24.08.2011 2057

Архитектурное проектирование как один из факторов развивающего и воспитывающего воздействия на личность (статья)

 

В последнее десятилетие активно развивается массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших технологий на рубеже третьего тысячелетия, которые предопределили революционные изменения в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни.

Факторы прогресса все быстрее меняют свое значение и воздействие на исторический прогресс в целом. Если прежде основную роль играли природные ресурсы, давая странам, сравнительное преимущество в системе экономических и политических взаимоотношений, то сейчас на первый план выдвинулся уровень развития людских ресурсов знания, творчество, умение в широком смысле слова.

Эти тенденции, перейдя из сферы стратегических интересов стран, идей и концепций образования, материализовались в виде конкретных потребностей общества. Изменения социальных потребностей, изменения рынка труда привели к ситуации, когда динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации, в том числе инженерно-строительного профиля вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой. А также с номенклатурой специальностей и специализаций.

Внешним проявлением этого факта является стремление старших подростков к получению дополнительных знаний, рядовым явлением стало получение дополнительного образования.

Поэтому, в связи со значительными изменениями в жизни общества, проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов, имеющих прямое отношение к графической деятельности приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы работы преподавателей, в том числе по архитектурному проектированию.

Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения «образование на всю жизнь» к непрерывному образованию достигается сегодня в государстве путем основательной фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя в области архитектурного проектирования.

Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.

Эти цели достигаются применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает тест-контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса. Педагогический тест-контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.

Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев. Функции контроля в развитии учащихся исследовались в трудах Б.Г. Ананьева, В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.М. Подласого, Л.А. Свешниковой, В.А. Тюнина и многих других ученых.

Комплексное исследование образовательной и развивающей роли контроля освещались в работах К.Г. Деликатного, Н.П. Краевской, Р.Ф. Кривошаповой, П.И. Пидкасистого, О.Ф. Силютиной, Г.И. Щукиной.

Тест-контроль как диагностический элемент в процессе обучения рассматривался с позиций системного анализа в трудах Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. В этих работах раскрываются важнейшие характеристики диагностики педагогического процесса, такие как: объективность, систематичность, своевременность.

Разработка различных педагогических концепций также потребовала рассмотрения роли контроля. Этот вопрос в его различных аспектах описывается в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина.

Вопросы технологии педагогического контроля, его роль в формировании профессиональной компетентности педагога исследуются в трудах B.C. Аванесова, СИ. Архангельского, 1 З.Д.Жуковской, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Кучугуровой, М.М. Левиной, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, Т.В. Тюняевой и других.

Практически каждое исследование по педагогике, так или иначе, затрагивает проблемы контроля.

Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе. Комплексный подход нашел выражение в системе тест-контроля по архитектурному проектированию. !

Эта система успешно используется многими учебными заведениями, как за рубежом, так и в отечественных образовательно-воспитательных учреждениях. Даже при использовании различных форм организации контроля в Краснодарском крае (Кубанский государственный университет) системы контрольных точек, системе тест-контроля по начертательной геометрии присущи общие цели и задачи, определяемые ролью контроля в педагогическом процессе.

Проблемой рейтинговой технологии занимались многие российские и зарубежные исследователи. Среди них: В.П. Беспалько, А.Г. Молибог, В.М. Монахов, О.П. Околелов, А.Я. Савельев, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, Л. Андерсон, Д. Бриге, Р. Гарнье и многие другие. Создана специализированная серия программных продуктов для технического обеспечения системы тестового контроля в учебных заведениях.

Однако большинство работ посвящено техническим вопросам расчета тестового балла в отрыве от педагогических аспектов организации учебного процесса.

Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в педагогической практике используется система тест-контроля как отражение потребностей общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, в том числе, имеющих прямое отношение к архитектурному проектированию, способных к творческой и активной деятельности.

Практическое применение рейтинговой технологии обучения начертательной геометрии и черчения в образовательных учреждениях привело к появлению разнообразных технологических схем ее реализации. Результаты их применения оказались как положительными, так и отрицательными, что объясняется, в большинстве случаев недостаточной проработанностью педагогических аспектов реализуемой системы контроля.

Недостаточно раскрыто представление о системе тест-контроля по архитектурному проектированию как о целостной педагогической системе в образовательных учреждениях.

В связи с этим, обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля.

Разработка, научно обоснованной системы оценивания, планирования тест-контрольных мероприятий по архитектурному проектированию, особенностей мониторинга, как состояния учебных достижений старшего подростка, так и самой системы контроля, а также роли системы тест-контроля по начертательной геометрии и черчении как одного из важнейших мотивирующих факторов.

Сущность внутреннего контроля в условиях современного образования и воспитания подростков заключается в организации системы учебного процесса; содержании и организации тест-контроля по архитектурной графике в учебном процессе образовательного учреждения.,

Для этого необходимо выявить и обосновать педагогические условия содержания и организации тест-контроля по графике в образовательных учреждениях и решить следующие задачи. А именно:

– необходимо раскрыть сущность педагогического контроля по архитектурному проектированию в учебном процессе образовательного учреждения выявить критерии его эффективности;

– выявить особенности реализации функций контроля в рамках системы тест-контроля в целом;

– смоделировать тест-контроль в обучении в рамках образовательного учреждения; осуществить экспериментальную апробацию и выявить основные особенности функционирования системы тест-контроля по архитектурному проектированию. Как правило, результаты проведенного тест контроля среди старших подростков, позволяют выявить слабые стороны, если:

– будут выделены содержание, формы и методы, отражающие сущность организации педагогического процесса в условиях тест-контроля;

– прогнозирование учебных достижений старших подростков будет являться ведущим компонентом системы тест-контроля;

– будут разработаны и соблюдены педагогические условия организации эффективности внутреннего контроля на базе системного деятельностного подхода;

– будут определены критерии, позволяющие определить действенность тест-контроля по архитектурному проектированию как одной из форм контроля учебного процесса в образовательно-воспитательном учреждении;

– действенность системы будет обеспечена сочетанием как нормативно-технологического, так и личностно-ориентированного подходов в системе тест-контроля по архитектурному проектированию.

В опытно-экспериментальной работе программа, помимо основной деятельности над архитектурно-графическими объектами как средством формирования пространственно-образного мышления подростков, предусматривала использование: предшествующего опыта психолого-педагогической работы со старшими подростками; положительного потенциала подростков; услуги работников и педагогов социальной реабилитационной сферы.

Работа со специалистами в области архитектурного проектирования образования и воспитания детей подросткового возраста. В опытно-экспериментальной работе приняло участие боле 50 специалистов различного профиля. 80% из них имеет высшее образование, но к сожалению, деятельность у 25% специалистов не соответствует профилю специальности.

Более 55% из них прошли курсы повышения квалификации или переподготовки в области архитектурному проектированию. Практически каждый третий из них, несмотря на включение в образовательную работу, неудовлетворен своими возможностями осуществления процесса формирования пространственно-образного мышления подростков средствами архитектурного проектирования в связи с отсутствием профессиональной специальной подготовки.

В значительной мере, как свидетельствуют данные опроса, это объяснялось: нестандартностью других целей и задач в сложной образовательной работе с детьми подросткового возраста, неопределенностью своего положения, с точки зрения выполняемых совмещенных обязанностей по занимаемой должности педагога; реальным состоянием чрезмерно перегруженной деятельности с подростками и т.д.

Более 55% затруднялись охарактеризовать собственные возможности в области архитектурной графики (объясняя это отсутствием должной учебной методической литературы) и проявили явный интерес к их образовательной деятельности, направленной на обеспечении данными знаниями.

Менее 40% специалистов не только имели неточности в ответе на вопрос о характере собственных мероприятий, которые были направлены на формирование пространственно-образного мышления подростков средствами архитектурного проектирования, но и нуждались также в профессиональной переподготовке, как педагоги образовательных учреждений.

Характеристика деятельности специалистов в области графики позволила выявить ряд проблем, среди которых доминирующее звено возглавляет:

Первое - необходимая подготовка;

Второе - развитие профессиональной, воспитательной и образовательной мотивации для обеспечения процесса формирования пространственно-образного мышления подростков^ средствами архитектурного проектирования;

Третье - создание необходимо должных социально- материальных условий для работников в данных учреждениях;

В-четвертых - активное привлечение дополнительных специалистов, необходимых для работы в образовательно-воспитательных учреждениях;

В-пятых - освобождение от других совмещаемых должностей педагогов.

Предметом подготовки педагогов образовательных учреждений стали актуальные задачи образовательно-воспитательной работы в области архитектурного проектирования.

А также освоение отечественного и зарубежного опыта в данной области. Психолого-педагогический анализ процесса1 формирования пространственно-образного мышления.

Психолого-педагогическая подготовка специалистов к деятельности и общению с детьми старшего подросткового возраста.

Изучение на спецкурсах государственных и ведомственных документов по архитектурному проектированию, теории теней, образованию и воспитанию детей подросткового возраста.

В целях развития у педагогов профессиональной мотивации в обучающей программе были предусмотрены следующие мероприятия:

– разъяснение функциональных обязанностей специалиста, работающего над проблемой формирования пространственно-образного мышления старшего подростков средствами архитектурного проектирования;

– демонстрация намеченных целей и достигнутого результата;

– совместные мероприятия со специалистами, работающими над данной проблемой в других регионах страны;

– оценка деятельности педагогов со стороны руководства, других специалистов.

В целях реализации возможностей педагогов-архитекторов проводились мероприятия:

– перспективное планирование занятий, необходимых для решения выше обозначенных проблем в окружающем образовательном пространстве;

– согласование действий педагогов с администрацией в решении комплексных образовательно-воспитательных задач в области архитектурного проектирования и образования.

В работе с педагогами, занимающимися со старшими подростками экспериментальных групп, особое внимание уделялось повышению уровня знаний, развитию умений в области архитектурного проектирования; освоению новых методик, применимых к условиям данной деятельности, направленной на пространственно-образное мышление подростков.

Можно сказать, что изложенная в данном варианте модель проводимого эксперимента является классической.

Вначале проводилось предварительное тестирование - устный опрос в экспериментальной группе и тест в контрольной группе, о котором говорилось выше в описании методики констатирующего эксперимента.

Предварительный тест, определяющий начальный уровень знаний, умений и навыков подтвердил, что стартовые возможности экспериментальной тест-контрольной группы одинаковы. Затем в экспериментальной группе велась работа по экспериментальной методике, а в тест-контрольной группе без экспериментального фактора.

Работа по формированию суждений и представлений об архитектурных объектах в экспериментальной группе велась по следующим направлениям:

1. Развитие сенсорных способностей у старших подростков при восприятии графических объектов в окружающем мире;

2. Формирование эстетических качеств у подростков в отношении архитектурной графической деятельности;,

3. Формирование знаний умений и навыков работы с архитектурными чертежами.

Эмоциональное восприятие объектов в окружающем мире стимулировалось посредством использования на занятиях наглядного материала - плакатов, архитектурных деталей, чертежей-образцов.

Создание на занятиях должного эстетического отношения к архитектурному проектированию также способствовало ассоциативно-игровое ее восприятие, как будущих специалистов инженерно-строительного профиля.

Рассмотрим работу по формированию осознанного восприятия архитектурных объектов через вышеназванную практическую и теоретическую деятельность более подробно, та как она проходила поэтапно.

Итак, первый этап заключался в знакомстве с архитектурными объектами в природных условиях с тенями в солнечном освещении, а также с фотографиями архитектурных объектов с натуры.

Далее знакомство с чертежами архитектурного объекта выполнялось в процессе графической деятельности в виде ортогональных проекций рассматриваемого объекта с построением теней и чертежными приемами со смешением красок и получением оттенков.

После этого выполнялась объемная модель-макет из плотной бумаги или картона в условной форме и масштабе с выявлением основных композиционных элементов и особенностей реального архитектурного объекта.

Затем подростками выполнялся эскиз-набросок, в котором была отражена, по их мнению, основная идея и образ.

Дальнейшая работа продолжалась путем сравнения чертежно-графических работ, макетов-моделей и эскизов-набросков с реальными архитектурными объектами, в окружающем социуме и в ГОСТах, учебных пособиях.

Модели архитектурно-строительных объектов, другая бутафорская продукция, по мере их возрастных возможностей, изготавливалась непосредственно самими подростками.,

Как результат данного знакомства, обеспечивалось обогащение подросткового словарного запаса чертежно-графическими обозначениями. Безусловно, включение помощи со стороны педагогов и других специалистов исходило из производственной необходимости.

Но это вносило соответствующие поправки и не лишало подростков их собственной творческой фантазии, а также, не мешало процессу реализации знаний, умений и навыков практической деятельности с графическими объектами. Как итог данной деятельности, являлось выполнение эскизов, макетов, чертежно-графических заданий, иногда включающей отмывку чертежей цветной тушью, акварелью.

И если вначале подростки в работе над цветовым решением композиции полагались в основном на личные чувства и интуицию. То в дальнейшем этим личным качествам, хотя и уделялось внимание, но при этом сказывалось умение проявлять осознанный выбор приемов и навыков при решении графической композиции.

Основным способом формирования пространственно-образного мышления является умозрительное сопоставление реально существующего архитектурного объекта в различном природном освещении с объемным макетом, с чертежно-графическим изображением.

Динамика процесса пространственно-образного мышления основана на неоднократной тренировке способностей подростка в представлении и предвидении архитектурной идеи и замысла объекта до его технического воплощения в практику жизни. При этом подросток умозрительно воспроизводит объект от общему к частного и от простого к сложному.

В такие моменты подросток способен содержать в уме технические, эстетические, экологические качества, коммуникации объекта, и

расположения его в окружающей застройке относительно индивидуального пространства, затем улицы, города или иначе микро, макро мезо среде

В последующие циклы вышеперечисленной деятельности подростком на основании анализа ошибочных решений происходит выбор оптимального архитектурного решения.

Соответственно одновременно у подростков формируется эстетическая оценка, эстетическое суждение, эстетический вкус.

 

Автор: Бродягин В.А.