24.08.2011 163008

Социальная адаптация личности: понятие и сущность

 

Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире. Сам процесс изменения жизни стал ее неотъемлемой частью. Личностно ориентированному образованию, соответствующему гуманитарной парадигме, свойственны ориентиры на создание гармоничной, нравственно-совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности, способной адаптироваться к происходящим изменениям.

Проблема адаптации одна из самых фундаментальных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях. Это подтверждается данными Г.И. Царегородского, который объективно относит это понятие к общенаучным. Оно зарождается «... в точках соприкосновения разных наук с последующей экстраполяции на многие сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Понятие адаптации, как общенаучное, - содействует синтезу знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия исследуемых объектов различных наук объединяются в целостные теоретические построения».

Изучение процесса адаптации детей к новым условиям предполагает анализ категории «адаптация». В энциклопедическом словаре термин «адаптация» определяется как «...приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды», что более характеризует медико-биологические аспекты этого процесса (Энциклопедический словарь, 1995).

Психологический словарь предлагает несколько формулировок феномена адаптации и его некоторых характеристик (Психологический словарь, 1996).

Адаптация - (лат. adaptatio, adaptare, adaptio, adapto - приспособлять, устраивать) - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях.

Сам процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды.

Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях.

Способность к адаптации выражена не только в приспособлении к меняющимся обстоятельствам, но и в выработке фиксированных способов поведения, позволяющего преодолевать разноплановые и порой острые затруднения.

Понятие «адаптация» может иметь различные значения в зависимости от того, социальные или биологические аспекты исследуются. Рассмотрение адаптации человека на природном уровне предполагает выделение биологической, физиологической и психологической адаптации.

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней (например, как специфический процесс приспособления анализаторов к действию раздражителя).

В общих определениях адаптации данному понятию придается различный смысл в зависимости от аспекта рассмотрения. При этом под адаптацией обычно имеется в виду:

– процесс приспособления организма к окружающей среде;

– отношение гармонии, равновесия между организмом и средой;

– результат приспособительного процесса;

– некая «цель», к которой «стремится» организм.

 Регуляторами адаптации выступают:

– мотивы;

– навыки и умения;

– опыт;

– знания;

– воля;

– способности.

Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.

Развитие современной естественнонаучной теории адаптации в биологии, физиологии и медицине отражено в трудах отечественных и зарубежных ученых (А. Адлер, А.П. Авцын, З.И. Барабашева, Н.Н. Василевский, В.П. Казначеев, Ф.З. Меерсон, Г. Селье, А.Д. Слоним, Д.Н. Узнадзе и др.).

В.П. Казначеев, изучая медицинские аспекты адаптации, приходит к выводу: процессы адаптации для человека существенно определяются социальными факторами. При этом процесс адаптации является как бы двусторонним, отражающим не только взаимодействие организма и среды, но и изменение среды к потребностям человека (В.П. Казначеев, 1980).

Ф.З. Меерсон определяет адаптацию как процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. По мнению ученого, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюции и передается по наследству, существует и фенотипическая адаптация, приобретаемая в ходе индивидуальной жизни.

Фенотипическая адаптация определена как процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору внешней среды. Ф.З. Меерсон рассматривает поэтапность этих процессов, переход срочной адаптации в гарантированную, обеспечивающую фиксацию сложившихся адаптационных систем. Изучая соотношение памяти и адаптации, исследователь приходит к справедливому выводу, что память является основной, необходимой предпосылкой адаптации, но не тождественна ей (Ф.З. Меерсон, 1981).

В.Г. Асеев, изучая теоретические аспекты проблемы адаптации, считает, что концепция Ф.З. Меерсона о механизме фенотипической адаптации имеет не только биологическое значение. Эта идея может быть использована для определения научных подходов к изучению процесса социальной адаптации в ее взаимодействии с биологической. У человека социальные факторы играют решающую роль в адаптационных механизмах. В процессе индивидуального развития вырабатываются механизмы адаптации, основанные на перестройке социальных отношений между людьми (В.Г. Асеев, 1986).

Г. Селье отождествлял постоянно протекающий процесс адаптации с понятием жизни. Центральным понятием разработанного им учения о стрессе является понятие адаптационного синдрома, который в свою очередь обеспечивает мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях (Г. Селье, 1979).

Попытка классифицировать и периодизировать адаптационные процессы с медицинской точки зрения отражена в трудах В.И. Медведева. В общей реакции приспособления ученый выделяет три типа реагирования, различия которых связаны с преимущественной направленностью изменений на один из элементов системы «Человек - среда» (В.И. Медведев, 1983).

В.И. Медведев, изучая периодизацию адаптационного процесса, выделяет три фазы адаптации. Первая фаза - разрушение старой программы гомеостаза: возникает сложное положение, а именно, старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются несовершенными. На этой стадии включаются временные механизмы адаптации, позволяющие «пережить» сложный период отсутствия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом адаптации является поведенческая адаптация. В.И. Медведев отмечает, что поведенческие реакции в этот период несут защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действий адаптогенных факторов.

Вторая фаза адаптационного процесса - формирование новой программы развертывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования.

Третья фаза адаптации - фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров эффективности деятельности, которые останавливаются на новом, более оптимальном уровне.

Изучение процесса адаптации с различных точек зрения позволяет физиологам считать, что со стороны организма - это чисто пассивный процесс уравновешивания системы «организм - среда», удерживание существенных переменных в одних пределах. Организм в таких условиях сам нарушает это равновесие, стремясь активно оптимизировать свои внутренние переменные.

С медико-философской точки зрения, А.И. Воложин и Ю.К. Субботин рассматривают процесс адаптации как адаптивно-компенсаторную концепцию биологического приспособления. Считая адаптацию (прилаживание, изменение) составляющей стороной приспособления, связанную с изменением биосистемы под влиянием среды, авторы вводят понятие «компенсация», прослеживают проявление единства адаптации и компенсации и формулируют понятие: «Норма адаптации - это пределы изменения структуры системы (или элемента) под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи со средой, что обеспечивает существование этой системы» (А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, 1987).

Аналогию можно провести с социальной адаптацией: если детский коллектив обеспечивает каждому члену своей группы нормальные условия основной деятельности в новой системе обучения, то данную группу справедливо можно-считать адаптированной к этой системе, а характеристику группы - нормой адаптации.

Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения. В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения В.Г. Березина, рассматривающего адаптационную концепцию как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека (В.Г. Березин, 2002).

В естественных науках адаптация понимается как приспособление живых организмов к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработавшееся в процессе эволюционного развития. При этом следует отдельно отметить выделение видов этого приспособления:

– функциональное, - изменения жизнедеятельности организма (вследствие трансформации условий существования) способствуют изменению форм существования;

– коррелятивное (коадаптация) - два различных органа или организма приспосабливаются друг к другу;

– пассивное - в организме происходят изменения без его участия;

– активное - приспособление осуществляется благодаря деятельности организма;

– активистское (объективное) - среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления.

Таким образом, можно утверждать, что адаптация - это целостная система реакций живых систем, имеющих целенаправленный характер, способствующих поддержанию динамического равновесия, в данных условиях среды и обеспечивающих возможность эволюции при их изменении.

Рассмотрение вопросов психологической и социальной адаптации невозможно без современного понимания адаптации в естественных науках.

В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации рассматриваются в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды. А. Маслоу рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой (А. Маслоу, 1982).

К числу социальных наук, изучающих процессы адаптации, относятся психология, этнография, демография, философия, педагогика, культурология и др. Употребление понятия «адаптация» в научной литературе связано с определенными периодами развития и направлениями социологических исследований, особенно по проблемам труда, трудового обучения и образования.

Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей - А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, И.А. Малашихина, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Г.А. Балл рассматривает понятие адаптации, исходя из универсального характера тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Ученый аргументировано доказывает, что категория адаптации применима для анализа процесса развития личности, его психологических механизмов. Г.А. Балл подчеркивает, что тенденция к достижению равновесия, в которой находит одно из проявлений принципа законообразия бытия, имеет место на всех уровнях развития материи, охватывает все формы ее движения от физической до социальной. По мнению ученого, адаптация - процесс, направленный не только на сохранение и воспроизведение некоторого заранее данного отношения, но и на выход за рамки наличной психологической ситуации (Г.А. Балл, 1989).

В.Г. Березин (2002) считает, что адаптация - процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивает в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. С точки зрения исследователя, психическая адаптация играет значимую роль в поддержании адекватных соотношений в системе «индивидум-среда». В.Г. Березин выделяет следующие уровни психической адаптации, как:

– индивидуально-психологический уровень, включающий в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.). На этом уровне осуществляется поддержание психического равновесия, сохранение психического здоровья;

– социально-психологический уровень, включающий в себя особенности микросоциального взаимодействия. На этом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, учет экспектации окружения, достижение социально-значимых целей, выделяются следующие основные типы адаптационного процесса: первый тип, характеризующийся активным воздействием на социальную среду, и второй тип, характеризующийся пассивным приспособлением (конформистским принятием целей и ориентацией группы). Эти типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида и выявляются в процессе группового и межличностного взаимодействия (В.Г. Березин, 2002).

Л.И. Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Возникнув, таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие человека. Ученый отмечает, что ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации. На основе сформировавшихся ранее качеств личности ребенок особым образом преломляет воздействие среды и (сознательно или несознательно) занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. В процессе формирования сознательной регуляции поведения осознанные цели все в большей мере контролируют и направляют аккомодационную и ассимиляционную активность развивающегося субъекта. На достаточно высоком уровне развития эта активность находит выражение в том, что субъект из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта (Л.И. Божович, 1995).

А.А. Налчаджян исследовал процесс адаптации и адаптированность, то есть результат самой адаптации, на уровне личностных механизмов, которые обеспечивают адаптацию личности к определенным социальным ситуациям. Ученый развил теорию об адаптивных комплексах, с помощью которых протекают адаптивные процессы личности в сложных проблемных ситуациях. По мнению автора, адаптивные комплексы, вновь и вновь используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера (А.А. Налчаджян, 1988).

А.А. Налчаджян выделяет следующие разновидности адаптивных комплексов:

– незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях;

– защитные адаптивные комплексы, являющиеся сочетаниями только защитных механизмов;

– смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных механизмов.

А.А. Налчаджян предложил общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная, девиантная, патологическая. Охарактеризуем классификационные признаки видов социально-психологической адаптации.

Нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Нормальная социально-психическая адаптация личности представляется двумя видами: защитная и незащитная (и как разновидность - смешанная или средняя).

Девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантная адаптация имеет два подвида: неконформистская адаптация (преодоление личностью внутригрупповой проблемной ситуации необычными способами и путями) и новаторская (инновативная, творческая) адаптация (деятельность или роль, в ходе которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в различные области культуры).

Патологическая адаптация представляет собой активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов.

А.А. Налчаджян в своей теории социально-психической адаптации выделяет как имеющие особую важность следующие виды адаптации:

– путем преобразования;

– путем преобразования и практического устранения проблемной ситуации;

– с сохранением ситуации.

В первом случае личность претерпевает в основном небольшие положительные изменения. Во втором - личность претерпевает глубокие изменения, которые не способствует ее самоактуализации и самосовершенствованию (А.А. Налчаджян, 1988).

А.А. Налчаджян рассмотрел адаптацию личности в контексте социальных процессов, предложил классификацию социально-психической адаптированности личности и выделил уровни адаптации, чем наиболее полно отразил эти процессы.

А.В. Петровский (1990) выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу:

– адаптация;

– индивидуализация;

– интеграция.

В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы. Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности. Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий, иллюзии «растворения в массе».

Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации. Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы.

Третья фаза - интеграция - характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям. В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера.

Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы.

Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности.

С точки зрения развития личности интерес представляют работы В.А. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности (В.А. Петровский, 1992,1996).

При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности.

Адаптивность - это согласование целей и результатов функционирования целеустремленной системы.

Неадаптивность - противоречие между целью и результатом активности индивида: намерение не совпадает с деянием, замысел - с воплощением и т.д. Это противоречие - источник существования и развития индивида. В.А. Петровский рассматривает неадаптивность как принцип динамической организации личности.

В неофрейдистском направлении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Современные психоаналитики широко используют введенные еще 3. Фрейдом понятия «аллопластических» и «аутопластических» изменений и, соответственно, различают две разновидности психологической адаптации:

1. Аллопластическая адаптация достигается теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями.

2. Аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.), с помощью которых она приспосабливается к среде (3. Фрейд, 1992).

Среди работ психоаналитического направления следует выделить концептуальный подход Э. Эриксона, выдвинувшего положение о взаимном непрерывном приспособлении индивида и общества. Процесс адаптации в его концепции описывается формулой: противоречие - тревога - защитные реакции индивида и среды - гармоническое равновесие или конфликт. Э. Эриксон рассматривает конфликт в качестве одного из возможных исходов взаимодействия индивида и среды в том случае, когда защитные реакции организма и «уступки» среды оказываются недостаточными для восстановления нарушенного равновесия (Е. Erikson, 1968).

Н.И. Сарджвеладзе, изучая личность и ее взаимодействие с социальной средой, выделяет динамические стороны системы «личность-социум», которые представляет в трех ипостасях: модальность, источник и способ взаимодействия (Н.И. Сарджвеладзе, 1989).

По мнению ученого, модальность взаимодействия определяется ответом на вопрос «что?» и имеет отношение к задаче, которая возникает перед субъектом в процессе жизнедеятельности. Модальность взаимодействия включает в себя две противоположности - адаптацию и преобразование.

Преобразовательная деятельность человека распространяется на межчеловеческие отношения. Возможные варианты социального и внутриличностного взаимодействия по параметру модальной жизнедеятельности отражаются в 4-х динамических тенденциях:

– адаптация к среде;

– самоадаптация;

– преобразование среды;

– самопреобразование.

Адаптация к социальному окружению зависит не только от того, как человек определяет ситуацию, а также от эмоциональных состоянии, связанных с адаптированностью. Эти состояния регулируют его поведение и систему межличностных отношений.

Важным вопросом автор считает самоадаптацию, так как происходит формирование социальной и личностной идентичности. Трудности в «делении своей идентичности могут привести к личностным кризисам.

В.В. Фалилеев, изучая вопросы психологической адаптации человека, приходит к следующим выводам:

1. Психологическая адаптация человека происходит благодаря наличию нервной системы.

2. Окружающая среда непосредственно оказывает влияние на эффективность функционирования нервной системы.

3. Профилактика стрессов, аффектов, фрустраций - залог эффективности протекания психологической адаптации человека.

4. Гармония психических процессов - залог успешной адаптации  человека.

В.В. Фалилеев определяет психологическую адаптацию человека как полную, включающую в себя физиологическую, сенсорную, социальную и профессиональную, в основном соединяя существующие точки зрения (В.В. Фалилеев, 1993).

С психологической точки зрения адаптацию и поведение, направленное на её осуществление, изучает А.А. Цахаева. Интерес представляет деление адаптации автором на макро- и микроуровень (адаптация к большой и малой группе), на интро- и эктранаправление (адаптация к образу Я и образу окружающего мира), на экзотерическую и эмпирическую составляющие (к будущей деятельности и реальной сиюминутной реализации адаптивного потенциала) (А.А. Цахаева, 2000, 2002).

Согласно концепции Ж. Пиаже, адаптация и в биологии, и в психологии рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них (обозначенный термином «адаптация» в более узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй процесс изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта. Указанные процессы тесно связаны между собой и опосредствуют друг друга. «Точно так же, как нет ассимиляции без аккомодации, так нет и аккомодации без ассимиляции» (Ж. Пиаже, 1969,1997).

По словам Ж. Пиаже, «адаптация обеспечивает равновесие между действием организма на среду и обратным воздействием среды, или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта». В качестве причины и источника адаптации обычно понимается изменение объекта адаптации (природной или социальной среды), либо изменение субъекта адаптации, то есть человека (Ж. Пиаже, 1969).

Как утверждает И.П. Павлов, «правильно понятая идея о приспособлении или целесообразности представляет собой неисчерпаемый источник для различных научных гипотез, служит постоянной научной темой, дает могучий толчок к дальнейшему изучении вопросов о сущности жизненных явлений» (И.П.Павлов, 1951).

«Приспособление» или «адаптация» (лат. Adapto, - приспособление) является полисемантичным термином. Введеный в медицине и психологии для характеристики изменения чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям, в настоящее время этот термин используется не только в рамках биологической науки, но широко распространяется в технических и общественных науках: кибернетике, космонавтике, инженерной психологии, социологии и т.д. Термин «адаптация» наделен социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик и является инструментом познания отдельных аспектов взаимодействия человека с природой и социальной средой. В зависимости от контекста могут быть использованы заменяющие его слова: приспособление, вживание в новую среду.

Закон адаптации является одним из основных законов жизни. В 1855 году Г. Спенсер определил жизнь как «непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним», а понятие «адаптация» как реальные взаимоотношения организма и среды, характеризующиеся взаимосвязью адаптивных изменений организма и свойств среды, вызвавших эти изменения.

Как показывают исследования, каждый живой организм на любом системно-структурном уровне имеет соответствующие механизмы адаптации. Однако процесс адаптации человека значительно отличается от адаптационных процессов на других уровнях. Жизнедеятельность человека не определяется только биологической адаптацией.

Адаптация человека определяется тем, что человека в качестве субъекта деятельности можно рассматривать как «...комплекс устойчивых свойств индивида, влияющих на его поведение, вырастающих на основе биологических и психических свойств и вытекающих из влияния культуры и структуры общностей, в которых индивид был воспитан и в которых он участвует», то есть адаптация человека - биосоциальна. Данное понятие включает в себя как психофизиологическую адаптацию в сфере отношений «организм-среда», так и социальную адаптацию в системе отношений «личность - социальная среда».

Включая в себя в социально-преобразованном виде все адаптационные процессы, происходящие на биологическом уровне, адаптация человека в то же время имеет присущие только ей механизмы установления определенной степени гармонии с внешней и внутренней средой, выработанные в длительной эволюции антропосоциогенеза.

Адаптивно - адаптирующая система человека включает в себя социальные механизмы, позволяющие либо изолироваться от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала нормальному биологическому и социальному развитию человека.

Положение B.C. Выготского об опосредованном характере высших психических функций человека системой внешних и внутренних средств, знаков, опираясь на которые человек регулирует свое поведение и деятельность и которые он получает в процессе социализации в уже готовом виде или вырабатывает самостоятельно, следует считать основополагающим в данном контексте. Взаимоотношения человека и среды могут регулироваться социально-психологическими средствами, которые включают язык, различные формы общественного сознания, социальных институтов, ролей, общественных норм, стереотипов» и установок, а также общественные и индивидуальные стратегии и приемы адаптации (B.C. Выготский, 1984).

По мнению У. Ля Барр «...с появлением человеческих рук старомодная эволюция посредством адаптации тела выходит из употребления. Все предшествующие животные были подвержены аутопластической эволюции самой их субстанции, они отдавали свои тела экспериментальной адаптации в слепом природном стремлении к выживанию. Ставки в этой игре были высоки: жизнь или смерть. Человеческая же эволюция, напротив, происходит посредством аллопластичесих экспериментов с объектами, находящимися вне его собственного тела, и касается лишь продуктов его рук, ума и глаз, а не самого тела» (М. Коул, 1997).

Традиционный подход к понятию «адаптация» выделяет многообразные ее виды, связанные с изменением конкретных ее объектов, а также с качественно специфическими требованиями окружающей индивида среды. Соответственно в названиях видов адаптации непосредственно указывается на объект адаптации: социальная, социально-психологическая, профессиональная, производственная, культурная и т.д. Конкретные исследования, в которых аспекты социальной адаптации получили определенную разработку, можно условно разбить на следующие группы: исследования по адаптации в области образования (Д.А. Андреева, Б.А. Ефимов, Л.М. Ростова, Н.А. Савотина и др.), по производственной адаптации (В.И. Брудный, Т.Н. Вершинина, P.M. Булатов и др.), социально-психологической адаптации (Е.В. Витенберг, Т.В. Снегирева, Н.А. Ощуркоава и др.), социокультурной адаптации (Л.И. Васеха, К.Г. Попов, Л.Л. Шпак и др.), и этнокультурной адаптации (В.Я. Бабенко, Р.Г. Кузеев, А.А. Сусоколов, Л.Л. Шпак и др.).

В научной литературе пока нет четкого, однозначного определения понятия «социальная адаптация», которое бы учитывало сложность и противоречивость этого процесса и раскрывало с социологических, психологических, эргонометрических, профессиональных и культурно-идеологических позиций адаптивную деятельность человека. Исследования различных аспектов социальной адаптации последних 20-ти лет можно разбить на 3 группы:

– исследования по учебной адаптации;

– исследования по производственной адаптации;

– исследования по социально-психологической адаптации.

В социальной адаптации невозможно отделить психологический аспект от социального, поскольку адаптация является комплексным феноменом, даже несмотря на то, что социально-психологическая адаптация рассматривается как один из видов социальной адаптации.

В реальной жизни различные виды адаптации невозможно изолировать друг от друга, они тесно связаны друг с другом. В основе выделения различных видов социальной адаптации в зависимости от объектов адаптации лежит дифференциация способов деятельности человека в социальной среде.

Так, по мнению Л.Л. Шпак, в основе социокультурной адаптации лежат социокультурные различия. Потребность населения в социокультурной адаптации формируется под воздействием миграционных и урбанизационных процессов, а также межнациональных отношений (Л.Л. Шпак, 1991).

Специфика социокультурной адаптации также заключается в том, что она раскрывает свою сущность через культуру и реализуется во взаимодействии субъектов с социокультурной средой. Ее источником можно считать несоответствие устоявшихся привычных форм и способов культурной деятельности человека его новым потребностям. Если говорить об этнокультурной адаптации, то ее особенностью является рассмотрение особенностей адаптации этнических общностей к изменению как природной, так и социальной среды.

Проанализировав научную литературу по проблемам социальной адаптации, мы пришли к выводу, что в научной литературе, в основном, понятие «социальная адаптация» отражает отдельные стороны взаимодействия социальных систем с окружающей их средой, определения социальной адаптации, различные авторы обращают свое внимание на различные аспекты социальной адаптации.

Н.А. Ощуркова определяет социально-психологическую адаптацию как активный процесс усвоения личностью социального опыта, овладения навыками общения; социальными ролями. Автор считает, что социальная адаптация, с одной стороны, является системным явлением конкретного уровня функционирования психики, с другой - подсистемой внутри явления и процесса адаптации индивида в целом (Н.А. Ощуркова, 1995).

Личность в процессе адаптации, по мнению П.С. Кузнецова и И.А. Милославовой, носит активный характер. Авторы считают, что «адаптация - это внутренне мотивированный процесс, характеризующий в конечном итоге принятие и непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий существования, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении» (П.С. Кузнецов, 1996). «Социальная адаптация - это сложный противоречивый процесс, включающий момент активности со стороны личности и сопровождающийся определенными сдвигами в ее структуре» (И.А. Милославова, 1973).

Социально-психологическая адаптация по утверждению А.И. Жмырикова - это сложный диалектический, многоуровневый и иерархически организованный процесс взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и среды, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии, понимает (А.И. Жмыриков, 1981).

В некоторых определениях подчеркивается регулирующая роль социальных институтов общества в формировании социальной адаптации. «Адаптация социальная - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, знающих меры общественного и государственного принуждения» (Философский энциклопедический словарь, 1989).

Социальную адаптацию можно отнести также к «...формам и правилам социального приспособления и изменения в поведении индивидов групп в процессе достижения цели или просто сохранения статуса-кво».

Разнообразие определений и их большое количество объясняется важностью изучения адаптации человека вследствие того, что в этом процессе взаимодействуют две сложные системы: личность и среда, представляющая собой мир человеческих общественных отношений, возникший в процессе исторического развития между человеком и внешней природной средой. Личность и среда могут проявляться и как субъект, и как объект воздействия.

Тем не менее, как полагают Г.Д. Волков, Н.Б. Оконская, реальное взаимодействие двух взаимноадаптирующихся систем сложнее. Представление об адаптации как о бинарном взаимодействии (И - С, где И - индивид, адаптирующаяся система, С - среда, к которой адаптируются) схематично. Адаптация в реальных системах значительно более сложное явление. Сложная система И адаптируется к С при помощи относительно независимых связей ее подсистем с автономными подсистемами среды» (Г.Д. Волков и Н.Б. Оконская, 1975).

Адаптация личности складывается из комплекса под-адаптаций личности к отдельным факторам окружающего мира: адаптации к микро-социальным системам (социально-психологическая адаптация), адаптация к измененным условиям функционирования организма (био-психологическая адаптация), адаптации к вещам, входящим в состав его рабочего места (познавательная или операционная адаптация), адаптация целостной личности к ее внутренней психологической среде (внутриличностная, интраспективная адаптация) и др. С нашей точки зрения, анализ отдельных под-адаптации полезен для понимания механизмов социальной адаптации, хотя данные разграничения являются до некоторой степени условными.

Социальная адаптация является непрерывным процессом реагирования на изменения, происходящие в жизни человека и достаточно трудно отделить друг от друга его отдельные аспекты.

Таким образом, социальную адаптацию можно рассматривать как непрерывный коммуникативный процесс, в котором люди, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды. При этом целью социальной адаптации является интегрирование личности в сложившуюся систему социальных отношений, что предполагает выработку стереотипов поведения, отражающих систему ценностей и норм, и определяющих поведение в данной культурной группе, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения.

Признавая важность социальной среды в адаптации человека и то влияние, которое она оказывает на формирование личности и ее поведение, многие социологические, культурологические, педагогические и психологические школы определяют понятие «социальной среды» по-разному.

У. Джеймс анализирует социальную среду как детерминанту поведения личности. Социальная среда как детерминанта поведения личности рассматривается также представителями социологической школы Э. Фроммом, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом и др.

Ч. Кули в теории «зеркального Я» считает, что благодаря социальному окружению у личности формируется представление о самом себе. В работах представителей школы символического интеракционизма: Дж. Мида, Т. Ньюкомба, Г. Блумера, Тибо, Келли и др. социальная среда понимается как совокупность ожиданий взаимодействующих индивидов.

В отечественной литературе социальная среда характеризуется двумя группами факторов:

1. как система объективных отношений: в нее включен индивид в процессе выполнения им конкретного вида деятельности, необходимого для функционирования общества в целом;

2. как система межличностных отношений: в ней он непосредственно ее реализует.

В процессе социально-психологической адаптации личности необходимо усвоить конкретную систему социальных норм, сложившихся в данном обществе, реализуя которые в структуре общественных отношений человек осуществляет взаимодействие с обществом. Поэтому нельзя не согласиться с определением, что «социальная среда представляет собой систему объективных отношений, существующих в обществе, в которые индивид должен быть включен в процессе социально-психологической адаптации с целью выполнения конкретного вида деятельности и характеризуется совокупностью социальных норм, которые обуславливают качественное содержание социальной среды» (Н.А. Ощуркова, 1995).

Таким образом, проблему социально-психологической адаптации можно рассматривать как частный случай социальной регуляции поведения человека в целом. Социальная адаптация является непрерывным процессом реагирования на изменения, происходящие в жизни человека. Человек ежедневно сталкивается с изменяющимися условиями жизни, что требует не просто приспособления к ним, но и развитие личности, ее обогащение.

Характерной особенностью процесса социальной адаптации является отсутствие у личности готового способа поведения в результате изменившихся условий его деятельности, внешних или внутренних, вследствие чего возникает необходимость в выработке социальных стандартов, стереотипов, эталонов, совершенно необходимых для его жизнедеятельности. Когда же новая социальная информация противоречит взглядам, установкам, ориентациям личности, изменяющимся непрерывно к условиям жизни, а развития личности, «...являющегося следствием удовлетворения роста, возвышения потребностей, которое (развитие человека) и есть конечный результат и. цель адаптации, то есть под приспособлением человека следует понимать, прежде всего, его развитие» (П.С. Кузнецов, 1991).

Хотелось бы отметить, что важнейшей «особенностью социальной адаптации является ее универсальный, а не узко специализированный характер приспособления, свойственный биосистемам» (Б. Тард, 1987).

«Существуют организмы настолько совершенные, что они даже не жизнеспособны и были бы более жизнеспособны, если бы были менее совершенны. Совершенное приспособление может вредить его гибкости» (Б. Тард, 1987).

Следование по пути идеальной адаптации к конкретным условиям постепенно приводит к утрате навыков, приемов, физиологических предпосылок для быстрой адаптации. Универсальные же механизмы позволяют обеспечить удовлетворительной функционирование адаптивной системы в широком диапазоне влияния среды.

Невозможно не согласиться с А.Б. Георгиевским, который считает, что «...адаптация не носит абсолютного характера, она проявляется как тенденция к установлению определенной степени гармонии с внешней и внутренней средой. Эта тенденция, заключающаяся в объективной невозможности достижения абсолютной гармонии, является источником бесконечного процесса развития материальных систем» (А.Б. Георгиевский, 1989).

Таким образом, всеобщее свойство адаптивности предоставляет человеку абстрактную возможность приспособиться к социальным отношениям, освоиться в измененной социокультурной среде. В то же время индивидуальность каждого человека реализуется в непосредственной адаптации, отражающей весь комплекс ее социально обусловленных характеристик.

Учитывая вышесказанное, можно составить следующий алгоритм понятия «социальная адаптация»:

– процесс;

– процесс приспособления человека;

– процесс приспособления человека к новой социальной среде.

Социальная адаптация возникла в результате социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособления к социальной среде (Философский энциклопедический словарь, 1989). Наряду с понятием «социальная адаптация» в научной литературе используются и другие: преадаптация - готовность индивида к будущему адаптивному поведению; реадаптация - адаптация, направленная на включение личности в изменившуюся социальную среду, социальные отношения; дезадаптация -нарушение приспособительного поведения индивидов в силу действия ряда внешних или внутренних причин. В перечисленных однокоренных понятиях рассматриваются отдельные стороны процесса социальной адаптации в различных возрастных периодах.

Таким образом, изучение психолого-педагогических исследований и собственные наблюдения позволяют нам констатировать, что в различных возрастных периодах отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех психофизиологических системах организма ребенка, которые определяют успех социальной адаптации.

В педагогике понятие социальная адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема. Н.М. Аксарина, рассматривая проблемы адаптации детей раннего возраста, подчеркивает, что характер поведения детей в первые дни их пребывания в новой среде зависит от индивидуальных особенностей ребенка, что влияет на общение детей со взрослыми и сверстниками и на отношение детей к различным видам деятельности. Большую роль автор отводит предшествующему опыту личности ребенка. Дошкольники, которые имеют опыт общения с окружающими взрослыми и сверстниками, получившие много разнообразных впечатлений, адаптируются быстрее. Кроме того, на характер адаптации влияет уровень физического, психического развития, состояние здоровья адаптантов, индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности. Опираясь на учение И.П. Павлова, автор отмечает, что при социальной адаптации нейрофизиологическую основу представляет выработка условных реакций по принципу динамического стереотипа. Качество и количество условных связей, формирующихся в виде динамических стереотипов, зависит от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; перестраивание динамического стереотипа зависит от силы нервных процессов, подвижности и уравновешенности (Н.М. Аксарина, 1974).

Дети, относящиеся к сильному уравновешенному типу, гораздо быстрее адаптируются в новой среде, нежели дети с типологической направленностью к слабому типу. На характер адаптации также влияет и уровень психического развития ребенка. Чем выше уровень развития познавательных процессов, способности к общению, тем быстрее ребенок адаптируется в новой среде (Б.Г. Ананьев, 1960).

Социальная адаптация детей является активным процессом усвоения ребенком социального опыта в процессе деятельности и общения. При поступлении в образовательное учреждение автор выделяет две группы детей: первая группа - дети, не имеющие опыта общения, кроме близкого окружения (семья); вторая группа - дети, имеющие опыт общения не только с родителями, но и с другим контингентом людей. Поэтому своевременное удовлетворение потребности в общении позволит воспитателю ускорить адаптационные процессы. На эффективность социальной адаптации влияет и общение ребенка с воспитателем.

Я.Л. Коломинский, в ходе исследования выделяет следующие типы отношений: устойчиво-положительные, неустойчиво-положительные, пассивно-положительные, пассивно-отрицательные. Однако наиболее благоприятным является устойчиво-положительный тип общения, который способствует эмоциональному благополучию детей, уверенности в своих возможностях, развитию способностей и т.д. (Я.Л. Коломинский, 1984).

О влиянии окружающих на процесс социальной адаптации указывал А.В. Запорожец (1986). Сотрудничество и общение со взрослыми и сверстниками в процессе организованной деятельности способствует развитию эмоциональных переживаний и социальных мотивов ребенка. Поэтому знание воспитателем содержания потребностей ребенка в общении, в разнообразной деятельности способствует определению педагогических мер воздействия на ребенка в ходе социальной адаптации.

На процесс социальной адаптации ребенка огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.

Нельзя не отметить важность личностно ориентированного подхода к ребенку в процессе успешной социальной адаптации. В отечественной и зарубежной педагогике накоплен большой материал о педагогических условиях развития ребенка в различных видах деятельности (Б.З. Вульфов, 1987). Исследователи подчеркивают, что личность ребенка формируется в деятельности, которая способствует. накоплению знаний об окружающей действительности, развитию социальных эмоций, формированию адекватного отношения к предметному и социальному миру и к себе. Участие в разнообразных видах деятельности ребенка оказывает влияние на развитие всех психических процессов, тем самым способствует эффективной социальной адаптации.

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности ребенка, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге будет способствовать быстрой адаптации ребенка, но, если нормы групповой  морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом (Я.Л. Коломинский, 1984).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что социальную адаптацию часто пытаются рассматривать в рамках социализации. Поэтому важным, на наш взгляд, в изучении социальной адаптации является различение понятий «социальная адаптация» и «социализация» и сущности этих явлений.

Адаптация индивида к среде и развитие его личности являются процессами, которые находятся в сложной взаимосвязи и взаимообусловленности. Связующим звеном категорий «адаптация» и «развитие личности» является понятие социализации. И.С. Кон трактует социализацию как усвоение индивидом социальных норм (И.С. Кон, 1989).

В работах Б.Д. Парыгина социализация определяется как вхождение индивида в социальную систему; приспособление и освоение социальных функций (Б.Д. Парыгин, 1971).

Анализ фактов отечественной педагогической практики показывает, что двусторонний характер социализации нередко остается неосознанным. Раскрывая сущность социализации, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, обращают внимание на то, что её составляющими являются, с одной стороны, тенденция социальной типизации, с другой -тенденция к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997).

Тенденция социальной типизации состоит в том, что общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы (этнические, групповые, классовые, профессиональные и др.), которые выступают в качестве образцов ролевого поведения и усваиваются личностью в процессе её вхождения в социальную среду, в систему социальных отношений. Составляющими тенденции социальной типизации выступают процессы адаптации и интеграции человека в обществе.

Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе (тенденция автономизации). Следствием этой тенденции является изменение как самой личности, так и всего общества. Эта тенденция обнаруживает себя в процессе саморазвития и самореализации личности, в ходе которых происходит не только актуализация имеющегося опыта, но и создание нового, в том числе и личного, индивидуального опыта (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997).

Социальная адаптация индивида как постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности.

Проведя анализ процессов социализации и адаптации с социально-философской точки зрения, мы пришли к выводу, что личность в ходе социальной адаптадии участвует в двуедином процессе: подвергается воздействию социальной среды и активно изменяет саму среду.

Социализация создает предпосылки социальной адаптации. В процессе социализации человек присваивает социальный опыт и переносит, передает его. Общество и индивид являются активными участниками социализации. Однако общество играет более важную роль, так как оно стремится передать те компоненты социального опыта, которые наиболее значимы для его функционирования и дальнейшего развития.

Нельзя отождествлять социализацию и социальную адаптацию. Термин «социализация» более позднего происхождения, чем социальная адаптация и выражает процесс становления личности. Сравнивая понятия «адаптация» и «социализация», И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов, подчеркивая двусторонний характер социализации, определяют социализацию как «...единство процессов адаптации личности к обществу и ее саморазвития и самореализации» (И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов, 1997).

Одним из феноменов социализации также репрезентированным в науке в последние десятилетия, выступает событийная общность, характеристика которой дана В.И. Слободчиковым. Термин «событие» отражает живую общность, сплетение и взаимосвязь двух жизней, их внутреннее единство и внешнюю противопоставляемость. Смена форм событийной общности, характер другого (других), входящего в общность, их совместное бытие, определяют путь, ступени и конкретные облики становящейся субъективности на разных этапах онтогенеза. Именно событие, с точки зрения В.И. Слободчикова, определяет подлинную ситуацию развития, где впервые зарождаются специфические человеческие способности, «функциональные органы» субъективности (во всех ее измерениях), позволяющие человеку однажды действительно самому «стать в практическое отношение» к своей жизнедеятельности.

Изучая вопросы социальной адаптации и нравственного воспитания личности, А.П. Растигеев соотносит процесс социальной адаптации и социальной активности. Автор считает, что социальная активность личности -необходимое условие её успешной социальной адаптации. Вместе с социальной адаптацией рассматривается социальная ответственность личности, как две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны человеческой деятельности. Основу этих двух процессов составляет объективная необходимость согласования личного интереса с общественным. Сходны и функции социальной ответственности и социальной адаптации - ориентирующая, регулятивная, коммуникативная, воспитательная.

А.П. Растигеев считает мировоззрение важным фактором социальной адаптации личности, так как оно определяет самосознание и рефлексию личности, ее оценки и самооценки. С точки зрения автора, следует выделить три стадии адаптации:

первая стадия адаптации связана с усвоением норм, принципов и символов того коллектива, к которому адаптируются;

вторая стадия формирует моральную мотивацию - долг, совесть, честь;

третья стадия воспитывает идеалы и ценностные ориентации. Соответственно стадиям распределяют 3 типа адаптации: низкий, средний, высокий.

Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод, что, несмотря на большое количество работ по философии, медицине, психологии, педагогике по данному вопросу, исследование проблемы социальной адаптации ребенка, находящегося на лечении в условиях детского санатория, оказался не изученным. Формирование социально адаптированной личности требует организации научного руководства данным процессом в условиях детского учреждения, учета возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, организации положительного эмоционального общения в группе, осуществления индивидуального подхода, а значит, создания воспитательной среды, отвечающей потребностям ребенка, насыщения образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения ребенка в различных ситуациях.

 

Автор: Бондаренко В.А.