24.08.2011 25876

Концепция воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая «Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - «Концепция») представляет собой систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных направлений в деятельности различных категорий военнослужащих в области воспитания и является органичной составной частью процесса реформирования армии и флота.

Актуальность и необходимость разработки Концепции обусловлены следующими факторами:

– во-первых, глубиной, масштабностью и сложностью происходящих в российском обществе преобразований и реформирования Вооруженных Сил в установленные указами Президента Российской Федерации сроки;

– во-вторых, коренными изменениями во многих сферах духовной жизни российского общества, его армии и флота;

– в-третьих, необходимостью согласования содержания и динамики происходящих изменений как в обществе, так и в Вооруженных Силах;

– в-четвертых, целесообразностью разработки новых концептуальных взглядов по проблемам воспитания гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству;

– в-пятых, важностью обеспечения безопасности воинской службы, морально-психологической и социально-правовой поддержки каждого военнослужащего;

– в-шестых, потребностью совершенствования системы воспитания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации на период реформирования и др.

Учет этих и других факторов, определяющих замысел Концепции, будет способствовать повышению престижа воинской службы и положительно скажется на морально-психологическом состоянии армии и флота.

Основной целью Концепции является определение роли и места воспитания в процессе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, обоснование исходных теоретических положений для разработки современной системы воспитания военнослужащих.

Концепция включает в себя следующие структурные элементы:

1) сущность системы воспитания личного состава;

2) основные цели и задачи воспитания военнослужащих; содержание системы воспитания;

3) характеристику субъектов и объектов системы воспитания военнослужащих;

4) педагогическую технологию воспитательной работы различных категорий военнослужащих;

5)  управление системой воспитания и оценку ее результативности.

 

I. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА

 

Воспитание личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основе положений и требований, изложенных в нормативно-правовых актах:

– Конституции и законах Российской Федерации;

– указах Президента и постановлениях правительства Российской Федерации;

– общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации и военной присяге;

– приказах и директивах соответствующих командиров (начальников).

Исходя из руководящих требований, положений и рекомендаций военно-педагогической науки, воспитание военнослужащих рассматривается как целостная педагогическая система. Под сущностью системы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый целостный непрерывный процесс формирования и развития личности военнослужащих и побуждения их к самосовершенствованию качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом в условиях их реформирования.

 

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Исходным элементом системы воспитания выступают ее цели. Основной и приоритетной целью воспитания личного состава является формирование и развитие у него качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Данная общая цель призвана ориентировать командиров (начальников) на всесторонний и комплексный подход к воспитанию военнослужащих, предостерегать от ошибок в решении воспитательных задач.

Данная цель включает в себя следующие составные элементы:

1) определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны Российской Федерации, командиром части (корабля):

– воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства (общая цель);

– воспитание конкретных военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности (частная цель);

– воспитание каждого военнослужащего и подготовка его к конкретной профессиональной деятельности (специфичная цель);

2) постановку дифференцированных целей воспитания различных категорий военнослужащих (генералы и адмиралы, офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы по призыву и по контракту, военнослужащие-женщины и др.);

3) Учет и при необходимости корректировку личностных целей военнослужащих, как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.

Данные целевые установки конкретизируются в задачах воспитания.

Основными задачами системы воспитания являются следующие.

1. С офицерами:

– формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, профессию офицера;

– развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;

– самосовершенствование, повышение педагогической культуры, этики, такта и др.

2. С прапорщиками (мичманами):

– формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов Вооруженных Сил;

– развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей;

– воспитание бережного отношения к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;

– привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания и др.

3. С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:

– формирование гордости и глубокого понимания необходимости службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины;

– воспитание верности Военной присяге;

– развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;

– формирование дисциплинированности;

– воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и др.

4. С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту:

– формирование гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осознанного отношения к военной службе;

– воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;

– формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения и др.

5. С военнослужащими-женщинами:

– формирование чувства гордости за военную службу и избранную специальность;

– воспитание ответственности за исполнение служебных обязанностей, повышение профессионального мастерства и др.

 

III. СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

 

Цели и задачи определяют основные направления и пути системы воспитания военнослужащих, совокупность которых составляет ее содержание. Содержание воспитания личного состава армии и флота включает в себя следующие направления:

– государственно-патриотическое;

– воинское;

– нравственное;

– правовое;

– экономическое;

– эстетическое;

– физическое;

– экологическое и др.

1. Государственно-патриотическое воспитание личного состава армии и флота направляется на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Основные пути государственно-патриотического воспитания:

– разрешение противоречий процесса формирования гражданина-патриота с учетом условий современного периода российской государственности;

– совершенствование воспитания в духе дружбы народов Российской Федерации;

– воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил;

– творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий и др.

2. Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах их подготовки как вооруженных защитников Отечества.

Основные пути воинского воспитания:

– осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;

– соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);

– обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;

– моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

– обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;

– использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов и др.

3. Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств.

Основные пути нравственного воспитания:

– вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;

– стимулирование потребности в их моральном самосовершенствовании, их стремления к положительному нравственному идеалу;

– обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости;

– целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;

– применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;

– анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов и др.

4. Правовое воспитание представляет собой целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.

Основные пути правового воспитания:

– организация и содержание правовой пропаганды;

– повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;

– мобилизация личного состава на активное участие в правовоспитательном процессе;

– обобщение и распространение передового правового опыта;

– контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики и др.

5. Экономическое воспитание заключается в формировании у военнослужащих системы экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.

Основные пути экономического воспитания:

– создание в войсковых частях школ экономических знаний для различных категорий военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча;

– формирование бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;

– использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;

– пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;

– обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы и др.

6/ Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) духовного мира военнослужащих.

Основные пути эстетического воспитания:

– формирование эстетического отношения к воинской среде, к субъектам и объектам профессиональной деятельности;

– привитие эстетического отношения к военной форме и снаряжению, знание их истории;

– знакомство с художественно-творческой жизнью армии и флота, художниками, писателями, композиторами и поэтами;

– приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи и др.

7. Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств.

Основные пути физического воспитания:

– организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих;

– проведение спортивно-массовых мероприятий;

– организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;

– пропаганда здорового образа жизни;

– популяризация лучших спортивных достижений и др.

8. Экологическое воспитание направлено на формирование у военнослужащих экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.

Основные пути экологического воспитания:

– разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;

– вовлечение воинов в практические мероприятия по охране природы;

– совершенствование экологического обучения личного состава и др.

Рассмотренные основные направления и пути воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику.

Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Центральными элементами системы воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации являются субъекты и объекты.

1. Субъекты системы воспитания военнослужащих:

– общество, государственные институты и учреждения;

– органы местного самоуправления;

– средства массовой информации;

– различные общественные и религиозные объединения;

– семьи и близкие родственники военнослужащих;

– командиры и начальники всех степеней;

– штабы, службы, другие органы военного управления;

– органы воспитательной работы;

– воинские и трудовые коллективы;

– воинские учреждения культуры;

– общественные организации в воинских частях и др.

2. Объекты системы воспитания:

– генералы и адмиралы;

– офицеры, прапорщики и мичманы;

– солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по призыву;

– солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по контракту;

– воинские и трудовые коллективы;

– члены семей военнослужащих;

– женщины-военнослужащие;

– гражданский персонал и др.

Эффективность взаимодействия субъектов и объектов воспитания зависит от умелого использования педагогических технологий в воспитательной работе.

 

V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Важной составной частью системы воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации является разработка и внедрение педагогической технологии ее реализации.

Под педагогической технологией понимается комплекс закономерностей, принципов, методов, форм и средств воспитательных воздействий и взаимодействий.

Основные закономерности системы воспитания военнослужащих:

1) соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;

2) соответствие воспитательных воздействий (влияний) личному примеру командира (начальника), уровню его культурно-нравственного развития;

3) соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;

4) соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;

5) соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.

Основные принципы воспитания:

– государственно-патриотическая и профессиональная направленность;

– воспитание в процессе воинской деятельности;

– комплексный подход к воспитанию военнослужащих;

– требовательное и уважительное отношение к воинам при опоре на положительное в личности;

– индивидуальный и дифференцированный подход;

– единство, согласованность и преемственность в воспитании и др.

В воспитании военнослужащих используются следующие группы методов (примерный перечень).

1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:

– целенаправленное наблюдение за военнослужащими;

– изучение личности по документам;

– биографический метод;

– анализ практической деятельности военнослужащих;

– изучение и анализ независимых характеристик;

– тестирование;

– письменные и устные опросы;

– индивидуальные (групповые) беседы и др.

2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:

– убеждение;

– пример;

– упражнение;

– включение воинов в различные виды деятельности;

– поощрение;

– критика и самокритика;

– принуждение и др.

3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:

– переучивание;

– переубеждение;

– «разрыв нежелательных контактов»;

– критика и самокритика;

– самоисправление и др.

Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства (примерный перечень):

– различные виды воинской деятельности в части (подразделении);

– моральное и материальное стимулирование;

– технические средства;

– информационные средства;

– педагогическая среда и ее предметы и др.

Рассмотренные выше методы и средства реализуются в следующих формах воспитательной работы (примерный перечень):

– индивидуальных и коллективных беседах;

– различных видах информирования личного состава;

– лекциях, беседах, вечерах вопросов и ответов;

– собраниях и совещаниях с различными категориями военнослужащих;

– пропаганде передового опыта;

– научно-практических конференциях;

– тематических вечерах, диспутах, викторинах, круглых столах;

– встречах с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;

– экскурсиях и походах по историческим местам и местам боевой славы;

– проведении Дней Защитника Отечества, Мужества, Призывника и т.д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих;

– работе клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;

– занятиях в музеях, комнатах Боевой славы войсковых частей и соединений;

– осуществлении рекламы службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и др.

Учет и применение в комплексе перечисленных закономерностей, принципов, методов, средств и форм позволит обеспечить качественное функционирование системы воспитания военнослужащих, достичь определенного уровня ее эффективности и результативности.

 

VI. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВОСПИТАНИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

 

На всех уровнях организации и методики воспитания военнослужащих его субъекты (общество, государственные институты и учреждения, органы местного самоуправления, средства массовой информации, различные общественные и религиозные объединения, семьи и близкие родственники военнослужащих, командиры и начальники всех степеней, штабы, службы, другие органы военного управления, органы воспитательной работы, воинские и трудовые коллективы, воинские учреждения культуры, общественные организации в воинских частях и др.) выполняют две взаимосвязанные функции: собственно воспитательную и управленческую. Деятельности должностных лиц частей и подразделений в большей степени присуща воспитательная функция, а для деятельности должностных лиц высшего звена характерна управленческая функция. С учетом данной особенности и концептуально нового понимания воспитания военнослужащих возникает необходимость пересмотра и совершенствования существующей системы его управления.

В этих целях необходимо выполнить следующее.

Во-первых, образовать государственные (федеральные, региональные и ведомственные) органы, которые бы определяли общие цели и задачи воспитания, разрабатывали его нормативно-правовую базу, создавали организационные, материальные, кадровые, научные и иные предпосылки функционирования системы воспитания и ее управления. Такими органами могут быть Координационные советы и Комитеты при Президенте Российской Федерации, Федеральном собрании, главах региональных администраций и руководителях силовых структур, а также Главное управление воспитательной работы.

Во-вторых, в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров» необходимо организовать подготовку и переподготовку соответствующих должностных лиц -профессионалов в области воспитания на всех уровнях.

В-третьих, обеспечить оптимальное управление системой воспитания в Вооруженных Силах:

– определение текущих и перспективных целей воспитательной деятельности;

– научно-обоснованное планирование воспитательной работы;

– продуманную постановку задач;

– учет уровня боевой подготовки, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищенности личного состава;

– подбор, обучение, расстановку кадров, строгий спрос за состояние воспитательной работы на порученном участке;

– научную организацию труда воспитателей;

– вооружение воспитателей всех уровней передовой методикой использования форм, методов и видов воспитательной работы с учетом всех категорий военнослужащих;

– систематический контроль и анализ состояния и действенности системы воспитательной работы;

– своевременную корректировку системы воспитательных воздействий и др.

Эффективность управления системой воспитания достигается такими средствами:

– морально-психологическим обеспечением, которое организуется в целях поддержания высокого морального духа и морально-психологического состояния личного состава, дисциплины, правопорядка и сплоченности воинских коллективов, противодействия психологическому воздействию противника;

– информационным обеспечением, которое осуществляется в целях всестороннего и своевременного информирования военнослужащих Вооруженных Сил по важнейшим проблемам жизни страны и деятельности своих структур;

– правовым обеспечением, которое организуется и проводится в целях формирования у личного состава глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики;

– военно-социальным обеспечением, которое организуется и осуществляется в целях создания социальных условий и гарантий военнослужащим и членам их семей в интересах качественного выполнения военнослужащими многообразных задач повседневной служебно-боевой деятельности;

– культурно-досуговым обеспечением, которое организуется и проводится в целях поддержания и восстановления моральных и физических сил личного состава, его духовной мобилизации на выполнение поставленных задач;

– материально-техническим обеспечением, которое осуществляется в целях создания военнослужащим благоприятных материальных и социально-бытовых условий для выполнения поставленных задач;

– кадровым обеспечением, которое осуществляется в целях совершенствования сложившейся системы комплектования Вооруженных Сил кадрами, выработки единых взглядов и подходов в вопросах подбора, комплектования, обучения и расстановки кадров, способных качественно решать воспитательные задачи и др.

Оценку результативности воспитания военнослужащих следует понимать как систему накопления, фиксации и обобщения сведений о военнослужащих и воинских коллективах, учета уровня их воспитанности на основе объективных критериев (показателей) в целях повышения эффективности воспитательной деятельности командиров (начальников).

При оценке результатов воспитания его принципы выступают в качестве критериев системы.

1. Целенаправленность воспитания (ясное представление о целях воспитания):

– научно-обоснованное представление офицера о системе воспитания;

– умение офицера ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из целей;

– преемственность в постановке задач воспитания;

– -характер воспитательных мероприятий и направленность планирования;

– умение анализировать и оценивать достижение целей и задач.

2. Степень придания обучению воспитывающего характера на основе использования следующих элементов:

– предметов боевой и общественно-государственной подготовки;

– различных методов обучения;

– возникающих на занятиях педагогических ситуаций;

– групповых форм работы;

– плановых воспитательных мероприятий.

3. Уровень проявления индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию военнослужащих:

– знание психофизиологических особенностей личности;

– знание национальных черт и традиций военнослужащих;

– учет условий и результатов воспитания до службы в армии и во время ее;

– степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности;

– оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.

 

4. Руководство развитием социально-ценностных групповых начал в частях (подразделениях):

– подготовленность командиров (начальников);

– контроль за осуществлением заданий и поручений;

– направленность актива;

– развитость самодеятельных начал у военнослужащих;

– наличие инициативы снизу.

5. Деятельность по сплочению личного состава частей (подразделений):

– степень взаимопомощи, дружбы и взаимовыручки в части (подразделении);

– степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев и т.д.;

– групповая оценка поступков и проступков;

– отношение к части (подразделению);

– занимаемое место в части (подразделении).

6. Обеспечение взаимосвязи и взаимодействия всех категорий воспитателей в процессе воспитания:

– осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности;

– координация воспитательной деятельности;

– привлечение к воспитанию общественных организаций и родителей;

– взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации;

– тесное контактирование с самими военнослужащими.

7. Руководство различными видами воинской деятельности:

– уровень организации и содержания деятельности, обеспечивающей активность и творчество;

– формирование ориентировочной основы воинской деятельности;

– степень вовлечения в совместную социально-значимую деятельность всех военнослужащих;

– осуществление периодической сменяемости видов деятельности;

– стимулирование инициативы и творчества.

8. Рациональное использование времени, отводимого на плановые воспитательные мероприятия:

– способность сосредоточить усилия на главном в воспитательной работе;

– умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания;

– недопущение шаблонов в воспитательной деятельности;

– привлечение командиров (начальников) всех степеней к воспитательной работе;

– достижение поставленных воспитательных целей в установленные сроки.

9. Взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания:

– соотношение в воспитательной деятельности мер поощрения и принуждения;

– уважение к личному и общественному мнению;

– степень педагогического сотрудничества и сотворчества;

– доминирующая тональность во взаимоотношениях;

– гуманизация взаимоотношений.

10.    Личностные образования офицера-воспитателя:

– наличие педагогической культуры;

– проявление педагогического мастерства;

– уровень педагогической этики;

– степень дисциплинированности;

– стремление к самовоспитанию и самообразованию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная Концепция ориентирована на переосмысление традиционных научных положений и подходов к системе воспитания военнослужащих с учетом особенностей реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

При ее разработке был использован имеющийся отечественный опыт по проблемам воспитания личного состава армии и флота.

Она имеет открытый характер, основывается на демократических и гуманистических началах и доступна для участия в ее совершенствовании различных научных и учебных заведений, общественных движений и объединений, частей и кораблей Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для реализации Концепции в Вооруженных Силах Российской Федерации целесообразно рекомендовать разработку комплексных перспективных планов, предусматривающих скоординированные сроки и мероприятия по перестройке и совершенствованию существующей системы воспитания личного состава.

 

Автор: Богомолов Г.С.