепление воинской дисциплины и сплочение воинских коллективов;

– совершенствование индивидуального стиля командной деятельности.

Организационно стажировка делится на три периода: начальный, основной и завершающий. Основными в начальный и завершающий периоды являются групповые методы и формы обучения курсантов. В основной период стажировки на должности обучение носит, как правило, индивидуальный характер.

В начальный период курсанты знакомятся с воинской частью и решаемыми ею задачами; проходят все виды инструктажей; уясняют вопросы, рассматриваемые на занятиях, в составе учебной группы курсантов; изучают должностные и специальные обязанности; осуществляют подготовку и сдают комиссии части (предприятия) зачет на допуск к самостоятельной работе в качестве стажера.

На зачете проверяется знание должностных и специальных обязанностей. Успешно сдавшие зачет курсанты допускаются к работе в качестве стажеров приказом по части. Курсантам, показавшим слабые знания, дается дополнительное время на подготовку к повторной сдаче зачета.

В основной период курсанты-стажеры углубляют и закрепляют знания, приобретают навыки и умения в выполнении обязанностей по первичной офицерской должности в мирное время непосредственно в подразделении под контролем руководителей от воинской части; знакомятся с действиями частей и подразделений в чрезвычайных ситуациях, при введении различных степеней боевой готовности и в военное время; выполняют индивидуальное задание; осваивают вопросы службы войск, боевой подготовки, воспитательной, культурно-досуговой, военно-социальной работы.

Индивидуальное задание выполняется с целью углубленного изучения отдельных вопросов, приобретения навыков самостоятельного решения инженерно-технических задач, сбора, анализа и обобщения материалов для выпускной квалификационной работы или проверки (подтверждения) их результатов, а также освоения методики работы с личным составом. В завершающий период курсанты готовят отчетные материалы и документы.

Результаты стажировки фиксируются в журнале и анализируются по разным направлениям. Аспекты, связанные с военно-социальной работой, являются предметностью кафедры управления повседневной деятельностью войск. Кафедрой организуется коллективное и, при необходимости, индивидуальное обсуждение ее результатов.

Событием, завершающим пребывание курсанта в военном вузе, является выпуск из училища. Это событие открывает этап послевузовской профессионализации офицера в процессе практического руководства подразделением и осуществления военно-социальной работы.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих офицеров к военно-социальной работе осуществлялась в период с 2001 по 2006 гг. В процессе подготовки и реализации опытно-экспериментальной работы был проведен анализ существующих образовательных и воспитательных потенциалов системы военного вуза, которые могут использоваться в целях организации исследуемого нами процесса, были внедрены новые институты, формы и методы воспитательной работы, использованы контекстные возможности учебных дисциплин для информирования курсантов по вопросам военно-социальной работы.

 

Автор: Богомолов Г.С.