24.08.2011 5413

Гуманистическая воспитательная система детского санатория (статья)

 

Современная школа характеризуется началом процессов гуманизации, вызванных новыми подходами к образованию: личностно ориентированным и индивидуально ориентированным. Признание уникальности ребенка требует перестройки всей жизнедеятельности школы. В связи с этим на первый план выдвигается идея воспитательной системы детских учреждений.

В ближайшей к педагогике области знаний - в отечественной психологии - проблема системного подхода поставлена в первой трети XX в. Л.С. Выготским в работе «О психологических системах».

Вопросам теории и практики воспитательных систем посвящено большое количество работ: монографий, диссертационных исследований, статей в России (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин, В.А. Караковский, A.M. Сидоркин, Н.Л. Селиванова). Такие исследования появились и в Республике Беларусь (В.Т. Кабуш, А.И. Кочетов, Р.И. Таран).

Понятие, «воспитательная, система» вошло в педагогику сравнительно недавно. В 1970-1974 гг. проблема системного подхода еще только обсуждалась, а в 1976 г. была напечатана статья Ф.Ф. Королева о возможностях использования системного подхода в педагогических исследованиях. Его идеи были положены в основу изучения и разработки теории воспитательного коллектива (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, И.Б. Первин). Само понятие «воспитательная система» было введено в педагогические исследования польскими и болгарскими педагогами (А. Левина, Т. Вилох, И. Кальдерой и др.).

Педагогические реалии, обозначенные этим понятием, открыли в то время исследовательский поиск в СССР. В 1976 г. Первая Всесоюзная конференция, «О системах и системном подходе в воспитании» была проведена в Гродненском педагогическом институте им. Я. Купалы. В 1982 г. Л.И. Новикова и А.Т. Куракин на Всесоюзном семинаре по методологическим и теоретическим проблемам, педагогики выдвигают идею воспитательной системы- школы, которая потребовала разработки концепции и накопление эмпирического материала. Ряд других всесоюзных конференций и семинаров, диссертаций, книг, статей дали возможность обобщить и формулировать общие идеи, положенные в основу дальнейших исследований и создать Научный совет «Теория и практика воспитательных систем» при РАО.

Исследовательский поиск продолжается и сегодня. Он идет параллельно как в разработке теории, так ив изучении бывших и современных воспитательных систем, существующих в отечественных и зарубежных школах.

Под воспитательной системой детского санатория будем понимать способ организации жизнедеятельности детей, находящихся на лечении в санатории, упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы.» Таким образом, воспитательная система является основой развития воспитательной среды детского санатория.

Воспитательная система такого учреждения может быть как авторитарной, так и гуманистической. Однако основное понятие в своих исследованиях по данной проблеме мы уделили гуманистической воспитательной системе детского санатория.

Определяя суть понятия «гуманистическая воспитательная система», ученые опираются на рассмотрение воспитания как управления развитием личности ребенка (Х.Й. Лийметс, эстонский педагог, академик).

Ведущая педагогическая идея гуманистической воспитательной системы детского санатория - ориентация на личность ребенка, на развитие его способностей, на актуализацию потенциала воспитательной среды детского санатория для саморазвития, самореализации ребенка, находящегося на лечении в санатории. Многообразный и разноплановый опыт деятельности воспитательных систем (В.А. Караковский, A.M. Сидоркин - Россия; Л. Кольберг, У. Глассер - США; Г.Я. Бархерит, А.И. Кочетов, Р.И. Таран -Беларусь), отражает понимание того, что в центре работы детского санатория должна быть личность ребенка, его успехи, которые не только возможны, но и должны быть осуществимы в данном конкретном санатории.

Так, воспитательная система Государственного учреждения здравоохранения «Краевого детского санатория «Дружба» для больных легочным туберкулёзом» начала свое существование в 2003 г. с определения комплексной идеи - образа самого детского санатория. В одном из ее положений записано: «Личность ребенка, школьника - главная цель и ценность для педагога, воспитателя и главный объект их заботы. В качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования воспитательная система детского санатория включает развивающуюся личность». В детском санатории выработаны подходы к обучению и воспитанию детей, которые соблюдаются всеми учителями и воспитателями. Как сформулированы сегодняшние подходы к воспитательной системе в данном санатории?

1. Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью. Таковой является развивающаяся личность ребенка. Значит, из всех показателей оценки детского санатория- главным следует. считать самочувствие в ней человека. Детский санаторий хороший, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

2. Обучение и воспитание взаимосвязаны. Обучая, воспитывать. Воспитывая, обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса.

3. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество педагогического сотрудника - важнейший признак педагогической культуры и зрелости.

4. Воспитание эффективно, если оно системно.

5. Высокая требовательность к ребенку должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения - подавление.

6. Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием детского санатория. Именно поэтому воздействие должно быть ярким.

7. Сердцевиной детского санатория как живого организма является общность детей и взрослых, построенная на демократических принципах, объединенная общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

Обращаясь к зарубежному опыту (школе справедливого сообщества Л. Кольберга; школе без неудачников У. Глассера - в США, к идеям Р. Штайнера -Германия), мы можем сказать, что эти школы представляют собой воспитательные системы, цель которых - актуализация потенциала воспитательной среды, создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ученика, его самореализации, самоутверждения и выбора гуманистических методов и средств достижения поставленной цели для эмоционально-комфортного климата и культуры школы.

Воспитательная система детского санатория имеет сложную структуру. Ее компоненты - совокупность педагогических идей, для реализации которых она создается; системообразующая, творческая, коллективная и личностно значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга для обеспечения идей системы; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; развитые формы общения и гуманистические отношения; внутренняя и внешняя среда системы, освоенная субъектами, делающая воспитательную систему открытой; управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие.

Следует отметить, что содержание системообразующей деятельности, реализующей идею воспитательной системы, в каждом детском санатории различно: разнообразная познавательная деятельность, исследовательский поиск в разных сферах науки и культуры, краеведение и музееведение как способ использования историко-культурного потенциала территории, техническое творчество, добротворчество, спорт, художественное творчество, здоровый образ жизни. Многообразие и вариативность способов реализации идей гуманистического воспитания характеризуют отечественный опыт. Это коллективная творческая деятельности в различных сферах знаний; индивидуализированная деятельность, направленная на развитие одаренности детей; школы здоровья; школы возрождения национальной культуры; школы играющие; школы гуманистических отношений; содружество школ; школы-комплексы; школы как экологические ниши для ребенка с определенным содержанием и видами деятельности.

Субъектами воспитательной системы детского санатория являются дети и педагоги, а также другие взрослые, например родители, медицинский персонал, спонсоры. Этим гуманистические системы отличаются от авторитарных, где ребенок - только объект воспитания.

Педагоги, другие взрослые реализуют цели воспитательной системы в разнообразных формах деятельности, обеспечивающих детям активную позицию участника, человека «в действии». Формами, методами, приемами работы, соединяющие дидактическую систему и систему воспитательной работы в единый процесс являются интегративные уроки, межвозрастные уроки, творческие дела учащихся, ситуации выбора в многовариативных заданиях и действиях, партнерство учащихся в выполнении учебных и нравственных задач: «мозговой штурм», брифинг, встречи с увлечениями учащихся, обозреватели за «круглым столом», интеллектуальный марафон, предметный ринг, интервью с исторической личностью, защита идеи, погружение в эпоху и многое другое.

Разнообразные формы совместной деятельности педагогов и детей на методическом уровне разработаны в пособиях Н.Е. Щурковой, З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадской, М.А. Зеньковой. Фактически в них обобщен опыт многочисленных отечественных и зарубежных школ, детских и юношеских общественных организаций, определены формы воспитательной и учебной работы, которые бы обеспечили развитие детей, ориентированное на жизнь, достойную человека.

Основным показателем эффективности воспитательной системы детского санатория является социальная адаптация личности ребенка к новым условиям санатория: ее социальная адаптация к новым условиям среды, ее самочувствие среди других, включенность в деятельность, ее ценности, уровень образованности и культуры, способы самореализации. И если на вопрос: «Кто тебя любит в санатории?» подавляющее большинство учащихся отвечают: «Никто», это должно настораживать педагогический коллектив детского санатория, родителей, общество.

Пытаясь решить принципиально новые проблемы воспитания конца XX -начала XXI в., школы, с одной стороны, формулируют разнообразные «своды правил» нравственного поведения, и обеспечивают освоение их детьми, а с другой - дают возможность осуществиться личностной активности детей. Наглядным примером этого в Государственном учреждении здравоохранения «Краевом детском санатории «Дружба» для больных легочным туберкулезом» являются правила и система работы с ними для учеников 1-4-х классов, заповеди ученика 5-8-х классов, кодекс чести старшеклассника, заповеди воспитателя.

Воспитательная система детского санатория «Дружба» постоянно развивается и проходит в этом процессе ряд этапов.

Первый этап - становление воспитательной системы. Главной тенденцией данного периода является упорядочение, совершенствование характера связей компонентов системы, осмысление ожидаемых поэтапных результатов. Все это предполагает наличие интегративных процессов. И вместе с тем существует тенденция к дезорганизации: нарушение стабильности; нарастание индивидуальных и групповых различий; появление ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям; разрушение материальных элементов системы. В связи с этим формируется и осмысливается коллективом цель воспитательной системы, отрабатываются основные ориентиры в организации воспитательного процесса, способы взаимопроникновения системы учебной и системы воспитательной работы, определяются коллективные ценности, правила жизни; преодолевается дезинтеграция, укрепляются внутриколлективные связи. Приведение всех ситуаций к «общему знаменателю» является на этом этапе позитивным процессом.

Второй этап - отработка содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются избранные детским санаторием системообразующие виды деятельности, соответствующие конкретным условиям; идет отработка наиболее эффективных форм и методов воспитательных воздействий; рождаются коллективные традиции. Педагоги сознательно и творчески принимают идеи системы и участвуют в их реализации.

Третий этап (завершающий) - оформление системы. Крепнут системные связи; жизнь детского санатория упорядочивается; идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности; формируется чувство «Мы»; усиливается внимание коллектива к каждой личности ребенка. Активнее формируются связи со средой, идет ее освоение, педагогизация; ставится проблема создания единого воспитательного пространства. Среди педагогических сотрудников утверждается ценность творчества, интерес к науке.

Важное дополнение в понимание воспитательной системы внес A.M. Сидоркин. Содержание его подтверждено практикой формирования воспитательных систем в школах разного типа - наличием и сознательным сохранением, формированием «зон неупорядоченности». Иными словами, в школе объективно есть и должны сохраняться и создаваться ситуации, не подчиняющиеся нормам системы, дающие школьникам широкие возможности и право выбора, что необходимо для нормального развития личности. Так, для уединения личности, психологической разгрузки, выбора собственных способов реализации себя в воспитательных системах, существуют занятия по интересам, по выбору и др. Эти формы свободного самоопределения учащихся применяются и в Государственном учреждении здравоохранения «Краевом детском санатории «Дружба» для больных легочным туберкулезом».

Коллектив детского санатория включает в себя и объединения воспитателей, учителей, медицинских работников. Все эти объединения включены в воспитательную систему и потому должны существовать не разрозненно, а дополнять друг друга в воздействии на детей, работать на реализацию ее целей и задач. Центром воспитательной системы детского санатория является детский коллектив. Вместе с тем каждое объединение детей и взрослых имеет свою специфику в решении задач системы.

Новым значимым поворотом в. исследовании проблемы явилась идея моделирования воспитательных систем детского санатория как этапа, предшествующего их созданию в реальной практике. К новым аспектам исследования проблемы следует также отнести идею необходимости создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения детским санаторием своей среды, что обеспечит использование потенциальных возможностей воспитательной системы.

Немаловажной проблемой воспитательных систем детских санаторий является проблема особенностей управления ими. Воспитательная система детского санатория должна быть специальной и важнейшей целью всего коллектива санатория. Создавая воспитательную систему, необходимо изучить воспитательный потенциал семьи, микрорайона, профессиональный уровень воспитателей, особенности контингента детей; наметить цель на каждом этапе развития системы, учитывать коллективные потребности и возможности их реализации, сделать правильный выбор системообразующей деятельности.

Необходимо также учитывать и такие факторы, как активность и согласованность субъектов воспитания, поддержка детского санатория органами здравоохранения и образования, местной властью, шефами, спонсорами. Воспитательная система детского санатория должна отражать социальную ситуацию своего времени, прогрессивные черты общественной жизни, интеграцию научных знаний и опыта - эффективные условия формирования системы.

Изучение гуманистических воспитательных систем, их моделирование и создание, формирование единого воспитательного пространства, управление воспитательными системами - актуальные проблемы, решение которых обеспечит прогрессивное развитие детских санаториев, поможет реализовать важнейший подход гуманистической педагогики «от воспитания всех детей к воспитанию каждого ребенка».

Понятие воспитательная система детского санатория отражает один из наиболее фундаментальных фактов педагогической деятельности: воспитание становится функцией целого социального организма - детского санатория -тогда как прежде воспитание понималось, в сущности, как линейный процесс, целиком задаваемый либо самим педагогическим сотрудником, либо, как максимум, педагогическим сотрудником и воспитуемым. В сферу рассмотрения педагогической науки вводится важнейшая переменная, которая опосредует любое взаимодействие между воспитателями и воспитуемыми, воспитательная система детского санатория.

Воспитательная система детского санатория строится на основе государственной системы и в тесном взаимодействии с системой региональной. Особенности санатория как воспитательной системы заключаются в ее целенаправленном воздействии на определенный контингент детей в течение всего времени нахождения их в санатории. Кроме того, воспитательная система позволяет интегрировать знания и навыки, приобретаемые детьми из различных внешних источников - внешкольных учреждений, окружающей среды и тому подобное. В силу этого воспитательная система детского санатория является важнейшим государственным звеном.

Коллектив детского санатория - ядро воспитательной системы, так как воспитание в коллективе и через коллектив является важнейшим принципом системы воспитания любого уровня. Коллектив детского санатория как система представляет собой органическое единство трех подсистем - детского, педагогического и медицинского коллективов. При этом детский коллектив выступает как субъект воспитания по отношению к членам коллектива: от его интеграционных характеристик (общественное мнение, ценностные ориентации, психологический климат) зависит влияние воспитательной системы на ребенка.

Таким образом, современные научные представления позволяют рассматривать подрастающее поколение как объект воздействия иерархизированного единства воспитательных систем. Каждая из этих систем является объектом управления.

Управление воспитательной системой детского санатория - сложный и многоаспектный процесс. Он состоит из двух взаимосвязанных процессов: получения информации о системе (ее состояние, влияющие на нее факторы и т.д.) и воздействия на нее. Управление любой воспитательной системой осуществляется на трех уровнях: социально-педагогическом, организационно-педагогическом, психолого-педагогическом.

Социально-педагогический уровень управления связан с определением целей воспитания, созданием условий для нормального развития системы, с контролем за ее функционированием. Он осуществляется силами специальных общественных институтов, и в первую очередь органов народного образования.

Организационно-педагогический уровень управления связан с организацией жизнедеятельности детей. Субъектом управления на данном уровне являются коллективы воспитателей и органы детского самоуправления.

Психолого-педагогический уровень управления связан с развитием и корректировкой отношений в детской среде. Деятельность на этом уровне реализуется в основном педагогами-воспитателями, вступающими в непосредственные контакты с детьми.

Эффективность управления воспитательной системой детского санатория на любом уровне обеспечивается комплексным подходом. Смысл использования комплексного подхода заключается в том, чтобы «заставить» функционировать воспитательную систему как органическое единство взаимосвязанных компонентов. В противном случае самая хорошая по своему замыслу система будет действовать «по частям», не обеспечивая в итоге те самые воспитательные задачи, ради которых она создавалась.

В качестве инструмента опосредованного управления развитием воспитательных систем детского санатория используется средовой подход, который в воспитании определяется как совокупность теоретических положений и действий со средой, превращающих ее в средство управления процессами формирования и развития личности ребенка. Его значимость обусловила разработку аксиоматики средового подхода (Ю.С. Мануйлов), которая включает ряд основоположений, принимаемых бездоказательно, на основе данных теоретического исследования проблемы.

Положение 1. Среда - суть то, среди чего пребывает объект рассмотрения.

В теории воспитательных систем детских санаториев их целью, условием и результатом является личность. Следовательно, речь идет о среде ее формирования и развития в воспитательной системе. Из данного определения среды вытекают возможности:

  • изучения личности по среде;
  • воспитание личности средой;
  • проектирования личности по среде.

Обоснование этого кроется в семантике словоупотребления предлога среди:

– быть среди... значит находиться в ряду, наряду, рядом, к ряду, в числе рядоположений с кем-, чем-либо. Из этого следует возможность судить о свойствах личности, по характеристике рядом находящихся объектов (подобное тянется к подобному; скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты);

– быть среди... значит также пребывать, содержаться между кем-, чем-либо. Вследствие этого проектировать будущее развитие личности, значит проектировать промежуток жизни и все то, между чем и чем, кем и кем будет протекать жизнь ребенка;

– быть среди... означает, наконец, быть посреди, в середине, то есть в центре чего-либо. Из этого следует, что воспитывать средой значит формировать периферию, создающую и питающую центр (каждый народ достоин своего правителя; короля делает его свита).

Положение 2. Среда осредняет личность (и тем значительнее, чем продолжительнее личность пребывает в ней). Богатая среда - обогащает, бедная - обедняет, свободная - освобождает, здоровая - оздоравливает, ограниченная - ограничивает и т.д. Данное положение имеет значение в вопросах оценивания и представления результатов, обусловленных средой.

Рассматривая во взаимосвязи со средой человеческую личность, последняя может являться субъектом обладания материальными, социальными и духовными ценностями этой среды. Разумеется, что термин осреднение не несет негативной информации (подобно тому, как употребляются понятия средний француз, средний американец и т.п.).

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

– судить о личности по среде необходимо на уровне типа: так же как по Минску или Санкт-Петербургу вообще судят о жителях этих городов. Исключения могут составить суждения, основанные на диагностике персонифицированной среды (так, по интерьеру квартиры нередко судят о ее хозяине);

– проектировать будущее личности по среде можно, опять же в самых общих чертах на уровне типа, но не более. Так, планируя поступление ребенка в специализированную школу, родители не могут рассчитывать на то, что он обязательно станет яркой творческой индивидуальностью, но полагать, что ребенок приобретет определенные знания, можно с большей вероятностью;

– воспитывать средой, которая осредняет личность, значит развивать тип ее обитателя (например, тип свободной, открытой или угнетенной, закрытой личности).

Положение 3. Среда опосредствует путь развития индивидуума, преломляя его сознание (самосознание) и поведение спектром возможностей, сулящих то или иное качество жизни.

Стремление к качеству жизни свойственно каждому человеку. Альтернативные возможности среды, дающие перспективу приобрести, лишиться или сохранить нечто необходимое для полноценной жизни: материальный достаток, гарантии своей безопасности, чувство уверенности в завтрашнем дне, стабильные, постоянные и регулярные контакты с окружением, заботу и внимание, уважение со стороны «значимых других», признание и оценку и т.д., детерминируют не только необходимость выбора, но и сам выбор.

Как пространство возможностей среда представлена разными нишами:

– материальные, социальные и культурные ниши позволяют изучившим их педагогам определить по шкале имевшихся в них возможностей масштаб, с помощью которого можно судить о личностном развитии ребенка. Например, если ребенок посещает одно и игнорирует другое, то это говорит о культурной идентификации и характеризует характер его выбора, а значит, и саму личность;

– проекты организации среды путем моделирования состава ниш с заключенными в них возможностями могут быть исходными для прогнозирования и планирования процесса и результата развития личности ребенка;

– продуцирование возможностей среды, связанное с изменением состава и структуры ниш, закладывает основу для управления процессом развития, предопределяя то, что будет иметь и будет уметь ребенок как представитель данной среды.

Положение 4. Среда содействует игрой стихий формированию определенного образа жизни ее обитателей.

Стихии - это силы, которые движут, управляют индивидами по аналогии с волной, зарядом, энергетическим потоком, вихрем, двигающимся объектом, мощным импульсом, формирующим тенденцию вибрациями и т.п.

Будучи динамическими элементами среды (в отличие от статистических ниш), стихии способны захватить, увлечь пометить ребенка (помимо его воли) и сформировать в нем установку определенным способом реагировать на предложения среды, определенным образом мыслить, чувствовать и действовать, вести определенный образ жизни.

Стихии управляют выбором возможностей, но иногда лишают ребенка способности принимать самостоятельное решение, внушая ему в качестве единственно приемлемого строго определенный способ адаптации к среде. Различные стихии вызывают к жизни и утверждают различные способы адаптации к среде и актуализируют различные возможности.»

Изучая, проектируя и продуцируя стихии, управляющие поведением детей в среде, можно с большим основанием судить о личности, проектировать ее развитие и эффективно воспитывать средой.

Положение 5. Среда способна при соответствующих изменениях ее значений стать средством управления процессами формирования и развития личности. Воспитательные действия со средой могут иметь как положительный, так и отрицательный результат.

Положительный результат возможен в двух случаях: при положительных значениях позитивных возможностей и при отрицательных значениях негативных возможностей среды (о чем свидетельствует практика воспитания «от противного») (на примере неприятия лжи и т.д.). Отрицательный результат возможен также в двух случаях: при отрицательных значениях позитивных и положительных значений негативных возможностей среды. Значения среды зависят от положения в ней дел, связанных с характеристиками ее параметров (наличие ниш с имеющимися в них возможностями и стихий с присущими им направленностью, фронтом движения, силой, продолжительностью действия).

Не только возможности как носители значений определяют их содержание. Смысловая сторона значений в большей степени зависит от веера стихий, «затевающих игру в нишах». За изменениями в составе стихий следует переоценка возможностей самих ниш. Одни из них утрачивают смысловые значения, другие приобретают. Таким образом, генезис значений среды зависит от изменения характеристик ее основных управляющих параметров.

Поскольку в основе каких-либо изменений в среде лежат действия и именно они образуют управленческий инструментарий, то из этого следует необходимость:

– анализа действий, обеспечивающих превращение среды в средство управления;

– проектирования схемы действий и действующих лиц в среде;

– выполнения субъектом управления и одновременно режиссером среды действий, подсказанных логикой ситуации.

По своей сути следует различать такие действия:

– поддерживающие;

– порождающие нечто;

– упреждающие появление чего-либо;

– разрушающие что-либо.

Изложенная аксиоматика средового подхода в воспитании проясняет основные идеи, на которых базируется практика реализации этого подхода.

Педагогическая концепция детского санатория - это ориентация на личность ребенка, на его интересы и способности. Определяющую роль в жизнедеятельности, детского санатория играет идея системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Педагогический коллектив работает над темой «Личность ребенка в воспитательной системе детского санатория».

Данная тема взята не случайно - это шаг на пути к созданию гуманистической воспитательной системы детского санатория.

Один из стендов в учительской Государственного учреждения здравоохранения «Краевом детском санатории «Дружба» для больных легочным туберкулезом» озаглавлен так: «Заповеди педагогу, входящему в класс» и «Заповеди воспитателя». Каковы же эти заповеди педагогических сотрудников Государственного учреждения здравоохранения «Краевого детского санатория Дружба»?

1. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях и что ваш статус определяется, по словам A.M. Макаренко «Прекрасной Личностью».

6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.

7. Умейте слушать детей.

8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичными.

11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос свой начинайте с «Почему?», «Как?», «Для чего?».

12. Будьте инициативны в общении.

13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.

14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.

16. Только критика без конструктивного начала бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь детям.

18. Старайтесь, чтобы звучали одобрения, похвала, поощрения.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.

20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение человека.

21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.

22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.

23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.

Следующий стенд в учительской Государственного учреждения здравоохранения «Краевого детского санатория «Дружба» для больных легочным туберкулезом» озаглавлен «Наши добродетели»:

1. Верность школе.

2. Добронравие.

3. Честное отношение к делу.

4. Высокий профессионализм.

5. Стремление к творчеству.

6. Любовь к детям.

7. Уважение к администрации.

Думается, что не надо объяснять, как велика объединяющая сила таких документов. За ними видятся творческие группы учителей, сочинявших, обсуждавших, принимавших или отвергавших то, что следует считать добродетелями учителя в этом конкретном санатории.

Одно из важных средств сплочения педагогического коллектива - коллективное создание кодекса чести, заповедей, присяг, например, «Присяги вступающего в учительскую профессию», «Заповеди воспитателей». Рассмотрим одно из них.

«Заповеди воспитателя государственного учреждения здравоохранения «Краевого детского санатория «Дружба» для больных легочным туберкулезом»:

1. Главная цель воспитания - счастливый человек.

2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.

3. Воспитание без уважения - подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность - антипод хамству, невежеству, жлобству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят пирожков «ни с чем».

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи секреты, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

11. Школа - твой родной дом.

12. Пусть в нашем доме кричат от радости, а морщинки пусть появляются от улыбок.

13. Не красна изба углами, а красна изба пирогами. А в пироге главное - начинка. Если она плохая, если пирожок «ни с чем», это плохо.

14. Говори о том, что знаешь. Делай то, что умеешь. Знать и уметь больше - никому не вредно.

15. Школьное дело:- это и наука, и искусство.

16. Не чувствуя любви к детям, сиди смирно дома, не ходи к ним.

17. Помни, что администратор - друг человека.

Сплоченность педагогического коллектива благоприятно сказывалась и на деловых отношениях, освоении идей на уровне технологии. Так, методическую работу детского санатория предварял эпиграф: «Обеспечить движение от слабого ребенка к среднему, от среднего к сильному, от сильного к талантливому». А как строилась воспитательная система детского санатория, ясно было из содержания очередного стенда: «Формы, методы, приемы работы, соединяющие обучение и воспитание». Групповые формы работы, общественный смотр знаний, работа штаба знаний, межвозрастные уроки, межпредметные уроки, уроки творчества, создание ситуаций выбора, партнерство учеников в деятельности, интегративные уроки, деловая игра, ролевая игра, «мозговая атака», урок под голубым небом, суд над предметом, дидактический театр, интервью с исторической личностью, пятиминутки рефлексии, практикум доброты, конкурс шпаргалок - все это и многое другое практиковалось в Государственном учреждении здравоохранения «Краевом детском санатории «Дружба» для больных легочным туберкулезом». Непривычные, нешаблонные формы работы интегрировали усилия педагогических сотрудников как в области обучения, так и в области воспитания детей.

Сегодня и сами формы работы, и мысль об объединении лечения детей, находящихся в детском санатории, их обучения и воспитания в единый процесс, обеспечение состояния упорядоченности известны и реализованы в различных детских санаториях.

В Государственном учреждении здравоохранения «Краевом детском санатории «Дружба» для больных легочным туберкулезом» на основе понятия полисубъектная позиция педагога-воспитателя разработана ее содержательная модель:

«Во-первых, педагог - субъект воспитательного влияния во взаимодействии с ребенком и детским сообществом санатория, что предполагает его готовность и способность:

1. Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов: диалогичности; эмпатического понимания; доверия к возможностям и способностям ребенка; безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности; конгруэнтного самовыражения.

2. Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую на основе отношений сотрудничества и сотворчества.

3. Создавать воспитывающие ситуации (успеха, конфликта и др.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности детей.

4. Раскрывать и реализовывать воспитательный потенциал процесса обучения.

5. Взаимодействовать с детьми как субъектами детского самоуправления, содействовать становлению их рефлексивной позиции в воспитательной системе санатория.

6. Поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самореабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и индивидуальную работу.

7. Предоставлять реальные возможности для личностной самореализации, жизненного самоопределения в пространстве воспитательной системы детского санатория.

8. Транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, к окружающему миру.

9. Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого. Во-вторых, педагог - субъект личностного и профессионального развития себя как воспитателя, что предполагает его готовность и способность:

10. Быть открытым личному опыту, то есть подходить к своим успехам и неудачам, как к своим проблемам, которые позволяют ему, воспитателю, учиться на собственном опыте и понимать себя.

11. Конструктивно самоизменяться на личностном уровне, заботясь о сохранении и развитии своего культурного, нравственного, творческого, психофизического потенциала.

12. Совершенствовать свои профессиональные знания и умения, оказывающие благотворное влияние на формирование и развитие личности ребенка.

13. Осуществлять необходимую исследовательскую работу в целях совершенствования собственной воспитательной деятельности.

В-третьих, педагог-воспитатель - субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей, что предполагает его готовность и способность:

1. Системно видеть процессы обучения и воспитания в детском санатории, определять свою позицию и роль в становлении и развитии воспитательной системы.

2. Свободно и ответственно представлять себя как личность в процессе ценностно-смыслового самоопределения педагогического коллектива в воспитательной системе, как активного участника самоуправления.

3. Поддерживать событийный (совместное бытие) характер отношений в педколлективе как профессиональной общности педагогов-воспитателей.

4. Осмысливать и обсуждать на теоретико-методологическом и практическом уровнях, привлекая возможности педагогики и других социальных наук, актуальные проблемы воспитательной системы детского санатория.

5. Моделировать, проектировать, прогнозировать изменения в собственной деятельности и в деятельности педколлектива по развитию гуманистической воспитательной системы детского санатория.

6. Объединяться в самоопределяющиеся временные общности с другими педагогами с целью решения волнующих проблем обучения и воспитания.

7. Предоставлять возможность коллегам знакомиться с его опытом воспитательной деятельности (держать практику открытой), самому пользоваться аналогично предоставляемыми возможностями.

8. Способствовать вхождению в коллектив новичков.

В-четвертых, педагог - субъект взаимодействия с семьей, социумом, социальными общностями, выходящими на ребенка.

В основу разрабатываемой модели воспитательной системы детского санатория были заложены следующие положения:

– общественное воспитание, осуществляемое в санатории, должно начинаться с высокой идеи, так как личность начинается со святынь, с нравственных ориентиров, с ценностей;

– воспитание эффективно там, где есть искренняя заинтересованность в человеке. Личность ребенка - главная ценность для педагога и главный объект его заботы;

– высокая требовательность к детям должна включать в себя глубокое уважение к его личности. Воспитание без уважения - подавление;

– обучение и воспитание - это взаимодействие педагога и воспитанника, это единый педагогический процесс;

– ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно;

– главным инструментом воспитания является педагогический коллектив детского санатория, действующий на демократических гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью;

– санаторий не единственный воспитатель. Но если он хочет сохранить за собой инициативу и приоритет, воспитательные действия его должны максимально учитывать интересы воспитанников, быть яркими, запоминающимися, захватывающими своим влиянием детей. Необходимо избегать монотонности и шаблона.

Системообразующая деятельность, то есть та ведущая деятельность, которая наилучшим способом формирует воспитательную систему Государственного учреждения здравоохранения «Краевого детского санатория «Дружба» для больных легочным туберкулезом», требовала от организаторов деятельности, общения, отношений, опоры на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Здесь таковыми названы: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Своеобразием воспитательной системы Государственного учреждения здравоохранения «Краевого детского санатория «Дружба» для больных легочным туберкулезом» являются ключевые воспитательные дела, планируемые на год. Это комплексные дела, интегрирующие значительную часть учебно-воспитательного процесса, охватывающие уроки и внеурочную деятельность детского санатория. Их в году немного. К ним тщательно готовятся в процессе лечения ребенка, находящегося в санатории. Это яркие события, периоды праздничного подъема и делового напряжения.

Основная деятельность по подготовке воспитательных дел сосредоточена в группах детей, что дает возможность творческой самореализации каждому. Ключевые дела тщательно анализируются.

Ключевые дела - это годовая программа воспитания. Участие в них обязательно для всех педагогических сотрудников детского санатория и детей, находящихся на лечении в данном санатории. Другие мероприятия, которые хотели бы провести педагогические сотрудники и дети, - их инициатива, им предоставлялась полная свобода.

Закономерностям развития воспитательных систем как педагогического феномена уделяется много внимания. Однако, по нашему мнению, вечных воспитательных систем не бывает, они «стареют, умирают и дают потомство», а вечная воспитательная (и любая другая) система является иллюзией.

Таким образом, гуманистическая воспитательная система детского санатория, являясь основой развития воспитательной среды детского санатория, способствует развитию личности ребенка, находящегося на лечении в детском санатории, создает благоприятные условия для адаптации самого ребенка к новой для него среде санатория.

 

Автор: Бондаренко В.А.