24.08.2011 6306

Организация воспитательной среды детского санатория (статья)

 

Значение среды в воспитании человека осознавали многие - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Н. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Сорока-Росинский и др. Идея воспитания средой была реализована в опыте немецких так называемых «соседских» интегрированных школ (Нигермайер, Циммер), французской «параллельной школы» (Бло, Порше, Ферра), американских «школ без стен» (Уолтер, Уотсон, Хоскен), школы «экосистемы» (Гудленд). В первой трети XX в. идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогике среды (А.Г. Калашников, Н.В. Крупенина, СТ. Шацкий, В.Н. Шульгин) и в практике социального воспитания. Некоторые представители педагогики отождествляли саму среду с воспитанием в ней и превращали ее в центральное понятие. «Воспитывает не сам воспитатель, а среда», - писал А. С. Макаренко. Лишь к концу 30-х гг. прошлого столетия появилась формула «Среда - наследственность - воспитание» (Костюк, Шмальгаузен).

В это же время цель в соответствии с установками «социалистического воспитания» связывалась с известным типом личности. Средством реализации цели мыслилась широкая социальная среда, а ее организатором - педагог. Считалось возможным, но ненужным изменять среду в воспитательных целях. Использовать ее воспитательный потенциал значило организовать различные экскурсии, наблюдения, проводить исследования с помощью метода проектов, бригадно-лабораторного метода, вовлекать детей в политические кампании, в общественно полезный труд. Среда рассматривалась в качестве не только «главного рычага воспитания» в большом педагогическом процессе (В.Н. Шульгин), но и как условие изучения ребенка. По мнению Н.В. Крупениной, нельзя говорить о детях вообще: «Их нет. Есть рабочий ребенок и ребенок деревни». Вошедшая в практику детских учреждений «средовая диагностика» (Бернштейн) не ограничивалась опытом обследования среды и его изучения по результатам развития личности. Педагоги разрабатывали методы использования среды для индивидуального тестирования.

Среда учитывалась при планировании деятельности детских учреждений, выборе целей воспитания: «Жизнь диктует программу» (Попова), «Школьные планы должны отражать всю сумму воздействий среды на ребенка» (А.Г. Калашников).

«Педагогика среды» располагала и экспериментальными базами (Первая опытная станция Наркомпроса СТ. Шацкого, школа-коммуна Наркомпроса им. Лепешинского, руководимая М.М. Пистраком и др.), научно-исследовательскими институтами, ставившими своей задачей «определение показателей и измерительных единиц среды».

В советской дидактике подчеркивалась зависимость обучения от характера конкретных общественных отношений, но реальный характер этой зависимости нередко умышленно искажался. Большое значение придавалось принципу связи обучения с практической жизнью общества (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко). По Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» (1959) учебно-воспитательный процесс подлежал перестройке на основе соединения с производительным трудом. Учащиеся должны были получить не только законченное среднее образование, но и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.

С начала 90-х гг. основные направления педагогических исследований связаны с гуманизацией учебного процесса, с учетом интересов формирующейся личности и культурных потребностей отдельных народов и регионов России. Деятельность общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведений направлена как на изучение базового содержания образования, так и на овладение дифференцированной частью содержания образования, отвечающей склонностям, интересам и способностям учащихся.

Развитию теории среды способствовали системные исследования 70-90 гг. XX в. Вместе с усилением педагогического значения категории «взаимодействия» стала просматриваться зависимость влияния среды от образа жизни сообщества. Постепенно накапливались знания о конкретных составляющих среды: предметно-пространственной, природной, эстетической, предметно-эстетической, архитектурной, внешкольной, микрорайонной и др.

С функциональной точки зрения, среда определяется как то, среди чего пребывает ребенок, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и «осредняет» личность. Диагностирование, проектирование и продуцирование воспитательного результата допускаются только на основе учета и использования динамических составляющих среды, то есть стихий.

Работы Б.Ф. Скиннера убедительно доказали, что наше поведение определяется окружающей средой. По его мнению, чтобы понять личность и объяснить ее поведение, нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимым последствием.

Все логические процедуры и технические приемы средовых технологий группируются вокруг таких понятий, как диагностика, проектирование и продуцирование педагогического результата. В основе диагностирования лежит специфический набор действий, дающих возможность судить в целом о среде и ее части - личности ребенка. Средовая диагностика рассматривается как вероятностная, применимая исключительно к оценке личностного типа, а не индивидуального ребенка.

В любом случае в детском саду, школе, детском санаторий, ВУЗах и других образовательных учреждениях) воспитательная среда должна быть:

– обучающей;

– развивающей;

– воспитывающей;

– информативной;

– экологичной;

– эстетичной;

– диалоговой;

– гуманной;

– одухотворяющей.

Понятию «среда» в современных учебных пособиях уделяется мало внимания. В Большой Советской Энциклопедии упоминается о микросреде, которая представляет собой «непосредственное социальное окружение человека - семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы».

По мнению B.C. Кукушина, «среда оказывает влияние на развитие личности, а человек, как активная творческая, деятельная личность, может преобразовать и изменить среду. А поскольку человека можно рассматривать в качестве определенной модели, то среда, выступающая как другая модель, может взаимодействовать с ним» (B.C. Кукушин, 2002).

При взаимодействии создается новое объединение, не похожее на прежнее. Чаще взаимодействие происходит между людьми, поэтому основой создания среды можно считать взаимодействие. Человек сам ищет тех, с кем ему хочется быть, участвовать в определенных совместных действиях. Число участников такого взаимодействия может быть разным: от одного и более. Философ B.C. Библер подчеркивает, что процесс формирования «социума свободных индивидов представляет собой «мощное общение» и является двигателем коллективного развития. Поэтому общение между людьми является определенным видом взаимодействия. Философ пишет о большой роли малых групп в будущем. В такой среде (или малой группе) индивид неповторим и имеет возможность работать наедине с собой. Работу наедине с собой можно также рассматривать как особый вид взаимодействия, который создает определенную среду. B.C. Библер считает, что это и «новое одиночество, и новый вид соучастия».

Таким образом, основой создания среды является взаимодействие. Поэтому с позиции личностно ориентированного подхода при рассмотрении явлений действительности, опираясь на гуманистические идеи, мы считаем, что среда - это совокупность окружающих человека условий, влияющих на самого человека.

Создание ситуаций соучастия развивает инициативу, творчество детей, способствует организации атмосферы доброжелательности и защищенности.

Для возникновения взаимодействия необходимо «погрузить» детей в такие ситуации, как соучастие в коллективной работе, оказание внимания сверстникам и др. В ходе беседы нами было предложено детям, находящимся на лечении в детском санатории «Дружба» г. Ставрополя, составить рассказ «Поход в лес». В результате были получены сочинения следующего типа: «Дети пошли с воспитателем в лес. Там они собирали листья для гербария. Экскурсия детям понравилась».

Затем ребята стали работать группами по пять человек. Обнаружилось явное преимущество коллективной формы работы, так как каждый участник творческой группы должен был принять посильное участие в составлении рассказа. Вот что сообщила Аня К.: «В нашей группе работали все. Сначала мы составили план, а потом вместе думали и написали такой рассказ: «Наступила осень. Стали падать пожелтевшие листья с деревьев. Они были настолько красивы, что мы решили собрать их для гербария. Ребята были довольны экскурсией. Всем было весело и интересно».

Организовать ситуацию проявления внимания можно включением детей в игры, проведением внеклассных клубных занятий (типа «Дружба начинается с улыбки»). Включение детей в различные воспитывающие ситуации создает основу для тесного взаимодействия и моделирует среду на длительное время (B.C. Кукушин, 2002).

Само понятие «среда» не имеет однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Наряду с термином «среда» активно используется еще ряд терминов: «среда человека», «окружающая среда», «образовательная среда», «воспитательная среда», «развивающая среда» и др.

Особенности среды создают условия для развития воспитанности, поведения и навыков социализации.

Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитательной среды. Именно воспитательной, то есть целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности. С философско-педагогической точки зрения понятие «среда» многолико. Это и природная, географическая среда: разные условия для развития маленького человека создаются за Северным полярным кругом и в южных субтропиках, по берегам больших рек и в засушливых горных аулах, в больших промышленно-культурных центрах и в сельской глубинке, в различных национальных культурах... Это и широкая социальная среда как фактор экономического, политического, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: семьи, школы, внешкольных учреждений, неформальных объединений (политических, культурно-досуговых, социальных инициатив, альтернативного образа жизни...). Свою лепту в формирование личности растущего человека вносят и такие институты общества, как печать, радио, телевидение, видео, клубы, библиотеки, театры, музеи, досуговые центры, различные виды и формы рекламы, внешнее оформление улиц и городов... Это и непосредственная среда обитания каждого ребенка - микросреда: дом, семья, улица, ближайшее бытовое окружение, друзья, то есть те факторы, с которыми растущий человек непосредственно соприкасается, которые оказывают-влияние на формирование его личности (Л.И Маленкова, 2002).

Дети интуитивно понимают и оценивают окружающую среду обитания. И чем старше, тем мудрее и осознаннее.

Практика накопила большой опыт: чем в более раннем возрасте человек оказывается в условиях, благоприятствующих развитию его любознательности, чем раньше он испытывает чувство радости и удовлетворения от саморазвития и самореализации, тем больше у него шансов состояться как самоактуализирующаяся личность.

Джордано Бруно в 12 лет увлекся книгами по богословию, логике и диалектике, а Ампер, еще не зная цифр, придумал свою систему счета с помощью камешков и желудей. Маленький Моцарт, как известно, жил в атмосфере музыки и очень рано сам начал музицировать. Рассказывают, что Лейбниц в 8 лет увлекся картинками книги по истории Ливии. Книга была написана на латыни. По картинкам он разгадал значение слов в надписях и затем перечитал несколько раз всю книгу, пока не освоил все ее содержание.

Практически все «состоявшиеся» педагоги в детстве играли «в школу» или «в учительницу». Таким образом, окружающая среда - мощный фактор развития и воспитания растущего человека. А поэтому педагогизация среды, то есть специальная забота о создании воспитательной среды, - насущная задача каждого воспитателя.

Когда мы говорим о влиянии среды, то употребляем понятия «фактор» и «условие». Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении (Современный словарь иностранных слов, 1994). Условие - обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит (СИ. Ожегов, 1987).

Для удобства анализа факторов развития современного ребенка выделим несколько групп условий:

1) глобальные, мировые факторы (проблема войны и мира, экологические катастрофы, издержки цивилизации...);

2) социальные (политические, экономические, культурные, медицинские, образовательные...) условия жизни общества и государства;

3) региональные (факторы, влияющие на развитие в конкретных городах, поселках, микрорайонах...);

4) конкретно-личностные (с которыми непосредственно соприкасается личность: семья, школа, внешкольные учреждения, бытовое окружение...);

5) «Я сам», то есть условия внутреннего духовного развития.

Анализ научных исследований позволяет нам выделить следующие признаки среды:

– реальность, объективность, наличие разнообразных факторов, воздействующих на личность;

– наличие устойчивой совокупности вещественных и личностных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих на процесс его социализации и индувидуализации;

– управляемость, динамизм, единство тенденции к стабильному функционированию и инновационному развитию;

– активность, открытость среды, комплексный характер.

В социально-педагогическом аспекте сущность, содержание понятий «воспитательная среда», «образовательная среда», «социально-психологическая среда» рассматриваются в работах В.Г. Бочаровой, Л.П. Буевой, В.Н. Гурова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Л.Я. Рубиной. С точки зрения социологии, под средой понимают «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественную систему в целом. В узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, учебный коллектив, микрогруппу (В.Г. Бочарова, 1991; И.С. Кон. 1989; А.В. Мудрик, 1979).

В.Г. Бочарова, В.Н. Гуров обращая внимание на специфические особенности микросреды, считают, что индивидуальная неповторимость каждой личности в значительной степени - это результат воздействия микросреды. Социальная микросреда является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, необходимым условием развития этого процесса. Типы микросоциума могут быть выделены по различным основаниям: социум города, села, рабочего поселка и т.д.; по сфере жизни деятельности (производственно - трудовой, семейно - бытовой, учебной, общественно - политической и др.); возрастному, половому признакам (В.Н. Гуров, Л.Я Селюкова, О.С. Кирилкина, 1999). В этой связи считаем важным указание на то, что формирование личности как целостный процесс во всей совокупности объективных социальных условий предполагает взаимозависимость и взаимодействие всех социальных служб (систем), составляющих среду ее существования. Системы образования, здравоохранения, социального обеспечения и другие учреждения - это те социальные явления, с которыми личность, так или иначе, взаимодействует, указывая на них свое влияние, изменяя при этом и саму среду.

Одновременно изменяются условия осуществления социальными институтами своих функций. Среда становится полноправным участником этого процесса (В.Н. Гуров, 2002).

Воспитательный потенциал среды включает вещественные элементы (само образовательное учреждение, его подразделения, общественные организации, любительские объединения) и личностные элементы (состояние культуры межличностных отношений, ценностные ориентации социальных объектов, являющихся субъектами педагогического процесса, их социокультурную деятельность: направленность, объем, результативность. Следует учитывать и спектр отношений с позиции преподавателя: преподаватель-ребенок; преподаватель-коллега; преподаватель-администрация; преподаватель-обслуживающий персонал учреждения, а также с позиции ребенка: ребенок-преподаватель; ребенок-ребенок; ребенок-администратор; ребенок-работник учреждения.

В последнее время в теории воспитания в связи с идеями гуманизации воспитания, признания самоценности детства появился термин «воспитательное пространство», точное раскрытие которого находим у И.Д. Демаковой. Она считает, что «воспитывающая ситуация - это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач» (И.Д. Демакова, 2001).

Существенным для методики воспитания является понятие «воспитывающая ситуация». По мнению В.А. Караковского, «это такая совокупность обстоятельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс рождения, развития и корректировки этих отношений». Он перечисляет описанные в педагогической литературе варианты различных ситуаций: ситуация авансирования доверия (А.С. Макаренко); свободного выбора (О.С. Богданова, Л.И. Катаева); непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова); эмоционального заражение (А.Н. Лутошкин); соотнесения (Х.Й. Лийметс); успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман), творчества (В.А. Караковский), ситуация конфликта (у многих педагогов) (В.А. Караковский, 2000).

Одна из важнейших забот воспитателя в организуемом процессе воспитания - это помощь детям в социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Сам по себе фактор среды достаточно непредсказуемый. Могут всплыть совершенно неожиданные влияния микросреды - в семье, ближайшем бытовом окружении, в неформальных объединениях молодежи, да и в школе и внешкольных учебно-воспитательных учреждениях. Вся мудрость в том, что бороться с ними бесполезно. Об этом предупреждал еще А. С. Макаренко: «Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его (ребенка) от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высаживании нельзя этого выработать. Поэтому совершенно естественно вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду. Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить» (Л.И. Маленкова, 2002).

На основе изучения научных исследований следует отметить, что четкого, однозначного определения понятия «воспитательная среда» не существует, но по своей смысловой нагрузке оно близко к таким терминам, как «образовательная среда», «школьная среда», «педагогическая среда», «развивающая среда», «воспитательное пространство». В своем исследовании под воспитательной средой мы будем понимать совокупность материальных и пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений, которые взаимосвязаны, дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта воспитательной среды.

Анализ литературы позволяет выделить составляющие воспитательной среды: материальную (предметно-пространственную, природную, эстетическую, предметно-эстетическую, архитектурную), личностную (ценностные ориентации субъектов, направленность, объем, результативность их социокультурной деятельности и др.), межличностную (культура межличностных отношений); подразделения, общественные организации, любительские объединения; микрорайонную; средства массовой информации.

Воспитательная среда обладает педагогическим потенциалом (единство количественных и качественных педагогических возможностей различных компонентов среды), который актуализируется как в результате саморазвития (реальный потенциал), так и специального создания определенных условий (абстрактный потенциал).

Одной из характеристик среды является ее открытость. Однако санаторий - закрытое учреждение, исходя из этого воспитательная среда санатория будет иметь свои особенности. Под воспитательной средой детского санатория мы будем понимать совокупность условий (материальных и пространственно-предметных, социальных, личностных, межличностных, организационных), ограниченных закрытым пространством санатория, которые взаимосвязаны, дополняют, обогащают друг друга, создаются всеми сотрудниками санатория и влияют на каждого ребенка. В условиях санатория возможно только опосредованное использование таких компонентов воспитательной среды, как микрорайон, социальные институты социума.

Воспитательная среда детского санатория выступает в качестве важного фактора, обеспечивающего успешность воспитания и развития детей. Игнорирование требований к организации среды приводит к обеднению развития детей, которое может вылиться в педагогическую запущенность детей.

Качество воспитательной среды детского санатория определяется:

1) качеством социальных отношений в данной среде - доброжелательным отношением к детям высококвалифицированных сотрудников санатория; здоровым конструктивным стилем взаимоотношений в коллективе санатория; дружным детским коллективом;

2) качеством пространственно-предметного содержания данной среды.

Пространственно-предметный компонент среды - это экологически и криминально благополучный район; близость к дому ребенка; современная мебель; наличие комнаты отдыха, столовой, библиотеки и т.д.;

3) качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами - уровнем методического обеспечения; эффективностью использования имеющихся воспитательных ресурсов; направленностью воспитательного процесса на раскрытие и развитие личностного потенциала каждого ребенка; способностью среды детского санатория удовлетворить весь комплекс потребностей ребенка и сформировать у него систему социальных ценностей, обеспечивающих успешную адаптацию к современной изменяющейся среде обитания.

Интегративным критерием качества воспитательной среды детского санатория является ее способность обеспечить всем субъектам воспитательного процесса систему возможностей для эффективного личностного развития.

Воспитательную среду детского санатория следует рассматривать одновременно в двух измерениях: деятельностно-коммуникативном и социально-психологическом. Первое включает в себя вещественные элементы среды и их функционирование, второе (например, взаимодействие «воспитатель - ребенок») рассматривается по параметрам: направленность (обучение, воспитание), объем (количество учебного и внеучебного времени общения), результативность (уровень знаний).

Актуализация потенциала воспитательной среды детского санатория предполагает в первую очередь определить «пространственную структуру»: территориальность (определение мест для учебной и лечебной деятельности и отдыха, обозначение своего места для каждой группы); персонализация среды (возможность оставить индивидуальный отпечаток в своем окружении и самоутвердиться в данной среде). При социальном психологическом анализе степени гуманизации среды детского санатория важно видеть уровень и характер конфликтности в трудовом коллективе, его социальное самочувствие. Среду детского санатория должно наполнять взаимоуважение и соблюдение этических норм общения. Сотрудничество понимается как взаимозависимая духовная совместная деятельность в комфортных для всех участников условиях.

Детский санаторий, также как и общеобразовательные учреждения, формирует культуру ребенка, что является базой его социальной культуры. Это означает, что все воспитание должно здесь строиться в контексте культуры.

Комфортность, гуманистический характер актуализации потенциала воспитательной среды во многом зависит от общей и педагогической культуры. Педагогическая культура в качестве структурных элементов включает: компетентность, профессионализм, исполнительскую дисциплину, инициативность, вежливость, а также коммуникативность и психологический такт.

Те учреждения, по мнению Н.В. Савиновой, где проявляют реальные усилия в достижении цели развития у воспитуемых и воспитателей способностей, свойств, качеств, необходимых для самовоспитания, где царят доверие, культура, уважение, достоинство, обеспечены права личности, можно в современных условиях целесообразно называть гуманизированными системами, подчеркивая тем самым их промежуточный характер между функциональными (негуманными) и гуманными педагогическими системами (Н.В. Савинова, 1992).

В работах Е.В. Бондаревской одним из ключевых понятий (в аспекте данного исследования) является понятие «культурообразная среда» (или «социокультурная среда»). Одной из трудностей в создании такой среды является, с точки зрения Е.В. Бондаревской, преодоление противоречий между средой учреждения и социальной средой (Е.В. Бондаревской, 2000).

При этом устанавливается еще и такое несоответствие: традиционно макро и микросреда оцениваются педагогами только с позиций возможностей этой среды, то есть, как среда воспитания, а не пространство, где проходит жизнь ребенка. Правильнее следует говорить о среде как о жизненном пространстве, в котором осуществляется жизнедеятельность всех участников педагогического процесса.

Культуросообразная среда - это среда, в центре которой находится ребенок как суверенный, свободный субъект, способный к свободному выбору образцов культурной жизни и жизнетворчества. Это предполагает достаточно широкий набор видов и форм жизнедеятельности в детском санатории, где растущий ребенок имел бы возможность реализовать себя во всей полноте своих устремлений.

Наиболее характерными признаками такой среды детского санатория являются:

– нравственный характер взаимоотношений как основы жизни людей, смыслом которой становятся такие ценности, как любовь, милосердие, терпимость, уважение, достоинство, оптимизм;

– отношение к детскому санаторию как части среды, ищущей гармонию со средой, сотрудничеству с ней;

– кулътуросозидающий характер жизни людей, основанной на сохранении и продолжении культурно-исторических традиций, заботе об экологическом благополучии.

Таким образом, необходимо преодолеть укоренившийся в сознании работников детского санатория недостаток, суть которого в представлении, будто детский санаторий должен «руководить средой», что именно детский санаторий призван играть «ведущую роль» в становлении ребенка.

Усиление педагогического потенциала воспитательной среды связано с реализацией требований личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Н.Д. Никандров, И.С. Якиманская и др.).

Смысл воспитания не может ограничиваться только подготовкой воспитанников к жизни. Его необходимо рассматривать в более высоком значении - формирование человека, обретение им себя, своего образа, потенциала, достоинства.

Личностно ориентированное образование - такое образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создание произведений» индивидуального и коллективного творчества (Е.В. Бондаревская, 2000). Такое образование обеспечивает личностно смысловое развитие, поддерживает индивидуальность, помогает детям самостоятельно решать свои жизненные проблемы, состояться как личности. Однако только при наличии правильно организованной воспитательной среды детского санатория понизится уровень тревожности, агрессии у детей, находящихся на лечении в данном санатории.

Детский санаторий должен также развиваться как центр культуры, гуманитарной помощи, защиты и поддержки каждого ребенка, находящегося на лечении. Для этого необходимы специальные меры по актуализации потенциала культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор ребенком способов творческой самореализации и его культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в его адаптации к новым для него условиям санатория.

Одним из негативных последствий диверсификации образования явилась разобщенность детских учреждений, их обособление, ослабление их воспитательного потенциала (ориентация на знания, абсолютизация специальной подготовки). Одним из способов преодоления ослабления в детском санатории необходима интеграция среды, социокультурного пространства: создание учебно-педагогических и медицинских комплексов детского санатория.

«В интегрированном образовательном пространстве, - отмечает Е.В. Бондаревская, - все решается совместными (кооперативными) усилиями взаимодействующих детских учреждений, сохраняющих при этом свою специфику и автономию» (Е.В. Бондаревская, 2000).

В детских санаториях с учетом профиля деятельности учреждения должны «строить» модель ребенка. Общими, свойственными для такой модели любого специалиста, являются следующие умения, способности:

– осуществлять системный анализ проблемной ситуации;

– выявлять из неопределенной проблемной ситуации задачу и корректно ее формулировать;

– видеть, точно оценивать противоречия и целенаправленно решать их, принимая нестандартные решения;

– выдвигать гипотезы;

– генерировать оригинальные идеи и решения;

– адекватно формулировать «идеальный конечный результат»;

– искать и взвешивать многовариантные решения творческой задачи или проблемы;

– сознательно преодолевать собственную инерцию мышления (то есть отходить от однажды выбранного взгляда на проблему);

– вести целенаправленный поиск необходимой научно-технической информации по проблеме и многое другое (Зиновкина М.).

Наиболее сложной и труднопрогнозируемой характеристикой, как отмечают исследователи, является личностная характеристика модели ребенка: его мировоззренческие установки, ориентирующие на выполнение определенной социальной функции (степень социальной зрелости, личная система ценностей и приоритетов, наличие деловых качеств, морально-нравственные устои).

Необходимо также учитывать социально значимые качества, которыми должен владеть воспитанник детского санатория: ответственность, добросовестность, толерантность, способность преодолевать конфликты, коммуникативность и др.

Специфика многих факторов накладывает свой отпечаток на модель ребенка, добавляя некоторые штрихи к характеру личности, связанные с особенностями самого ребенка: например, наблюдательность, усидчивость, аккуратность, объем памяти и др. В некоторых случаях особо оговариваются степень здоровья, контактность, устойчивость к стрессам и т.п.

Личностная составляющая модели ребенка обеспечивается самим лечебным процессом, а также зависит от наследственности, семейного воспитания, состоянием общества, наличия примеров для подражания. Однако, чтобы процесс формирования был целенаправленным, нужна воспитательная работа. При этом следует учитывать сегодняшние социально-экономические условия, которые влияют на жизнь ребенка: кризисные явления в обществе, неустойчивость и нестабильность переломного времени.

Дети оказываются под воздействием криминальной среды, низкопробной печатной продукции и телевидения, различного рода религиозных сект.

В новой ситуации детские санатории оказались неготовыми к работе с детьми, не смогли вовремя сориентироваться и отойти от традиционных стереотипов. Изменившиеся условия требуют переосмысления стратегии воспитания, использования новых технологий и методов в этой области. В таком случае становится целесообразным употребление термина «проектное воспитание». Проектное воспитание ориентировано, прежде всего, на педагогический самозаказ, формируемый с учетом государственного и общественного, и на проектирование вероятностной модели социального и индивидуального поведения человека в ситуации неопределенности, что предполагает новую идеологию - идеологию самоопределения личности (О. Мельничук, Н. Яковлева).

Стратегию организации воспитания в детском санатории необходимо базировать на единстве, прежде всего, двух подходов: личностно ориентированного и средового. Технологические аспекты организации воспитания предполагают учет в качестве детерминантов социальных и психовозрастных особенностей детей.

В социальном отношении дети, находящиеся на лечении в условиях санатория, представляют собой особую социальную группу, имеющую значительную социальную свободу, обладающую относительной личной самостоятельностью.

В психовозрастном отношении дети достигают «пиковых» результатов в биологическом, психофизиологическом развитии в старших классах, имеют достаточно реформированные такие свойства и качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Однако в этом возрасте присущи и противоречия, склонность к неоправданному риску, внутренняя неуверенность, чрезмерная агрессивность, развязанность, чувство непонятости. При этом отношение к учебе, к образовательному учреждению в целом в немалой степени зависит от уровня знаний детей.

Воспитание реализуется в процессе учебной, учебно-исследовательской и социокультурной деятельности, что требует, на наш взгляд, акцентирования внимания на понятии «проективное образование».

В учебной деятельности воспитание и развитие личности достигается посредством содержания изучаемых дисциплин.

С позиции «проектного воспитания» по существу идентичным является понятие «проективное образование». «Проективное образование» предполагает формирование образовательной среды в соответствий с запросами ребенка, задачами, которые он ставит перед собой по логике своих интересов, в соответствии с личными образовательными потребностями» (Г. Ильин, 2001). Таким образом, можно сказать, что образование и воспитание - это проекция личности на среду, формирование среды в соответствии с социально-психологическими, личностными особенностями детей.

В соответствии с данным подходом в содержании изучаемых дисциплин (прежде всего общекультурного блока) акцент делается на изучении жизненных проблем. «В отличие от традиционного, проективное образование является, - отмечает Г. Ильин, - не просто личностно ориентированным, то есть направленным на личность как объект обучения и воспитания, оно выступает как личностно центрированное. При этом организация учебной среды определяется действиями и намерениями самого обучающегося» (Г. Ильин, 2001). Такое обучение и воспитание характеризуется следующими признаками:

– роль педагогических сотрудников детского санатория заключается не в передаче «готовых знаний и умений», а в приобщении детей к ценностям и технологиям добывания личностно-значимых знаний и умений, необходимых для реализации жизненного проекта;

– усвоение чего-либо понимается как освоение прошлого социального опыта для определения детьми собственного проекта жизненного пути;

– ребенок усваивает не только фундаментальные научные знания, готовые представления и понятия, но и сам добывает знания, строит свое представление о мире;

– образование осуществляется не только в учебных заведениях (в специально организованных условиях), а становится процессом жизнедеятельности  в течение всей жизни человека, становится персонифицированным.

Одна из задач современного образования состоит в том, чтобы готовить конкурентно-способного ребенка с приоритетными ценностями, составляющим основу воспитания ребенка, его самоактуализации: к ним относятся любовь и свобода, добро и красота, нравопослушность и социальная справедливость. При этом рационализму, технократизму и сциентизму важно противопоставить  необходимость развития духовного и правового самосознания, эмоциональной сферы жизнедеятельности, свободы, воли, веры в свой талант и в свои интеллектуально-эстетические и профессионально значимые достоинства.

Одним из условий реализации этой задачи является достижение связи учебного процесса, исследовательской деятельности с внеучебной социокультурной деятельностью.

Социокультурная деятельность основывается на свободном выборе видов и форм деятельности, позволяющих удовлетворить потребность ребенка в развитии своих задатков, потребности найти наиболее благоприятную среду для развития своих дарований.

Детям, находящимся на длительном лечении в условиях санатория, предстоит жить и работать в демократическом государстве, поэтому необходимо также приобщить детей к гражданским ценностям, развивать социальную юность, помочь адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. «Гражданское образование, - отмечает В. Сартания, - это система образовательной деятельности, направленная на политическую социализацию, формирование демократической культуры и общественной активности в интересах как самой личности, ее самореализации, так и становление и развитие гражданского общества, правового государства» (В. Сартания, 2001).

Системообразующую роль в гражданском образовании играет формирование у детей правовой культуры, законопослушности, уважения к праву, к правоохранительным органам, к правовым и морально-этическим нормам, развитие правовых чувств.

Таким образом, воспитательная среда детского санатория должна быть хорошо организована и даже построена. Основным требованием к воспитательной среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

 

Автор: Бондаренко В.А.